Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны?

Содержание

гаммы на гитаре для начинающих

Гамма на гитаре — что это такое?

Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.

Для чего нужны гаммы гитаристу

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Полный список

Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.

Какие гаммы учить в первую очередь?

Какие гаммы учить в первую очередь

Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите расположение нот на грифе. Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные. Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.

Кроме того, и об этом будет сказано ниже, вам стоит обратить внимание на так называемые гитарные боксы – если выучить их, то дальнейшее освоение гамм будет намного проще, чем оно могло бы быть.

Значение гамм для исполнителя

Значение гамм для исполнителя

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Разновидности гамм

Разновидности гамм

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Теория построения

Теория построения гамм

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Кроме того, если в миноре между двумя последними тонами вставить еще и полутон, то получится так называемая гармоническая гамма. То же самое применимо и к мажору, но если полутон вставить между пятой и шестой ступенями. Это придает звуку восточный оттенок.

Аппликатура гамм на гитаре

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.

Аппликатура гамм на гитаре

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.

Как играть гаммы на гитаре

Как играть гаммы на гитаре

Самое главное – играть под метроном. От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Кроме того, попробуйте играть гаммы дуолями, триолями и другими ритмическими рисунками. То есть, за один удар метронома вам надо проиграть ноту два раза, три, или больше. Это сильно ускоряет руку и учит привыкать к нечетным и ломаным размерам.

Особенности игры

На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Боксы гаммы — что это такое

По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе. Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки. Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.

Бокс гаммы до мажор

Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?

Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.

Позиции мажорных гамм на гитаре

Примеры гамм на гитаре для начинающих

Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.

Гамма До мажор

Гамма Ля минор

Хромотическая гамма

Гаммы табы GTP

В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм. Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу.

  1. Algerian Traditional Music Scales.gp4 – Скачать (6 Kb)
  2. Hromaticheskaya_gamma_oktavyi.gp5 – Скачать (2 Kb)
  3. Major Scale Positions.gp3 – Скачать (9 Kb)
  4. Scales and Arpeggios — B SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  5. Scales and Arpeggios — C SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  6. Scales and Arpeggios — D SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  7. Scales and Arpeggios — E Aeolian.gp3 – Скачать (1 Kb)
  8. Scales and Arpeggios — E SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  9. Scales and Arpeggios — Gb-F#.gp3 – Скачать (1 Kb)
  10. Scales and Arpeggios — Lots Of Scales in C.gp3 – Скачать (2 Kb)
  11. Scales and Arpeggios — Modes.gp3 – Скачать (2 Kb)
  12. Scales and Arpeggios — Scales of all kind.gp3 – Скачать (6 Kb)
  13. Scales and Arpeggios — Scales.gp3 – Скачать (5 Kb)
  14. Scales and Arpeggios — Thirds Exercise.gp3 – Скачать (2 Kb)
  15. Scales and Arpeggios — Various Warm.gp4 – Скачать (5 Kb)

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  1. Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих
  2. Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
  3. Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?
  4. Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.
  5. Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
Вам будет интересно  Как и с чего начать занятия пауэрлифтингом: техника базовых упражнений и примеры тренировок для начинающих

16 Replies to “ Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны? ”

День Добрый!
Вопрос: в абзаце «Боксы гаммы — что это такое» под фразой «Боксы гаммы G major (До мажор)» под номером 1 стоит та же схема, которая в виде табулатуры показана ниже, как «Гамма Ля минор». Почему?

Здравствуйте, Александр. Гаммы До-мажор и Ля-минор являются параллельными тональностями, поэтому у них одинаковые аппликатуры. Также для примера можно привести другие параллельные гаммы, у которых также одинаковые аппликатуры Фа мажор — Ре минор, Соль мажор — Ми минор и т.д.

По сути, изучая гаммы вам необходимо выучить ее в миноре или мажоре, т.к. в параллельной тональности она исполнятся, будет точно также. Разными будут только тоники.

Обман, ничерта тут не проще, чем на фортепиано. На фортепиано сразу понятно, а тут больше думать надо.

Смотря, с какой стороны на это смотреть. Если вам игра гамм на фортепьяно кажется легче, то тут не поспоришь. Значит так и есть.

В статье удобство и простота подчеркиваются запоминанием боксов. Дело в том, что если вы знаете один из боксов гаммы До-мажор на гитаре, то переставьте эту позицию на 2 лада вперед и вы получите гамму Ре-мажор с такой же аппликатурой, переставьте позицию на 1 лад назад и получится гамма Си-мажор.

А почему, меняя тонику, именно двигать вниз по грифу а не вниз/вверх?

Здравствуйте. Необязательно менять тонику и двигаться только вниз по грифу. Если диапазон грифа на конкретной позиции позволяет вам двигаться вверх, то конечно это лучше делать. Просто к примеру если рассмотреть 5-ую схему (позицию) гаммы Ми-минор, то видно то, что с «нулевого лада» 6-ой струны мы не можем подняться выше по грифу, т.к. диапазон ограничен, от сюда только вниз по гриф, но если есть куда сместить аппликатуры, то следовательно это сделать можно.

Я неплохо для дилетанта играю на фортепиано, имею некоторое представление об элементарной теории музыки и всегда и всему училась и учусь с легкостью. Но автор объяснения про гаммы, пытаясь избежать, как ему кажется, ненужного теоретизирования, все ужасно запутывает. Если бы у меня не было некоторых теоретических знаний и практики музицирования, я ничего бы не поняла. Воистину нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Автор должен был бы объяснить, что вообще-то гаммы начинаются с тоники, рассказать, почему он считает нужным советовать играть гаммы не от тоники, тогда не пришлось бы утверждать, что до-мажор и ля-минор — одно и то же, и так далее.

В статье есть большой список гамм различных тональностей, а также пентатоники и блюзовые гаммы. В этих статьях детально все разбирается, формулы, боксы, табы и теория в том количестве, в котором нужно. Мы не ставили цель учить теории в этой статье, она несет общий характер описания и отвечает на конкретный запрос. Поэтому не соглашусь с вами. В статьях с самими гаммами все подробно расписано, вы можете прочитать и убедиться в этом.

Честно говоря, безграмотность изложения просто лишает смысла все попытки что-то разъяснить. Автор объясняет так, как будто все дело в механике, а к звуку это вообще отношения не имеет. Ну ладно, я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе. Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»? Это звучит нелепо, ничего не дает для непосредственного музыкального восприятия и вносит путаницу.

Честно говоря, уважаемая Анна вы пишите какую-то ерунду. Откуда у вас такая компетенция писать и заявлять о безграмотности нашего автора? Кто вы? Мне это честно и не интересно, вот получая такие комментарии злющие с кучей негатива, я не совсем понимаю, что у вас в голове на этот момент. Вы ведь на музыкальном сайте, это хобби, это сообщество людей которым интересно узнать что-то новое! А вы со своим негативом, что хотите привнести в это сообщество?! Вместо того чтобы, писать вот всякие упреки, лучше писать что-то полезное по теме, т.к. комментарии читают и люди если комментарий классно написан, извлекут из него пользу. Из вашей писанины пользы, к сожалению нет.

Теперь давайте разберемся с гаммой.
1) Вы пишете: я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе.
Ответ: Что?! Эти тональности параллельны, их не нужно объединять. Почему именно в первом боксе? Тут не понятно, да и не особо нужно это.

2) Вы пишете: Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»?
Ответ: не поверите, но можно. Нота Си входит в гамму До-мажор. Все дело в том, что мы играем на гитаре. Для удобства гаммы разбиты на боксы по позициям, в которых гамма играется в 2 октавы. Вот эти боксы, это только лишь условное распределение нот, чтобы было играть их не меняя позиции. Поэтому можно начать и не только с ноты Си.

В других случаях же эту гамму и на одной струне сыграть и на 2 двух струнах, и по диагонали, примеры с боксами дают нам шаблон для удобства, чтобы изучить гамму на всем грифе. А сама гамма До-мажор это все ноты на этом грифе которые входят в данную тональность. Следовательно, на данном примере нам не обязательно начинать только с Ноты До.

Если же играть гамму, с какой то гармонией, то конечно нам нужно ориентироваться на тональный центр аккордов и то не всегда. Надеюсь, вы поняли мою мысль и прекратите упреки грамотности автора.

Хороший материал , как и хорошая подача , мне как новичку было интересно читать статью. А о ее пользе не стоит даже говорить)

Если честно, для новичка совсем непонятны табулатуры гамм. Почему несколько точек с цифрой 1? Ведь гамма включает только одну определенную ноту и потом следующую и т.д. А здесь надо по ладу двигаться вниз? Но это будет уже не гамма. Вы объясняете для людей, которые уже все это знали, но чуть-чуть подзабыли мкажем пару лет не занимались. А для новичка — здесь непонятно объяснено.

Здравствуйте. В этой статья представлена общая информация по гаммам. В самой статье есть ссылки на конкретные гаммы, к примеру До-мажор. Перейдите по ссылке, там информация уже представлена развернуто и как раз рассчитана для начинающих.

Ничего не понял, но очень интересно! Когда разберусь тоже буду в теме )

Соглашусь со МНОГИМИ из этих комментарий… красиво подано но НЕПОНЯТНО…
Пытаюсь понять теорию, но натыкаюсь на не соответствие подачи и разъяснения материала.
Проще было написать… выучите, зазубрите эти боксы, схемы, позиции, запомните где находятся ТОНИКИ в каждом боксе и … потом к вам прийдет ПОНИМАНИЕ…
Сайт прекрасен! Спасибо вам за вашу работу! НО негативное мнение… тоже мнение но если их больше … может надо ПОДУМАТЬ…
P.S.
У вас боксы, позиции или схемы имеют разную нумерацию внутри одной гамм… здесь 1 бокс начинается с 5 лада, в конкретном разборе гаммы ДО-мажор с 7 лада… это тоже вносит сумятицу… или номера боксов УСЛОВНЫ…
С уважением Юрий!

Здравствуйте. Спасибо за отзыв и комментарий. Постараюсь на него ответить информативно.

1) Данная статья «Гаммы на гитаре для начинающих» носит общую информацию о гаммах. Подробная теория по каждой гамме внутри отдельных статей, ссылки на них списком в этой статье. Внутри этих статей как раз так все и написано, как они строятся, как нужно по ним заниматься и т.д.

2) На счет негативного мнения, могу сказать так. У сайта большая аудитория и посещаемость и за столько лет работы над сайтом, я получал и получаю негативные комментарии типичного содержания и пришел к выводу, что эти письма пишут определенная категория людей. Всем не угодишь! Но есть вот адекватные комментарии как ваши, на сайте с другим настроем и подачей, скорее всего вам не безразлично и интересно. Поэтому на такие комментарии и отвечать интересно и помогать по конкретным вопросам.

3) По поводу номеров боксов (позиций). Эта нумерация имеет условный характер, совершенно неважно, в каком порядке и как они располагаются. Данные боксы это только лишь способ запомнить гамму в пределах 2 октав на отдельном участке грифа. А в идеале знать все 5 + в каждой статье мы пишем, что нужно только выучить эти 5 позиций и научиться их передвигать по грифу, чтобы играть гаммы других тональностей. Знание аппликатуры конкретного бокса и умение его передвигать по грифу, избавит вас от запоминания этих цифр, вам нужны будут лишь только варианты этих аппликатур.

Зная это вам, вы заметите закономерность и важность запоминания тоник в конкретных боксах и тональностях. Все не так сложно. Лучше все читать с гитарой в руках и сразу пробовать, чтобы строить, играть, разбираться, это будет более продуктивно.

Как играть гаммы на гитаре: советы для начинающих

Гаммы – это не только удел новичков. Ошибочное предубеждение и то, что проигрывание гамм – скучное и совсем необязательное занятие.

Есть как минимум 4 причины играть гаммы на гитаре:

  1. Изучение грифа: на каком ладу какая нота находится. Систематическое проигрывание минорных, мажорных и других гамм помогает без зубрёжки, непринуждённо, по ходу практических упражнений, выучить наизусть расположение нот на грифе.
  2. Отработка аппликатур: видение «шаблонов» разнообразных звукорядов на грифе помогает в разучивании мелодий, придумывании соло, риффов; и даже в аккомпанементе – когда в определённой позиции к аккорду нужно добавить обыгровку, мелодический ход или дополнительную ступень.
  3. Развитие техники: левая рука – беглость пальцев, правая – отрабатываются всевозможные медиаторные техники (в зависимости от того, каким штрихом гитарист играет гамму – переменный, экономный, даунстрок и др.). И синхронизация рук – слаженность работы левой и правой в процессе звукоизвлечения.
  4. Развитие чувства ритма. Гаммы, как правило, играются под метроном или минусовку (аудиозапись с аккомпанементом). И умение чётко по долям такта играть ноты разными длительностями (четвертными, восьмыми, шестнадцатыми, триолями) даёт крепкую основу для развития исполнительских навыков: отработка всевозможных ритмических фигур, разучивание произведений с листа, съём на слух, освоение импровизации и др.
Вам будет интересно  Как грудь накачать отжиманиями: 7 эффективных упражнений

Далее рассмотрим, как играть гаммы на гитаре с максимальным КПД развития техники, ритма, музыкальной теории и с интересом (не поглядывая на часы, когда же закончится занятие). В статье – первые шаги и рекомендации по мере накопления исполнительского опыта.

С чего начать

Для начинающих первый этап изучения гамм – это обычно До мажор. И мы тоже последуем этой традиции. Начнём с этого звукоряда.

Возможно, ещё со школьных уроков пения звуки этого лада вам известны. Их семь – До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4), Соль (5), Ля (6), Си (7). А вот восьмой звук по счёту – снова будет До, но на октаву выше, то есть звук повторяется через семь ступеней.

Давайте разберёмся, как правильно, сыграть До мажор на первых ладах гитары.

Сначала научимся играть гамму от самого низкого (первого звука) до самого высокого. Такое направление называется восходящим движением.

Вот так До мажор выглядит в нотной записи:

До мажор восходящая (1 октава)

А так звучит гамма на гитаре:


Не спешите ассоциировать с «китайской грамотой». Сейчас всё последовательно изучим.

На нотном стане – звуки последовательно, вверху название нот. Каждый звук – это ступень гаммы (обозначена цифрой рядом с названием). Как будто подымаетесь по лестнице: До (1) – первая, Ре (2) – вторая, Ми (3) – третья и т.д., До (8) – снова тоника, считайте лестничная площадка для следующего подъёма.

Обратите внимание, как расположены ноты на линейках нотного стана: До – на нижней добавочной, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке и т.д. Только ознакомьтесь. Заучивать пока не нужно.

Цифра слева возле каждой ноты, это пальцы левой руки (каким пальцем брать ноту на грифе):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец;
  • 0 – звучит открытая струна, прижимать пальцем ненужно. Отрытые струны гитары – это тоже звуки, и некоторые из них есть в гамме.

обозначение пальцев левой руки

4/4 (возле скрипичного ключа) – метр (ритмический размер). Это значит, что в каждом такте четыре доли, и длительность каждой доли равна четвертной ноте. По нашей задаче получается: когда мы включим метроном, чтобы сыграть гамму – на каждый его удар синхронно нужно будет сыграть одну ноту (послушайте аудиотрек); первые четыре ноты – это такт, в записи обозначен границей (вертикальная линия на нотном стане), следующие 4 ноты – следующий такт; получается два такта, и играем заново.

В рамках этой статьи по нотной записи мы рассматриваем самый минимум музыкальной теории, необходимый для практической части. Но если вы планируете углублённое изучение гитары, то, конечно, желательно детально ознакомиться с основами теории музыки (в частности – длительности нот, ритм и метр, знаки альтерации и др.). Учебники и курсы по элементарной теории музыки можно без особого труда отыскать в Сети.

Этими значками обозначаются удары медиатором, для каждого звука гаммы:

  • – удар вниз;
  • – удар вверх.

Блок «TAB» (группа линеек во втором блоке записи) – пока это наш главный ориентир для поиска нот на грифе – схематическое обозначение расположения нот на грифе. 6 линий – шесть струн (самая нижняя – шестая, басовая). Цифры на линиях под каждой нотой – это номер лада, где расположена нота. Если «0» – значит струна открытая.

Итак, смотрим в табы и ноты гаммы и играем. Последовательно разбираем каждую ноту:

До – цифра 3 возле ноты, значит нужно прижать третьим пальцем левой руки (безымянным). В TAB (в табах под нотой) – 3 на пятой линейке – это значит, нота До на третьем ладу пятой струны. Ставим палец, прижимаем струну. Правая рука – штрих – удар медиатор вниз. Извлекаем звук.

Вторая нота Ре – цифра 0, прижимать не нужно, по табам – открытая четвёртая струна. Удар медиатора – вверх.

И таким образом каждый звук гаммы. Как полностью разберёте аппликатуру и запомните, можно попробовать сыграть под метроном.

Есть специальные программы для ПК (например, Fine Metronome) и онлайн-сервисы.

Fine Metronome

Установите медленный темп – 50-80 ударов в минуту и сыграйте гамму. На каждый удар – по одной ноте.

Затем сыграйте эту же гамму в обратном порядке – нисходящем движении. От самого верхнего звука До (8) к нижнему До (1). Также переменным штрихом – чередуя удары медиатором вверх-вниз.

 До мажор нисходящая (1 октава)

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор под метроном. Не обязательно быстро. Достаточно – до 50-80 ударов в минуту.

Когда будет получаться без ошибок, чисто – поиграйте мелодии, фразы в До мажоре в пределах одной октавы, чтобы можно было использовать аппликатуру, которую вы изучили и освоили. Например, можно сыграть песню «Ёлочка» (табы и ноты, подробный разбор – здесь).

До мажор на шести струнах

Следующий шаг – задача чуть-чуть посложней. Сыграем уже знакомый нам До мажор, но в аппликатуре на 6 струн.

И ещё немного теоретических познаний – чтобы научится отыскивать ноты не только по табам, но и по интервалам между ступенями. Как бы «вычислять» их местоположение на грифе.

Структура в интервалах между звуками До мажора такая:

До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

На грифе гитары эти интервалы определяются так:

  • полутон – звук на соседнем ладу (например, на 5 струне ми на втором ладу, а через полутон Фа – на третьем ладу);
  • тон – звук через лад (например, на 2 струне: До на первом ладу – через тон – Ре на третьем ладу).

Теперь давайте посмотрим по гамме и сыграем. Аппликатура на 6 струнах в пределах трёх ладов:

До мажор на 6 струнах

Обратите внимание, начинаем играть с Ми, третьей ступени гаммы (шестая открытая струна – самый низкий звук в диапазоне гитары), а не с До (с первой).

Запомните звуки открытых струн гитары (строй): 6 (басовая) – ми, 5 – ля, 4 – ре, 3 – соль, 2 – си, 1 – ми.

Следующий звук Фа. По структуре гаммы он расположен через полутон. Открытые струны условно принимаем за нулевой лад. Получается: от Ми полутон – на соседнем ладу, то есть от «нулевого» лада полутон – это первый лад. Фа на 1 ладу шестой струны.

Соль – тон от Фа – на третьем ладу шестой струны.

Ля – открытая пятая струна, Си на 2 ладу пятой струны (тон) и т.д.

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор на 6 струнах под метроном в медленном темпе.

Играйте ежедневно это упражнение. В качестве разминки и на развитие техники. Разучите несколько простых мелодий в До мажоре.

Ля минор на первых ладах играется в этой же аппликатуре, но начинается с открытой пятой струны (первой ступени – Ля). Подробней, как играть эту гамму, здесь.

До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше

Сыграйте гамму в открытой позиции:

Ми минор:
Ми (1) – тон – Фа-диез (2) – полутон – Соль (3) – тон – Ля (4) – тон – Си (5) – полутон – До (6) – тон – Ре (7) – тон – Ми (8)

и Соль мажор:
Соль (1) – тон – Ля (2) – тон – Си (3) – полутон – До (4) – тон – Ре (5) – тон – Ми (6) – тон – Фа-диез (7) – полутон – Соль (8)

Обратите внимание, что в этих тональностях нота Фа повышается на полтона, на что указывает знак альтерации диез. В нотной записи он ставится возле скрипичного ключа:

У каждой тональности есть свои знаки альтерации (диезы, бемоли). Например, Си минор/Ре мажор – Фа-диез и До-диез, Ре минор/Фа мажор – си бемоль. Найдите в учебнике по музтеории квинтовый круг тональностей: ознакомьтесь с этой системой, ключевыми знаками.

Попробуйте найти звуки этих гамм на грифе самостоятельно, руководствуясь интервальной схемой. Аппликатура такая же, как и у До мажора – в пределах трёх ладов с открытыми струнами.

Если Ми минор: Ми (1) – открытая 6 струна, Фа-диез (2) – на тон, это 2 лад на шестой струне, Соль (3) – на полтона от фа-диез, это 3 лад на шестой струне, A (4) – на тон от соль, это пятая открытая струна и т.д. По такому принципу находим все звуки и играем в восходящем и нисходящем движении под метроном.

Подкрепляйте изученные гаммы практикой: сыграйте мелодии, отдельные фразы из произведений в Ми миноре, Соль мажоре, используя разученную аппликатуру.

Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)

От первых трех ладов, к четвёртому, пятому… и далее по грифу. На этом этапе можно освоить принцип построения двух аппликатур от тоники:

Вам будет интересно  Комплекс упражнений на 2 месяца

1. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по правую сторону от первой ступени (тоники), в направлении ладов грифа выше.

Ля минор: аппликатура от тоники (1 ступени) на шестой струне по правую сторону.

Ля минор по правую сторону

Аппликатура изображена в гитарной сетке. Это схематическое изображение грифа: горизонтальные линии – струны (1 струна вверху, 6 струна – внизу), вертикальные линии – лады, римская цифра указывает номер лада на грифе; точки – расположение звуков гаммы.

Си (2) – на 7 ладу, До (3) – на 8 ладу, Ре (4) – на 5 ладу пятой струны и т.д.:

по правую сторону от тоники

2. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по левую сторону от первой ступени (тоники), в направлении к первым ладам грифа.

Аппликатура Ля минора: по левую сторону от тоники:

по левую сторону от тоники

аппликатура слева от тоники

Аналогичным образом можно построить две аппликатуры по левую и правую сторону от тоники и на пятой струне.

Для Ля минора – первая ступень Ля на 12 ладу пятой струны.

тоника на 5 струне (налево)

тоника на 5 струне (направо)

Гаммы в позициях

Позиция или бокс – это определённая область грифа, как правило, в пределах 4 – 7 ладов, в которой строится аппликатура гаммы.

Гаммы в позиции играются не только от тоники, но и от других ступеней, в зависимости от расположения звуков на грифе. Существуют различные системы построения: 5 позиций (с привязкой к основным аппликатурам мажорных или минорных аккордов), 7 позиций (от каждой ступени).

Далее рассмотрим, как играют гаммы на гитаре в боксах, которые наиболее часто используются. Они пригодятся вам не только для отработки техники, изучения строения гамм, но и при разучивании соло, рифов, для написания собственных гитарных партий, переложений для гитары партий других инструментов.

Мажорная

Всё тот же До мажор, но в позициях: 1 бокс – от 1 ступени (До), 2 – от 2 ступени (Ре), 3 – от 3-ей (Ми), 4 – от 5-ой (Соль), 5 – от 6-ой (Ля).

Подробный разбор этих боксов и использование их для проигрывания мажорной гаммы в разных тональностях в этой статье.

боксы мажорной гаммы

Минорная

Минорная гамма в 5 позициях.

Для параллельных (парных) тональностей, мажора и минора с одинаковыми ключевыми знаками (см. тональности по квинтовому кругу), аппликатуры одинаковые, но расположение ступеней разное, относительно тоники мажорного и минорного лада. Например, для До мажора и Ля минора: в до-мажорной гамме позиция от тоники на 8-ом ладу, а вот по ля-минорной – эта же позиция (на 8-ладу) получается от третьей ступени минорной гаммы.

Подробный разбор минорной гаммы в 5 позициях смотрите здесь.

Минорная гамма в 5 позициях

Пентатоника

Пентатоника мажорная, минорная – гамма из 5 нот. Широко применяется гитаристами в блюзе, во многих направлениях рока, джазе.

Подробно о том, как играть пентатонику в пяти позициях на грифе смотрите тут.

пентатоника в позициях

Блюзовая

Практически такие же аппликатуры в позициях, как и для пентатоники, но с добавлением блюзовой ноты (по ступеням гаммы – это пятая пониженная ступень (b5) или в другом варианте записи – четвёртая повышенная (#4) ). Например, Ля миноре блюзовая нота – Eb/D#.

Как играть блюзовую гамму в 5 позициях в этой статье.

блюзовая гамма

По три ноты на струне

Особенность этих аппликатур – на каждой струне играется по три ноты гаммы. Такой подход часто используется в скоростной технике.

Семь боксов на примере гаммы Соль мажор – от каждой ступени:

  • III лад – от соль – 1 ступени (тоники);
  • V лад – от ля (2 ступень);
  • VII лад – от си (3);
  • VIII лад – от до (4);
  • X лад – от ре (5);
  • XII лад – от ми (6);
  • XIV лад – от фа-диез (7).

По три ноты на струне

Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия

На первый взгляд проигрывание гамм – монотонное занятие – одно и то же –надцать минут в день. А многие к этому ещё и добавят, что разучивать произведения с листа, снимать соло, просто импровизировать куда интересней. На то есть своя правда.

Однако и гаммы можно играть с интересом: 15 минут, 20 минут или даже час за тем же До мажором или Ля минором могут пролететь незаметно. И, между прочим, с пользой для дела, не на «автопилоте». Достаточно лишь внести разнообразие в занятия по разучиванию и отработке гамм – по ритмике, способу звукоизвлечения, привязке к аккордам, по интервалам и пр.

Концепция ниже рассматриваемых подходов состоит ещё и в том, чтобы наряду с отработкой техники рук, заучиванием аппликатуры, задействовать и механизмы развития других музыкальных навыков. Например: слух, чувство ритма и ритмические фигуры, различные медиаторные техники, построение интервалов и др.

Не только под метроном

На начальном этапе изучения гаммы метроном – лучший способ для контроля темпа, ритма. Но со временем, когда уже гамма отработана, каждая нота играется чисто и ровно, можно метроном заменить гитарной минусовкой. Достойная альтернатива, монотонному постукиванию. Это и веселей, и полезней. Отрабатывается не только ритм, но и слух – звуки гаммы под аккомпанемент.

Конечно, речь идёт не о какой-то песне, композиции, а об одном единственном аккорде, тоническом трезвучии или септаккорде. Например, если играете гамму Соль мажор, то нужно сделать минус, где будет постоянно звучать аккорд соль мажор (G или G maj7). Такой аккомпанемент можно прописать на гитаре или на клавишах при помощи VST-синтезатора.

Создать минус для проигрывания гаммы можно разными способами:

  1. Не хотите заморачиваться с записью партий, установите на компьютер MIDI-«самоиграйку» Band-in-a-Box и запрограммируйте аккомпанемент на один аккорд в любом понравившемся стиле.
  2. Минус на две дорожки: 1 – для отсчитывания долей вместо метронома хай-хет барабанов, 2 – аккорд на гитаре, или на клавишах. Можно создать в любой звукозаписывающей программе (например, Cubase).
  3. Минус с аккомпанементом инструментального состава: 1 – барабаны, 2 – бас-гитара, 3 – клавиши или гитара. Создаётся в любой программе для записи музыки. Способ посложней, но зато интересней будет заниматься. Однако при создании минуса главное не переусердствовать: аранжировка не должна быть насыщенной, бит для барабанов выбирайте ровный (без синкоп и сбивок), аккомпанемент не делайте слишком громко, аккорд должен звучать чисто, прозрачно, чтобы на его фоне хорошо прослушивались все звуки гаммы во время проигрывания.

Если вы предпочитаете тяжёлые стили, то вместо полного аккорда, можно в минусе использовать и квинт-аккорд, но, опять же, не переборщите с громкостью и уровнем перегруза.

Созданный проект записи минусовки не удаляйте. Он вам ещё пригодится, если потребуется увеличить/уменьшить темп.

Меняем длительности и ритмические фигуры

Сначала, конечно, гамма играется четвертными – на каждый удар метронома по нотке. Появится уверенное исполнение – можно перейти на восьмые – по две ноты на удар метронома.

А что дальше? Безусловно, на четвертных и восьмых останавливаться нельзя. Особенно если вы наращиваете технический потенциал. В ход можно пустить и посложней ритмические фигуры:

Сыграть триолями гамму в аппликатуре по три ноты на струне:

триолями

Триоль – три ноты на одну долю такта (удар медиатора).

А затем и 16-ми нотами (по четыре звука на каждую долю такта):

16-ми нотами

И это только, разумеется, лишь отдельные примеры. Экспериментируйте со связкой «гамма + ритмическая фигура». Шаффл-ритм, секстоли, галоп (восьмая + две шестнадцатых) – всё что угодно, всё что вам интересно в плане ритма, но в рамках звукоряда. Дополнительная нагрузка к гамме в виде ритмической пульсации пойдёт вам только на пользу.

Звукоизвлечение

Стандартный вариант – проигрывание гаммы переменным штрихом (поочерёдные удары медиатором – вверх-вниз). Но можно отрабатывать правой рукой и другой штрих. И плюс ещё к этому добавить легатную технику. Таким образом сразу можно «убить двух зайцев»: наработка аппликатуры звукоряда и оттачивание различной техники звукоизвлечения.

До мажор, аппликатура по три ноты на струне в позиции от тоники: играется легатной техникой (hammer on/pull off). Медиатором извлекается только первая нота каждой триоли (удар вниз).

hammer on pull off

В этом же боксе гамма играется комбинированным штрихом: первая триоль – легатная техника, вторая триоль – переменным штрихом и т.д.

комбинированным штрихом

А это вариант проигрывания гаммы медиаторной техникой даунстрок – каждый звук извлекается ударом медиатора вниз:

даунстрок

Соединение боксов

Соединяйте позиции: восходящее движение в боксе – переход на первой струне в соседний бокс и нисходящее движение.

переход из бокса в бокс

Ля минор: переход из позиции от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени на 8 ладу.

от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени

Переход в другой бокс можно делать и через другие струны, как бы отыгрывая только часть бокса. Через 6-струну аналогично, как и через 1-ую, только из нисходящего движения (1 бокс) в восходящее (2 бокс).

Мелодические интервалы

Гамму можно играть и мелодическими интервалами. Очень интересное и полезное занятие. Отличная основа для пассажей, отдельных мелодических фраз, риффов.

Вот пример Ля минора терциями: сразу от первой ступени терция, потом от второй, третьей и т.д. И обратно в нисходящем движении.


ля минор мелодическими терциями

Малые и большие терции чередуются согласно звукам гаммы (Ля – До, Си – Ре, До – Ми и т.д).

Таким образом можно сыграть гамму и квартами, квинтами, секстами, септимами.

Детально продумывайте свои занятия по изучению гамм. Если аппликатура хорошо проработана в стандартном формате (переменный штрихом, восьмыми), добавляйте ритмические фигуры – играйте триолями, шестнадцатыми. Хотите развить легатную технику – играйте освоенные гаммы пул/хаммер. Словом, вносите дополнительную нагрузку.

Если вам неохота корпеть над звукорядом – возможно, что-то нужно поменять в упражнениях. Но, конечно, нужно проявлять и усидчивость. Вышеизложенный материал приведён в виде рекомендаций – как играть гаммы на гитаре на разных этапах обучения. Практические занятия обязательно подкрепляйте музыкальной теорией, только так можно достичь хороших результатов в исполнительской технике. Успехов!

Источник https://pereborom.ru/gammy-na-gitare-dlya-nachinayushhih/
https://mirgitar.com/kak-igrat-gammy-na-gitare-sovety-dlya-nachinayushhih.html