Гимнастика
Содержание
Вьющаяся лента на соревнованиях по художественной гимнастике — пожалуй визитная карточка в этом спорте. Возможно, это не самый сложный раздел гимнастики, но точно самый красивый. Сложное соединение пластики, танца, даже мимики лица, в согласовании с музыкой и свободными передвижениями делают художественную гимнастику занятием, которому нужно обучаться много лет. Координация движений должна учитывать произвольные движения гимнастки и управление предметом — булавой, мячом, обручем, скакалкой или же лентой, в которой палочка и длинный матерчатый шлейф двигаются независимо.
Характеристика аксессуара
Лента состоит из деревянной или пластиковой палочки длиной от 50 до 60 сантиметров. В последнее время чаще применяются пластик, часто как вариант материала для изготовления палочки используется оргстекло. Цвет палочки не имеет значения, его подбирают под костюм гимнастки.
Лента изготовляется из атласа и имеет длину от пяти до шести метров, в зависимости от возраста гимнастки. Ленточки могут быть одного цвета, а также многоцветные, дизайн может выбрать спортсменка на свое усмотрение.
Еще один элемент ленты, который незаметен — это карабин из металла, который соединяет ленту и палочку. Он нужен для того, чтобы лента свободно вращалась. Карабин должен выдерживать серьезные нагрузки, были случаи, когда этот металлический элемент ломался даже на международных соревнованиях.
Международная федерация гимнастики установила общие правила, согласно которых спортсменка, выполняя упражнения с лентой, делает повороты, вращательные движения и прыжки, а лента движется большими и маленькими кругами, змейками, гребнями, спиралями, также палочкой делаются броски и отбивы.
Требования к выступлениям
Упражнения в художественной гимнастике соответствуют женской натуре — они плавные, мягкие, исполняются в виде выразительного динамического танца под музыку. Упражнения связаны разными волнообразными движениями, взмахами, поэтому танцевальное выступление длится без остановок и фиксирующих заминок. В движении учитываются изменения темпа, скорости, амплитуды и ритма, контролируется сила и направление движения, эмоциональная окраска, поэтому для легкого, воздушного исполнения нужны серьезные тренировки.
Композицию составляет хореограф, он должен прорисовать схему движения спортсменки по ковру и четко представить какие движения выполняются циклично, а какие — без ситуативных повторений. Танец состоит из движений разных направлений, задействована акробатика, элементы спортивной гимнастики, бальных танцев (полька, вальс), элементы русских народных танцев и других спортивных и танцевальных направлений. У спортсменки должна выработаться гибкость, прыгучесть, память на движения, музыкальный слух и чувство ритма. Физические свойства спортсменки — красивая осанка, растяжка, красивая походка, изящные движения, сила мышц.
Элементами выступления на ковре являются:
- шаг (бывает мягким, высоким, острым, широким, перекатным, пружынным);
- бег (бывет высоким, широким, острым, по аналогии с шагом, но в более интенсивном темпе);
- пружинные гимнастические движения;
- волнообразные движения в суставах и «волны» руками, туловищем;
- махи ногой, рукой, туловище при махах может наклонятся в стороны и делать повороты;
- взмахи похожие на волну, но делаются с неравномерной скоростью, которая уменьшается к концу трюка;
- также в художественной гимнастики среди упражнений важное место занимают равновесия, которые бывают динамическим и статическими (в статике бывают горизонтальными и вертикальными);
- повороты могут совершаться как на одной, так и двух ногах, на двух делаются переступанием или перекрещиванием на 180 или 360 градусов, а на одной — делятся на разноименные (в противоположную ноге сторону) и одноименные (в ту сторону, с которой нога);
- прыжки совершаются с помощью толчка одной (перекидной, скачком, и так далее) или двух ног (с согнутыми ногами, выпрямившись и другие разновидности).
Теоретическая подготовка
В художественной гимнастике спортивные аксессуары в ходе упражнений делают перемещения и вращения — причем они могут находиться в руках у спортсменки, а также пребывать в свободном полете.
Относительно вращательных движений в воздухе, нужно учесть, что вращательный центр проходит через центр тяжести или массы, а траектория зависит от движения, которым совершается бросок в воздух. Важной динамической характеристикой является инерционный момент, который состоит в сопротивлении вращательным движениям благодаря своему весу.
Спортсменка должна не только бросить предмет и рассчитать время падения относительно высоты, но и место падения. Вот здесь физические свойства подброшенного объекта состоят в том, что он движется по параболической траектории, которая зависит от силы броска и угла относительно ровной поверхности, под которым этот предмет брошен. Форма параболы зависит от вектора начальной скорости, который проще говоря является направлением скорости в момент, когда снаряд оторвался от руки.
Конечно, никакая спортсменка не будет бегать по ковру и просчитывать траекторию с помощью формул и калькулятора — но с практикой голова сама будет считать время полета и траекторию, а на начальном этапе нужно учесть, что чем меньший угол полета и больше сила броска — тем дальше приземлится снаряд. А время полета можно определить, посчитав в уме возможную высоту полета.
Спортсменка во время нахождения снаряда в воздухе должна не только совершать трюки и движения связок между упражнениями, но и перемещаться вслед за брошенным предметом со скоростью, равной горизонтальной скорости передвижения снаряда. Фактически выступления с предметами — это полноценное жонглирование, усложненные передвижениями тела с разными упражнениями, это требует непростых просчетов. Такие просчеты еще больше усложняют художественную гимнастику и делают из нее зрелищные выступления, не менее интересные, чем цирковые номера и не менее красивые, чем соревнования по бальным танцам.
Техника
Для работы с лентой нужно иметь тренированные руки, особенно кисти. Двигаться придется одновременно корпусом и рукой, а также делать резкие движения с малой амплитудой рукой без движения туловищем. Игра лентой похожа на рисование в воздухе, оно базируется на инертности ленты в полете и таким образом, длинный шлейф остается в воздухе. А если сочетать движение палочки и сложные трюки, получается сильная нагрузка на организм и нервную систему, таким образом физическое воздействие на гимнастку значительно увеличивается.
Во время выполнения упражнений лента движется восьмеркой, кругами, бросками и спиралями. Чтобы делать такие движения, нужно правильно держать палочку — она должна быть свободно взята (так чтобы она без усилий могла быть вытянутой) большим и указательным пальцем и поддерживаться средним. Конец должен слегка касаться ладони возле большого пальца. Все упражнения, кроме бросков, могут быть использованы не только в спортивных школах, но и на уроках физкультуры, хореографических школах.
В отличие от других снарядов, лента должна постоянно пребывать в движении, чтобы быть расправленной, в идеале конец ленты не должен касаться спортсменки. Если делать круги и махи медленно, без динамики, материя становится неуправляемой. Но если делать быстро и не продумано, она может даже завязаться в узел. Чтобы аксессуаром можно было легче управлять, ленту на расстоянии один метр от палочки дополняют еще одним слоем материи, а также покрывают крахмалом, делая таким образом эту часть тяжелее и менее эластичной.
Маховые упражнения в художественной гимнастике бывают горизонтальными, вертикальными и также делаются в боковых плоскостях. Упражнения с кругами делаются выпрямленной рукой, которая стремится вверх, так можно избежать касание ленты тела, что в художественной гимнастике наказывается штрафными баллами.
Гимнастика
Вьющаяся лента на соревнованиях по художественной гимнастике — пожалуй визитная карточка в этом спорте. Возможно, это не самый сложный раздел гимнастики, но точно самый красивый. Сложное соединение пластики, танца, даже мимики лица, в согласовании с музыкой и свободными передвижениями делают художественную гимнастику занятием, которому нужно обучаться много лет. Координация движений должна учитывать произвольные движения гимнастки и управление предметом — булавой, мячом, обручем, скакалкой или же лентой, в которой палочка и длинный матерчатый шлейф двигаются независимо.
Характеристика аксессуара
Лента состоит из деревянной или пластиковой палочки длиной от 50 до 60 сантиметров. В последнее время чаще применяются пластик, часто как вариант материала для изготовления палочки используется оргстекло. Цвет палочки не имеет значения, его подбирают под костюм гимнастки.
Лента изготовляется из атласа и имеет длину от пяти до шести метров, в зависимости от возраста гимнастки. Ленточки могут быть одного цвета, а также многоцветные, дизайн может выбрать спортсменка на свое усмотрение.
Еще один элемент ленты, который незаметен — это карабин из металла, который соединяет ленту и палочку. Он нужен для того, чтобы лента свободно вращалась. Карабин должен выдерживать серьезные нагрузки, были случаи, когда этот металлический элемент ломался даже на международных соревнованиях.
Международная федерация гимнастики установила общие правила, согласно которых спортсменка, выполняя упражнения с лентой, делает повороты, вращательные движения и прыжки, а лента движется большими и маленькими кругами, змейками, гребнями, спиралями, также палочкой делаются броски и отбивы.
Требования к выступлениям
Упражнения в художественной гимнастике соответствуют женской натуре — они плавные, мягкие, исполняются в виде выразительного динамического танца под музыку. Упражнения связаны разными волнообразными движениями, взмахами, поэтому танцевальное выступление длится без остановок и фиксирующих заминок. В движении учитываются изменения темпа, скорости, амплитуды и ритма, контролируется сила и направление движения, эмоциональная окраска, поэтому для легкого, воздушного исполнения нужны серьезные тренировки.
Композицию составляет хореограф, он должен прорисовать схему движения спортсменки по ковру и четко представить какие движения выполняются циклично, а какие — без ситуативных повторений. Танец состоит из движений разных направлений, задействована акробатика, элементы спортивной гимнастики, бальных танцев (полька, вальс), элементы русских народных танцев и других спортивных и танцевальных направлений. У спортсменки должна выработаться гибкость, прыгучесть, память на движения, музыкальный слух и чувство ритма. Физические свойства спортсменки — красивая осанка, растяжка, красивая походка, изящные движения, сила мышц.
Элементами выступления на ковре являются:
- шаг (бывает мягким, высоким, острым, широким, перекатным, пружынным);
- бег (бывет высоким, широким, острым, по аналогии с шагом, но в более интенсивном темпе);
- пружинные гимнастические движения;
- волнообразные движения в суставах и «волны» руками, туловищем;
- махи ногой, рукой, туловище при махах может наклонятся в стороны и делать повороты;
- взмахи похожие на волну, но делаются с неравномерной скоростью, которая уменьшается к концу трюка;
- также в художественной гимнастики среди упражнений важное место занимают равновесия, которые бывают динамическим и статическими (в статике бывают горизонтальными и вертикальными);
- повороты могут совершаться как на одной, так и двух ногах, на двух делаются переступанием или перекрещиванием на 180 или 360 градусов, а на одной — делятся на разноименные (в противоположную ноге сторону) и одноименные (в ту сторону, с которой нога);
- прыжки совершаются с помощью толчка одной (перекидной, скачком, и так далее) или двух ног (с согнутыми ногами, выпрямившись и другие разновидности).
Теоретическая подготовка
В художественной гимнастике спортивные аксессуары в ходе упражнений делают перемещения и вращения — причем они могут находиться в руках у спортсменки, а также пребывать в свободном полете.
Относительно вращательных движений в воздухе, нужно учесть, что вращательный центр проходит через центр тяжести или массы, а траектория зависит от движения, которым совершается бросок в воздух. Важной динамической характеристикой является инерционный момент, который состоит в сопротивлении вращательным движениям благодаря своему весу.
Спортсменка должна не только бросить предмет и рассчитать время падения относительно высоты, но и место падения. Вот здесь физические свойства подброшенного объекта состоят в том, что он движется по параболической траектории, которая зависит от силы броска и угла относительно ровной поверхности, под которым этот предмет брошен. Форма параболы зависит от вектора начальной скорости, который проще говоря является направлением скорости в момент, когда снаряд оторвался от руки.
Конечно, никакая спортсменка не будет бегать по ковру и просчитывать траекторию с помощью формул и калькулятора — но с практикой голова сама будет считать время полета и траекторию, а на начальном этапе нужно учесть, что чем меньший угол полета и больше сила броска — тем дальше приземлится снаряд. А время полета можно определить, посчитав в уме возможную высоту полета.
Спортсменка во время нахождения снаряда в воздухе должна не только совершать трюки и движения связок между упражнениями, но и перемещаться вслед за брошенным предметом со скоростью, равной горизонтальной скорости передвижения снаряда. Фактически выступления с предметами — это полноценное жонглирование, усложненные передвижениями тела с разными упражнениями, это требует непростых просчетов. Такие просчеты еще больше усложняют художественную гимнастику и делают из нее зрелищные выступления, не менее интересные, чем цирковые номера и не менее красивые, чем соревнования по бальным танцам.
Техника
Для работы с лентой нужно иметь тренированные руки, особенно кисти. Двигаться придется одновременно корпусом и рукой, а также делать резкие движения с малой амплитудой рукой без движения туловищем. Игра лентой похожа на рисование в воздухе, оно базируется на инертности ленты в полете и таким образом, длинный шлейф остается в воздухе. А если сочетать движение палочки и сложные трюки, получается сильная нагрузка на организм и нервную систему, таким образом физическое воздействие на гимнастку значительно увеличивается.
Во время выполнения упражнений лента движется восьмеркой, кругами, бросками и спиралями. Чтобы делать такие движения, нужно правильно держать палочку — она должна быть свободно взята (так чтобы она без усилий могла быть вытянутой) большим и указательным пальцем и поддерживаться средним. Конец должен слегка касаться ладони возле большого пальца. Все упражнения, кроме бросков, могут быть использованы не только в спортивных школах, но и на уроках физкультуры, хореографических школах.
В отличие от других снарядов, лента должна постоянно пребывать в движении, чтобы быть расправленной, в идеале конец ленты не должен касаться спортсменки. Если делать круги и махи медленно, без динамики, материя становится неуправляемой. Но если делать быстро и не продумано, она может даже завязаться в узел. Чтобы аксессуаром можно было легче управлять, ленту на расстоянии один метр от палочки дополняют еще одним слоем материи, а также покрывают крахмалом, делая таким образом эту часть тяжелее и менее эластичной.
Маховые упражнения в художественной гимнастике бывают горизонтальными, вертикальными и также делаются в боковых плоскостях. Упражнения с кругами делаются выпрямленной рукой, которая стремится вверх, так можно избежать касание ленты тела, что в художественной гимнастике наказывается штрафными баллами.
Источник Источник https://gimnastikasport.ru/hudozhestvennaya/s-lentoj.html
Источник Источник https://gimnastikasport.ru/hudozhestvennaya/s-lentoj.html