Подготовка и проведение открытого физкультурного занятия в средней группе

Дети бросают мячи в корзину

Практика проведения открытых занятий в детском саду помогает не только выявить уровень знаний, умений и навыков малышей, но и оценить методическую грамотность педагога в выборе приёмов для реализации целей и задач дошкольной ступени образовательного процесса. Однако методика организации показательных уроков для каждого учебно-воспитательного направления и для разных возрастных групп имеет свои нюансы. Остановимся на особенностях подготовки и проведения открытых занятий по физической культуре в средней группе (малыши 4–5 лет).

Цели проведения открытых физкультурных занятий

Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.

Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:

    демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей;

Дети идут по блокам полосы препятствий

Открытые занятия демонстрируют уровень достижений детей в физподготовке

Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:

  • укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей;
  • показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты);
  • выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела;
  • продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН);
  • показать активность детей в желании поддерживать здоровье.

Для педагога целями проведения открытого занятия является:

  • презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста;
  • обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»);
  • пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).
Вам будет интересно  Упражнения для похудения за неделю: живота, бедер, ляшек

Дети бегут по залу за педагогом

Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий

Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет

Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:

  • навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд);
  • умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног;
  • навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания;
  • сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз;
  • способности удерживать равновесие в статике и в динамике;
  • навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую;
  • умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде;
  • творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.

Это интересно. Открытые физкультурные занятия обычно не проводятся зимой на улице. Поэтому такие задачи, как освоение навыка скольжения по ледяной дорожке до 5 м длиной, а также подъёма и спуска на небольшую высоту на лыжах вряд ли будут актуальны для показательного урока, но в общий перечень задач физического развития детей 4–5 лет они включены.

Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:

  • объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей);
  • проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения);
  • составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.

Педагоги помогают детям в построении на занятии

Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью

Формы показательных занятий по физкультуре

Открытые физкультурные уроки могут быть в нескольких формах, доступных для понимания и полноценного участия малышей 4–5 лет:

  • сюжетные уроки (непосредственная образовательная деятельность — НОД — организуется в виде сказки или истории, где дети участвуют в качестве действующих лиц, например, тема «Путешествие в лес» предполагает получение заданий детьми от Лешего, который рассердился и захватил всех зверей в лесу, а малыши пытаются вызволить животных);
  • досуговые мероприятия (например, «Мой папа самый спортивный!» – такой формат занятий предполагает обязательное присутствие гостей);
  • физкультурные праздники, построенные на комбинации подвижных игр и спортивных упражнений — с мячом, бадминтоном и пр., обычно приурочены к календарному празднику, которые являются продуктом совместной подготовки педагога, родителей и коллег, показывают достижения детей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к примеру, «Осень спортивная»;
  • дни здоровья — мероприятия, призванные предупреждать утомляемость и мере возможности оздоравливать детей (малышей, коллег и детей, участвующих в подготовке).
Вам будет интересно  Фитнес-упражнения дома: преимущества, лучшие тренировочные программы

Виды физкультурных занятий

Учитывая цели и задачи открытых уроков, в арсенале педагога пять видов занятий:

  • традиционные (объединяют в себе разные виды активности, подчинённые одной цели);
  • игры (предполагают общий реквизит, а также наличие элементов состязания, например, «День и ночь», когда дети соревнуются, кто назовёт больше атрибутов для конкретной деятельности);
  • сюжетно-ролевые, в которых персонажи сказки по ходу развития сюжета предлагают детям повторить их спортивные успехи;
  • танцевальное (чаще всего этот вид занятий комбинируется с сюжетными уроками);
  • ритмопластика — занятия, построенные на основе заданий для тренировки органов дыхательной системы и игр подвижного характера.

Дети держатся за нижние рейки гимнастической стенки

В открытых занятиях педагог может комбинировать элементы разных видов физкультурных занятий

Типы открытых занятий

Учитывая направленность показательных уроков на результат работы, а не на процесс освоения нового материала, занятия могут быть:

  • обобщающими, то есть предполагающие повторение освоенных ранее упражнений и игр;
  • комбинированными (когда отработка имеющихся умений и навыков сочетается с ознакомлением с новой информацией);
  • проверочными, нацеленными на оценку качества освоения умений и навыков выполнения спортивных упражнений и игровых действий, а также на успешность взаимодействия детей в коллективе.

Какие упражнения включаются в открытые занятия

Успех показательного занятия по физкультуре во многом зависит от того, насколько разнообразны виды упражнений, предлагаемые педагогом детям.

Таблица: виды упражнений для открытого занятия

Это интересно. В перечень упражнений для открытого занятия обязательно входят задания общеразвивающего вида (ОРВ), на которых построена разминка урока.

Дети выполняют упражнение на ковриках

В открытое занятие включаются хорошо знакомые детям виды упражнений

Приёмы на открытых физкультурных занятиях

Как и на обычном занятии, на показательном уроке физкультуры педагог в работе опирается на четыре группы приёмов.

Таблица: группы приёмов для проведения открытого занятия с ребятами 4–5 лет

Фотогалерея: практические приёмы для открытых физкультурных занятий

Методика проведения открытого физкультурного занятия

Структура показательного урока ничем не отличается от композиции обычного. Единственная разница состоит в том, что при подготовке открытого занятия педагог заранее знакомит ребят с характером заданий и отрабатывает его выполнение на похожем материале. Это делается для того, чтобы картинка открытого занятия не искажалась организационными недочётами, когда дети (совсем ещё неопытные в этом типе занятий) не знают, куда встать, как повернуться, как начать выполнение задания.

Вам будет интересно  Продолжать ли тренировки когда заболеешь?

Временной план

Физкультурные уроки проводятся три раза в неделю: два из них в спортивном зале или в группе, а одно — на улице, если, конечно, погодные условия к этому располагают. Обычно, если нет специальных указаний, открытый урок проводится в помещении.

В средней группе занятие длится 20–25 минут. Хронометраж позволяет рассмотреть тему урока вне зависимости от того, открытое оно или обычное, в трёх этапах:

  • вводном — до 6 минут (педагог мотивирует ребят на работу, обирает им задания на укрепление опорно-двигательного аппарата);
  • основном — 15 минут (задания ОРВ, упражнения дыхательной гимнастики, задания на отработку движений, а также подвижная игра);
  • заключительном — до 4 минут (малыши приходят в себя после физических нагрузок при помощи малоподвижной игры, небыстрой ходьбы).

Дети выполняют упражнение в спортивном зале

Выполнение каждого упражнения должно обязательно вписываться во временные рамки этапов занятия

Таблица: Молева М.А. конспект открытого физкультурного занятия на тему «В поисках приключений» в средней группе (фрагмент)

— Молодцы, вот и готовы наши паруса к отправлению в дальний путь. Что это? Кажется, на нашем корабле началась качка.
(Стоя на гимнастическом коврике, и. п. руки на пояс)

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/otkryitoe-zanyatie-po-fizkulture-v-sredney-gruppe-po-fgos.html