Разряды в художественной гимнастике по новым правилам

Художественная гимнастика относительно молодой вид спорта. Возможно из-за этого правила по гимнастике все время видоизменяются. В связи с этими изменениями происходит изменение требований присвоения спортивного разряда спортсменам. Чаще всего требования меняются в период между Олимпиадами. Данный факт оказывает очень большое влияние на постановку упражнений. Часто те элементы, которые считаются обязательными в один период, утрачивают свою ценность. В это же время обязательными становятся другие элементы, что обязывает учитывать это при постановке выступления.

В гимнастике в 2017 году были ратифицированы новые правила и таблицы спортивных разрядов в художественной гимнастике. Они прописаны в положении ЕВСК на 2018-2021 гг.

Спортсменки, которые планируют добиться значительных результатов в спорте обязаны ознакомиться с правилами. Юным гимнасткам, начинающим свой путь в спорте достаточно знать, какие элементы позволят заработать 0,1 балл, даже при идеальном исполнении, а какие будут стоить целый 1 балл.

Бальная система для всех гимнасток одна, но упражнения не похожи друг на друга. Это происходит благодаря тому, что тренер знает особенности каждой своей спортсменки и подстраивает упражнение под ее индивидуальные данные. С помощью акцентов опытный тренер показывает все возможности гимнастки, при этом скрывая ее слабые стороны.

Обязательная программа

Обязательная программа – это обязанность гимнастки выполнить обязательные элементы в процессе своего выступления. Определение обязательных элементов закреплено в правилах по гимнастике. Кроме того, там прописано наибольшее и наименьшее количество обязательных элементов для каждого разряда. Количество и сложность обязательных элементов увеличивается с получением каждого нового разряда.

Судейская коллегия

Система оценивания, как и правила гимнастики, постоянно видоизменяются. Судьи воспроизводили оценку по 10 — бальной, 20 – бальной и 30 – бальной шкале, однако вот уже как три года международная федерация гимнастики остановила свой выбор на 20 – бальной шкале оценивания.

Правила FIG для индивидуальных упражнений по гимнастике установили новые требования к судейским бригадам. Данный факт также влияет на постановку программы тренером.

Оценки за технику

Оценку за технику выставляет бригада судей под названием «Трудность» или бригада D. В группу D входят четыре человека, которые подразделяются на две подгруппы:

  1. судьи D1 и D2;
  2. судьи D3 и D4.

D1 и D2 проводят оценку численности и технической ценности «Трудности тела», хореографических шагов и специфичных элементов. Оценка производится автономно друг от друга, после чего они вместе выставляют частичную оценку в базу.

Судьи D3 и D4 производят оценку элементов динамического характеры, произведенных с вращением, а также трудность предмета. Судьи оценивают выступление по отдельности, после чего вместе вносят частичную оценку в базу.

Оценка D образуется путем сложения частичных оценок двух подгрупп и не превышает 10 баллов.

Оценки за артистизм

Оценку за артистизм выставляет бригада судей под названием «Исполнение» или бригада E. В бригаду входят шесть человек, которые распределены на две подгруппы:

  1. судьи Е1 и Е2;
  2. судьи Е3, Е4, Е5, Е6.

Судьи первой подгруппы E оценивают артистизм, во время выступления оценка производится по отдельности, после выступления они производят совместную сбавку баллов за артистизм.

Судьи второй подгруппы производят оценку технических ошибок и совершают сбавку баллов за технику. Судьи второй подгруппы работают независимо друг от друга.

Эмоции в гимнастике очень важны, при подготовке к соревнованиям их тренируют не менее чем технические элементы. Таким образом, артистизм спортсменок оценивают на ровне с их техническим выступлением. Данный факт является отличительной чертой рассматриваемого вида спорта. В отличие от художественной гимнастики разряды в спортивной гимнастике зарабатываются только техническим оснащением спортсменки.

Младший возраст

Впервые приводить ребенка на занятия можно с трех лет. В возрасте четырех-пяти лет тренер может впервые выпустить девочку на соревнования., при условии, что тренер видит достаточную подготовку юной гимнастки. В этом возрасте девочки выходят на ковер большими группами и оценивают их номинально. Существуют также специальные выступления для младших возрастов (до 6 лет), в котором оценки не присуждаются. В этот момент тренер производит оценку морального состояния ребенка, смотрит как девочка реагирует на публичное выступление. Первые соревнования для ребенка – это стресс. Не стоит переживать, если в этом возрасте ребенок не готов выступать перед публикой, квалицированный тренер сможет помочь в будущем с «боязнью сцены».

Тренер с девочкой

Присвоение званий по художественной гимнастике начинается с 6 лет. До 6 лет не стоит спрашивать с ребенка больших достижений. Тренера предупреждают, что поистине хороших достижений можно добиться только после 7 лет. Это происходит вследствие того, что дети начинают ощущать свое тело только в этом возрасте.

Требования к юношеским разрядам

Наименьший возраст для получения самого низкого 3 юношеского 6 лет. В этом возрасте юные спортсменки обязаны отработать на выступлении всего одно упражнение и набрать восемь баллов. Упражнение следует выбрать б/п. Присвоение третьего юношеского разряда производиться на любых состязаниях и не требует доказательства в будущем.

Следующий разряд гимнастка сможет заработать уже на следующий год, однако необходимо будет набрать восемь с половиной баллов. Спустя год юная гимнастка сможет выполнить первый юношеский разряд. Для этого необходимо выполнить одно упражнение б/п и одно с предметом. При этом спортсменка должна заработать 19, 5 баллов по сумме упражнений.

Вам будет интересно  Валик Фукуцудзи и японская гимнастика для позвоночника

Требования к взрослым разрядам

В требованиях ко взрослым спортивным разрядам по художественной гимнастике учитывается как численность упражнений, так и сумма оценок, а также категориальный характер судей, которые оценивают выступления. Возрастным цензом для получения третьего взрослого разряда является девять лет, но это удается не всем гимнасткам в таком юном возрасте. Для получения третьего взрослого разряда гимнастке необходимо набрать 33 балла в сумме трех выступлений: 1 б/п и 2 с предметами. При этом в коллегии судей должны принимать участие судьи, получившие республиканскую категорию.

В возрасте 10 лет гимнастка имеет право претендовать на второй разряд. Для выполнения данной цели ей потребуется набрать 46 баллов за 4 упражнения: одно б/п и три выступления с предметом. К судейской коллегии предъявляются такие же запросы, как и к предыдущему разряду.

С одиннадцати лет у юных гимнасток есть возможность претендовать на первый разряд. Первый разряд присуждается гимнастке, если она набирает 50 баллов за четыре упражнения: одно б/п и три с предметом. При этом норма первого разряда обязаны быть выполнены:

  1. 1 раз на Чемпионате РФ;
  2. 2 раза в последующий год на состязаниях выше муниципального уровня.

В коллегии судей обязательно должны принимать участия республиканские судьи, а в чемпионате участвовать более 5 команд.

Начиная с первого взрослого разряда гимнастки обязаны подтверждать свои звания на других международных спортивных соревнованиях с таким же статусом 2 раза в последующий год.

Старшие звания

Старшие звания начинаются с КМС. Присвоение КМС начинается с 13 лет, однако минимальному числу девочек удается достичь звания в таком юном возрасте. Чтобы получить КМС необходимо заработать 58 баллов за исполнение четырех упражнений со снарядами на чемпионате, в котором принимают участие более 20 гимнасток по разряду КМС. После чего нужно подтвердить свое звание. В год получения гимнастического звания нужно подтвердить его:

  1. На всероссийском чемпионате;
  2. На первенстве субъекта РФ.

В судействе должны присутствовать один судья всероссийской категории, а остальные должны быть выше первой категории.

Звание Мастера Спорта по художественной гимнастике имеют право получать спортсменки с 16 лет. Для приобретения звания Мастера Спорта нужно набрать 66 баллов за четыре упражнения со снарядами на соревнованиях с участием более 20 гимнасток, имеющим МС. В гимнастике нормативы МС обязаны быть реализованы 1-ый раз на Чемпионате РФ и 2-ой раз на Кубке РФ. Подтверждать звание спортсмены МС обязаны дважды:

  1. Необходимо заработать место выше десятого на всероссийских соревнованиях;
  2. Нужно заработать место не ниже пятнадцатого на чемпионате ФО.

При этом для звания Мастера Спорта России в спортивной судейской коллегии должны присутствовать судьи выше Всероссийской категории.

Спортивное звание мастер спорта России международного класса (МСМК) является одним из самым престижным в РФ. Добиться такого высокого результата сможет одна из тысячи гимнасток.

Основными требованиями для получения МСМК являются разнообразные требования. Обязательным является условие, что спортсменка должна состоять в списке кандидатов в сборную РФ, и гимнастка принимала участие в чемпионатах в составе сборной РФ. Есть возможность получить разряд и после Кубка мира, однако в этом случае считается сумма всех этапов Кубка. При этом необходимо занять призовое место в многоборье или первое-второе место в индивидуальном зачете с предметом. Участие в Олимпийских играх при условии, что спортсменка занимает с первого по шестое место в рейтинге. Также гимнастка может заполучить звание МСМК на чемпионате мира или всемирных играх, заняв в многоборье призовое место или выиграв в индивидуальном зачете с предметом с первого по третье место. Кроме того, спортсменка может стать МСМК после ЧМ благодаря призовому месту в командном зачете.

Наивысшим званием в художественной гимнастике является звание Заслуженного Мастера Спорта. Вопрос о присвоении и лишении звания решается высшим органом по управлению физической культурой и спортом России.

Другие нововведения

Кроме раздела о присвоение разрядов гимнасткам обязательно следует уделить внимание нововведениям в использование элементов. Следует выделить основные изменения, которые сильнее всего будут влиять на оценку выступления. Изменения сильно коснулись индивидуальной программы спортсменки. Порог гимнастических элементов снизили до наименьшего – теперь это от 3 до 9. Многих гимнасток порадовала новость о том, что с 2018 года правилами разрешено целых две музыки со словами. Сильных изменений претерпела стоимость разнообразных рисков. Например, стоимость трудности снаряда на ловле увеличили до четырех десятых.

Судейство

Таким образом, для получения высоких результатов гимнастка с детства должна выполнять разнообразные требования для получения разрядов. С получением каждого нового разряда требования становятся все жёстче.

Последние раз правила претерпели изменения в 2017 году, когда FIG утвердила нормативы по художественной гимнастке на 2018-2021 гг. Новые правила должны знать не только тренера, но и сами воспитанницы. Гимнасткам очень важно внимательно изучить правила для того, чтобы не пропустить момент, когда есть возможность продвинуться в спорте.

Частой ошибкой родителей будущих гимнасток является «невыездной» ребенок. Родители думают, что соревнований, проходящих в родном городе, достаточно для развития спортсменки, однако это не так. С каждым годом выездных выступлений становится все больше, это связано с тем, что не всегда в родном городе проходят соревнования необходимого уровня. В младшем возрасте различия не так важны, однако с получением первого взрослого разряда выездные соревнования становятся необходимы для дальнейшего продвижения в спорте. В случае, если вы не уверены, стоит ли гимнастке выезжать на соревнования, прислушайтесь к мнению опытного тренера. Тренер обязан отлично разбираться в новых правилах и сможет помочь вам принять правильное решение.

Вам будет интересно  Организация Детского Спортивного Уголка: Идеи и Упражнения для Занятий

СЕРГЕЙ ЗЕЛИКСОН: ПРОТИВОРЕЧИЯ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ: «ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО ИЛИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВА?»

Большое количество детских спортивных школ сегодня занимается подготовкой спортсменов в спортивной гимнастике. Многие из них имеют весьма представительный статус школы – Олимпийского резерва, но это не только красивое словосочетание. Это определенные обязанности по уровню проведения тренировочного процесса, которые должны соответствовать по своим показателям – высокому Олимпийскому статусу. В школах Олимпийского резерва должно быть определенное количество спортивных групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования и наконец Высшего спортивного мастерства.

Как правило в таких организациях на бумагах все это в полной мере соответствует и отчеты о наличии младших, средних и старших разрядов в этих спортшколах из года в год сдаются в соответствующие организации контроля. Отчеты есть, разрядники в отчетах есть, даже Мастера Спорта есть, но только гимнастики, базовый уровень, которой позволил бы спортсменам соревноваться, как на российском и так и на международном помосте почти нет. Не каждая школа Олимпийского Резерва может просто выставить необходимое количество гимнасток для выступления команды на соревнованиях республиканского уровня. Даже для участия в личном первенстве не всегда во многих спортшколах находятся гимнастки, способные выступать на соревнованиях федерального значения.

Острый дефицит конкуренции, который испытывает сборная команда, практически не имея скамейки запасных, никаким образом не влияет на наличие статуса Олимпийского резерва у гимнастических спортшкол и они, имея наличие соответствующих групп продолжают готовить разрядников со слабым уровнем гимнастики, высоким процентом травматизма и высоким процентом потерь талантливых спортсменов. Гимнасты и гимнастки зачастую пытаются выполнять сложные гимнастические элементы, к которым очень слабо, либо совсем неподготовлены.

К сожалению, нет в стране организации, которая изучала бы отчеты по детским травмам, полученным в результате спортивной подготовки. Бытует мнение, что спортивная гимнастика очень травматичный вид спорта. Но найти и понять причины высокого уровня травматизма не так легко и просто. Ясно одно – без травм не обойтись, но ведь всем хотелось бы, чтобы уровень травматизма не зашкаливал.

Одной из причин травматизма в детской спортивной гимнастике я бы назвал несоответствие требований к количеству разрядников, занимающихся в спортивных группае у одного тренера и физическими возможностями обучать непосредственно самого тренера. Система оплаты труда тренеру, зависимость этой оплаты не только от квалификации занимающихся в группах, но и от их количества вступает в такие противоречия, что выход найти не так легко и просто.

При этом интересно отметить разницу между оздоровительной гимнастикой массовых разрядов и гимнастикой олимпийского резерва. Все-таки эти вещи должны, чем-то отличаться друг от друга уже с самого начала, не правда ли? Так ли нужна всем гимнастическим спортивным школам олимпийского резерва спортивная, а не оздоровительная гимнастика? Почему важен для школы Олимпийский статус?

Все тренеры гимнастических детских спортивных школ, которые занимаются набором в группы по спортивной гимнастике прекрасно знают, что с каждым годом становится все сложнее набрать пригодных к гимнастике детей. Состояние здоровья детишек уже от 4 лет оставляет желать лучшего. По разным причинам дети часто болеют. Болезни встречаются самые разные – от аллергии и астмы, до диабета и частых ОРЗ. Большой процент пропусков занятий детей в группах начальной подготовки из-за частых простудных заболеваний (иногда до половины сезона), не способствует навыкам, которые позволяют подготовить квалификационные разрядные требования. Но по правилам соревнований в спортивной гимнастике дети могут выступать только по тем разрядам, которые соответствуют их возрасту.

Например в 6 лет надо выступать по 3 юношескому разряду, в 7-8 лет по 2 и 1, а в 8-9 лет уже по 3 взрослому, при этом с лет 9 можно выступать и по 2 взрослому. В этом разряде проводятся весьма престижные соревнования всероссийского значения «Олимпийские Надежды», на которые в большом количестве приезжают дети со всей страны.

Так начинается большая тренерская и административная проблема противоречий – подготовка нужного количества разрядников для соответствия спортшколы статусу олимпийского резерва. Ведь для того, чтобы работа спортивной школы была признана успешной необходимо сдавать отчеты, в которых указывается сколько детей выполнили спортивные разряды по итогам учебного года и как правило, вышестоящие контрольно-административные учреждения ратуют за то, чтобы разрядников с каждым годом становилось все больше. Но возможно ли это в принципе?

Гимнастика с каждым последующим разрядом становится все сложнее. Вес спортсменок постоянно растет. Требуется значительное количество времени, чтобы безопасно осваивать разрядные нормативы. В женской гимнастике камнем преткновения является 3 взрослый разряд, а именно упражнения на брусьях, на которых каждой гимнастке из группы надо выполнить: связку, подьем разгибом и отмах в стойку. Чтобы обучить этим двум элементам, тренеру надо руками много раз подстраховывать каждую гимнастку. Не менее 300 подходов по 3-5 раз, пока спортсменка не окрепнет настолько, чтобы самостоятельно выполнить этот элемент. 3 взрослый разряд в женской гимнастике предусматривает возраст спортсменки не старше 8-9 лет .

Средний вес гимнастки в 9 лет составляет 24 кг. Количество занятий, которое согласно расписания положено проводить тренеру, равняется 6 раз в неделю по 2 часа. Количество занимающихся у одного тренера в группе по штатным требованиям должно быть не менее 7 человек. То есть, чтобы выполнить необходимый минимальный объем в 1500 подходов для обучения только одной связки подъема – разгибом и отмаха в стойку, одной гимнасткой по 3 взрослому разряду, тренеру потребуется перетаскать на руках 50 тонн и 400 кг. А если учесть, что из двух часов занятия, для укрепления необходимого и безопасного уровня только обще-физической подготовкой надо затратить практически один час, то на четыре снаряда приходится по 25 минут. Это означает по 3,5 минуты работы на снаряде на каждую гимнастку.

Вам будет интересно  Как правильно тренироваться чтобы похудеть

У детей, с которыми тренеры работают многие травмы случаются от сложности заданий, у детей, которые работают самостоятельно по заданию тренера, травмы бывают в основном случайные, но они появляются, как раз от недостаточного контроля со стороны тренера, который занят лучшими.

Тренеры смиряются с мыслью о том, что у них не получится работать на результат, что это крайне тяжело физически и связано со многими рисками и спокойно работают на массовость, получая при этом зарплату не намного меньшую или равную, чем те тренеры, которые пытаются работать на результат. При этом качество обучения тренером большой группы гимнасток оказывается настолько низким, насколько это возможно.

Что происходит с детьми, которые занимаются гимнастикой в этих двух направлениях ??

1.Те кто работает на результат, как правило быстро добиваются определенных успехов в массовых разрядах и попадают в сборную команду страны, или в резерв сборной. Эти гимнастки с раннего детства знают, что такое тяжелый труд, что значат гимнастические снаряды и оборудование в спортзале. Они ценят и уважают труд тренера и ценят успехи своих конкурентов, становятся настоящими фанатами гимнастики, готовыми с утра до вечера работать в спортзале. Эти гимнастки, как правило быстро осваивают требования массовых разрядов и становятся Мастерами спорта. Это элита гимнастики.

2. Дети, которые тренируются в больших группах тоже иногда становятся Мастерами Спорта, если им хватает терпения тренироваться до необходимого для присвоения возраста. Не всем конечно присваивают звание Мастера, но те кто очень этого хотел, как правило становятся обладателями заветной корочки. При этом к моменту присвоения им этого звания, многие гимнастки уже с трудом могут выполнить программные требования 2 взрослого разряда, потому что как только отправляются документы на присвоение, такие спортсменки практически перестают тренироваться и посещают зал больше в оздоровительных, нежели в спортивных целях.

А что происходит в больших группах, в массовых разрядах?

Как уже говорилось выше, один тренер просто не в состоянии перетаскать всю группу физически. Но статус школы олимпийского резерва предполагает наличие групп высшего спортивного мастерства. А это спортсменки уровня разрядов не ниже КМС и МС. Группы спортивного совершенствования тоже предполагают определенное количество перворазрядников. А 1 разряд в женской спортивной гимнастике состоит из элементов, которые без страховки не обучаются в принципе. Эта программа, пожалуй сложнее финальных упражнений гимнасток Чемпионата Мира 1970 года. То есть научить нужное количество гимнасток разрядным упражнениям практически невозможно, а школе для подтверждения своего Олимпийского статуса такие показатели необходимы для того, чтобы этот статус (а значит частично и финансирование) не потерять. В результате налицо противоречие, которое характерно практически для деятельности каждой гимнастической спортшколы страны.

Какие пути выхода есть для решения этой проблемы ?

На мой взгляд:

1.Понизить критерии выполнения массовых разрядов.

Это дает возможность тренеру вести большое количество занимающихся не подвергая их дополнительному риску получения травмы и эта работа носит скорее оздоровительный характер и направлена на оздоровление нации, что тоже очень важно.

2. Повысить в несколько раз заработанную плату тем тренерам, которые не занимаются с большим количеством занимающихся, но готовых работать с утра до вечера на результат, разучивая со своими гимнастками сложные и рискованные программы.

При этом хорошо бы сделать так, чтобы зарплата на массовом уровне и на элитном была равнозначной, чтобы начинающий тренер имел возможность выбора в профессии. Работать ли на результат или на оздоровление? Ведь и то и другое очень важно.

Понятно, что на самом высшем уровне есть премии за Олимпиады и Чемпионаты Мира, которые компенсируют сверх усилия тренера, его жертвыв личной жизни. Ведь на спортивных сборах приходиться находится до 300 дней в году много лет. Только никогда не было такого, чтобы было запредельное количество тренеров, желающих такие сверх усилия проявлять. Фанатики гимнастики всегда были и будут. Но основная масса тренеров была бы рада спокойно работать с детьми и получать при этом хорошую зарплату. Зарплата в 5000 рублей для начинающего тренера далеко не лакомый кусок и чтобы прожить на нее надо иметь хорошую фантазию.

Вот пример добросовестной работы в гимнастике. На видео показана работа одного из лучших женских тренеров Москвы Ольги Эдуардовны Сикорро.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО…

Такая работа дорогого стоит и она требует больших и физических и моральных затрат!

Тем не менее, пока что разрядников в спортивных школах, которые соответствуют своему возрасту достаточно только для отчетов, а по факту хорошо подготовленных гимнасток мало даже на всероссийских соревнованиях. Не все школы олимпийского резерва имеют команды, которые могут хоть как-то конкурировать даже на первенстве своих округов. Молодых тренеров, желающих работать на большой спорт крайне мало. Многие предпочитают работать на массовость, но при этом готовить с хорошим качеством даже массовые разряды они не в состоянии просто физически.

Такой клубок противоречий не способствует развитию вида спорта, путает мотивацию, создает благоприятную почву для сомнительных присвоений массовых разрядов и т.п .

Сегодня, практически только один зал в стране качественно готовит гимнасток мирового уровня – это спортбаза Озерое Круглое. А были времена, когда этим занимались Школы Олимпийского резерва по всей стране. Конкуренция ведь способствует развитию? Может я ошибаюсь? Могут ли эти времена вернуться?

Как говорится «Покажет время» ….

Сергей Зеликсон

Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике

Источник https://ogimnastike.com/razryady
Источник https://gksport.ru/sergej-zelikson-protivorechiya-v-sportivnoj-gimnastike-shkola-olimpijskogo-ili-ozdorovitelnogo-rezerva/