Физическое воспитание детей дошкольного возраста: пример, игра, похвала

Что нужно знать родителям о физическом развитии детей в дошкольном возрасте?

Как известно, развитие технологий сделало нас куда менее подвижными: наличие телевизоров, интернета, компьютерных игр, «умных» телефонов привело к тому, что все больше времени человек проводит сидя дома, уткнувшись лицом в монитор или экран. Этой же «болезнью» заразились и наши дети. А ведь физическая активность в детском возрасте – залог здоровья и полноценного развития интеллекта. Как же правильно организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы избежать дальнейших проблем? Понятно, что сваливать все только на детские сады – неверно. Развитие ребенка всегда начинается с семьи.

Девочка в спортивном зале

Ставим цели, решаем задачи

Физическое воспитание детей дошкольного возраста дает возможность вырастить жизнерадостного, активного, здорового, гармонично и творчески развитого человека.

Но часто ли мы, взрослые, всерьез задумываемся над тем, сколько времени проводит наш ребенок в состоянии физической активности? Достаточно ли ему нагрузки, свежего воздуха, правильно ли развиваются его мышцы, скелет? Многие, погрязнув в бесконечных делах-заботах, считают, что физическую форму ребенок и так приобретает на занятиях в детском саду. Ну а если мало – доберет на прогулке во дворе.

Однако чтобы вырастить действительно гармоничную личность, важно постоянно развивать ее в разных направлениях. А чтобы добиться результатов в плане физического совершенствования, важно правильно понимать основные задачи физического воспитания и систематически принимать меры по их решению.

Основные задачи можно разделить на 3 группы.

  1. Оздоровительные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств и навыков, укрепление иммунитета закаливанием, развитие внешних эстетических качеств (осанка, походка, культура движений).
  2. Образовательные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств, привитие навыков гигиены, освоение специальных знаний по различным спортивным дисциплинам и командным играм.
  3. Воспитательные. Решение этих задач предполагает развитие положительных личностных качеств (таких как самоорганизация, выносливость, целеустремленность, чувство коллективизма, взаимовыручки), памяти, внимания, навыков самообслуживания и гигиены.

Дошкольники на спортивной тренировке

Важность проблемы

Как видно, физическое развитие – это не только спортивные занятия или упражнения по физкультуре. В него входят подвижные игры, закаливание, прогулки, а также овладение навыками гигиены и самообслуживания.

Всегда ли понимают сами родители всю степень своей ответственности перед ребенком в этом вопросе? А она поистине огромна. И дело не только в силе мышц, скорости или ловкости.

  • Правильное физическое воспитание оказывает огромное влияние и на умственную деятельность (ребенок лучше ориентируется в пространстве, времени, развивает координацию, равновесие, глазомер, обогащает свои знания об окружающих предметах и явлениях).
  • Разнообразная двигательная активность способствует укреплению костно-мышечной системы, помогает стать более выносливым, легче приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
  • Физические занятия на свежем воздухе улучшают обмен веществ и кровообращение, усиливают кислородное питание мозга и всего организма, что благоприятно сказывается на качестве сна, аппетите, общем тонусе организма.
  • У ребенка развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, выдержка, активность, решительность, дисциплинированность, смелость, уверенность в своих силах, самообладание.

Девочка на детской площадке

Об особенностях физического развития

Чтобы правильно организовать раннее физическое воспитание, важно знать физиологические особенности развития дошкольников: рост, прибавку веса, развитие органов и систем, степень их зрелости.

К этому возрастному периоду (5-7 лет) часто относят определение «период первого вытяжения». В это время ребенок может за год вырастать на 7–10 см. По данным так называемых центильных таблиц, составленных по основным антропометрическим показателям, средний рост ребенка 3 лет — 94–97 см, а в 6 лет – уже 107–108 см. Средний вес малыша 3 лет около 14 кг, к 6 годам – больше 18 кг.

При этом рост происходит неравномерно: на шестом году у детей становятся шире таз и плечи, значительно вытягиваются конечности. Вес увеличивается в основном за счет растущей мышечной массы. С 3 до 6 лет детские хрящи превращаются в полноценные кости, хотя пока и не такие прочные, как у взрослых. Да и опорно-двигательный аппарат не до конца окреп.

Поэтому при расчете физических нагрузок важно помнить:

  • детям до 7 лет нельзя поднимать и носить тяжести – есть риск искривления позвоночника;
  • нельзя сильно тянуть ребенка за руки – есть риск вывиха локтевого сустава;
  • еще продолжается формирование стопы, поэтому для предотвращения плоскостопия нужно обратить особое внимание на качество обуви, следить за весом малыша (его избыток также может спровоцировать плоскостопие);
  • крупные мышцы неплохо сформированы, а вот мелкие (кистей, стоп) еще требуют проработки;
  • носовая перегородка еще очень уязвима, поэтому во время игр и занятий нужно проявлять осторожность.

Ребенок учится кататься на велосипеде

С чего начать?

Начинать приучение дошкольника к правильному режиму физической активности, к гимнастическим упражнениям, физкультуре, спорту нужно с себя. Ведь именно со взрослых дети берут пример, получая первый важный опыт и понимая, как должно быть, как правильно. Поэтому родители должны забыть о бесконечном сидении перед телевизором или компьютером и последовать принципу «движение – это жизнь». И чем раньше это произойдет, тем лучше.

Методика раннего развития физических качеств малыша может и должна включать теоретическую и практическую часть, которые взаимно дополняют друг друга.

  • Теория – беседы, рассказы, просмотр спортивных программ и соревнований, чтение книг или статей о пользе спорта, закаливания, о знаменитых спортсменах и т. д. То есть все то, что доносит важность физической культуры на теоретическом уровне.
  • Практика – прогулки, игры на воздухе, зарядка, гимнастика, закаливание, пробежки, езда на велосипеде, физические занятия с игрушками и детскими спортивными снарядами – все, что поможет укрепить мышцы, кости, иммунитет, сделать гибким позвоночник, красивой осанку и выносливым тело.

Для того чтобы приобщение к здоровому образу жизни было постоянным и ненавязчивым, важно сделать физическую активность привычной нормой в повседневной жизни малыша. У него должна быть возможность двигаться постоянно. Для этого нужно не только всячески стимулировать его к выполнению зарядки, к подвижным играм во время прогулок, отдыха на природе, но и организовать дома доступную среду для физических занятий. Она должна соответствовать следующим правилам:

  • пробуждать тягу к занятиям яркими цветами или необычной формой;
  • находиться в зоне досягаемости малыша и в поле зрения взрослых;
  • стимулировать развитие тактильных ощущений – состоять из материалов разных фактур;
  • обеспечивать возможность самостоятельной работы;
  • давать малышу простор для исследований.

Спортивная зона в комнате должна включать детский спортивный инвентарь и принадлежности (кольца, лесенки, шведскую стенку, скакалку, мячи, обруч, фитбол и т. д.), а также игры на развитие крупной и мелкой моторики, логики, воображения (кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, конструкторы, сортеры).

К детскому спортивному оборудованию предъявляются требования повышенной безопасности:

  • он не должен содержать отрывающихся, ломающихся деталей;
  • все элементы должны быть надежно закрепленными, не сдвигаться, не падать;
  • не иметь поверхностей, с которых можно случайно соскользнуть;
  • не иметь заусенцев или зазубрин, о которые можно пораниться:
  • состоять из экологически чистых материалов, не выделять вредных веществ.

Совет

Постарайтесь ограничить периоды, которые малыш проводит за компьютером, телевизором, в телефоне. Во-первых, это время, убитое сидением дома, без движения, воздуха и реальных, а не виртуальных друзей. Во-вторых, такая нагрузка вредна неокрепшему зрению – можно и очки заработать. А в-третьих, это непременно приведет к дополнительной стимуляции нервной системы. Ребенок может стать чересчур впечатлительным, нервным, появятся ночные кошмары, бессонница.

Мама занимается физкультурой с малышом

Приучаем к физкультуре на позитиве

Для того чтобы ребенок постоянно демонстрировал не только новые достижения, но и простое желание заниматься, родителям придется выработать систему стимулов, поощрений и примеров. Примерами могут быть, скажем, известные спортсмены или знакомые, которые находятся в прекрасной форме, мало болеют, веселы и активны. Но самый главный пример, конечно же, сами папа с мамой. Если они никогда не садились на велосипед – и малыш не захочет.

Что еще можно включить в такую систему раннего физического воспитания дошкольников?

  • Поход в магазин для приобретения спортивного инвентаря, формы, обуви. При этом право выбора остается за ребенком: купленные вещи должны вызывать у него позитивную реакцию своим видом, цветом (и тем, что он выбрал это все сам).
  • Постоянный положительный настрой родителей: ребенка обучают, показывают, объясняют (а не кричат, одергивают, ругают, обвиняют), хвалят за малейшие успехи, подчеркивают, какой он уже взрослый, умелый, самостоятельный.
  • Четкость и понятность при объяснении правил игр или способов выполнения упражнений (малышу важно знать, как правильно, чтобы было к чему стремиться, что оценивать).
  • Чувство меры при определении физической нагрузки (если ребенок будет постоянно выматываться и считать занятия каторгой – о какой любви к спорту можно говорить?).
  • Мотивация. Это может быть возможность весело провести время, пообщаться с друзьями или найти новых, похвала родителей за успехи (но не обещания, например, разрешить поздно лечь спать или что-то купить в награду за усердие).

Дети с мячами

В какую секцию отдать?

Одним из самых действенных способов улучшить физическую форму дошкольника является запись его в спортивные секции. Но, во-первых, это не освободит родителей от постоянной работы над физическими навыками ребенка дома, а во-вторых, здесь нужно чувство меры: три секции одновременно раз и навсегда убьют в ребенке какое бы то ни было желание связываться со спортом.

Первый вопрос, который при этом возникнет, – куда отдать малыша? Ведь видов спорта не один десяток. В первую очередь, выбор предстоит сделать среди тех секций, которые доступны в конкретном городе.

До момента выбора секции ребенка нужно познакомить с разными видами спорта. Взрослые должны рассказывать малышу о них, показывать различные спортивные соревнования, приводить примеры знакомых, которые уже ходят в какие-то секции, показывать картинки в журналах, обращать внимание на детей, играющих во дворе в футбол, волейбол. Возможно, ребенок сам определится, куда бы он хотел пойти.

Учитывайте возрастной момент. Дошкольнику до 5 лет подходят такие виды спорта, как плавание, акробатика, гимнастика, танцы. Позже уже можно отдавать его на боевые искусства, теннис, командные виды (хоккей, футбол, волейбол), фигурное катание, лыжный спорт.

Важно обратить внимание на склонности своего ребенка. Например, если ему нравится командный дух, подойдут футбол, хоккей, баскетбол. Если стремится к достижению личных результатов – можно попробовать теннис, стрельбу, легкую атлетику, плавание.

Немаловажны природные задатки малыша. Пластичным деткам подойдут танцы или гимнастика, выносливым и быстрым – легкая атлетика, активным и несколько агрессивным – единоборства. При этом пол ребенка не так важен: танцевать может и мальчик, а бороться – девочка.

Часто одного внешнего впечатления дошкольнику может быть недостаточно для правильного выбора. Можно посетить пробное занятие, чтобы он мог прочувствовать особенности вида спорта, которым собирается заняться, познакомиться с тренировочным процессом, самим тренером.

Советы родителям

В этом блоке собраны полезные рекомендации, которые помогут поддерживать у ребенка спортивный интерес.

  • Уважайте мнение малыша. Если он предпочтет не тот вид спорта, который вы ему настойчиво предлагаете, – пусть пробует то, что ему хочется. Без желания эффекта от занятий не будет, да и любить спорт он не начнет.
  • Всегда интересуйтесь успехами ребенка, поддерживайте в период неудач. Но не ищите для него смягчающих оправданий (виноват судья, попался плохой соперник и т. д.). Он должен понимать, что поражение – очередной этап на пути к поставленной цели.
  • Не оценивайте только спортивные достижения. Вы отдаете ребенка в секцию, прежде всего, для того, чтобы он стал более здоровым, выносливым, веселым. Поэтому не нужно требовать от него высоких достижений. Тем более что они зачастую сопряжены с куда большими нагрузками и рисками.
  • Если малыш после нескольких занятий упорно отказывается продолжать – выясните причину. Возможно, это какой-то страх (падений, травм) – тогда лучше подобрать менее пугающий вид спорта. Если ребенок чувствует себя хуже других – это повод для работы над его физической формой или спортивным настроем. Если протест вызван конфликтом с тренером – можно пойти на эту же секцию к другому наставнику.
  • Поощряйте желание малыша участвовать в соревнованиях, но не требуйте только побед – это может отбить у него интерес к занятиям.
  • Перед началом тренировок познакомьтесь с тренером и его методикой преподавания, расскажите об особенностях характера вашего ребенка. Это позволит более продуктивно построить работу с ним.

Физическое здоровье, выносливость, красивая осанка, умение рассчитать свои силы, стремление к цели – все это и многое другое дошкольнику даст правильно выстроенная система физического развития. Но главное – это поможет малышу вырасти гармоничной, успешной личностью.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

физическое развитие детей дошкольного возраста

Вместе со стремительным ростом технического прогресса мир столкнулся с колоссальной проблемой 21 века – низкой физической активностью. Особенно эта «болезнь» затронула детей. Поэтому ответственным родителям важно вовремя осознать: проводя большую часть досуга в компании электронных гаджетов, ребенок с малых лет рискует своим здоровьем – искривляется позвоночник, нарушается обмен веществ, появляются проблемы с избыточным весом, повышается вероятность возникновения ССЗ и прочих функциональных сбоев в работе организма. Между тем, сформированные с первых лет любовь к спорту и здоровый образ жизни – колоссальная фундаментальная база для последующего общего развития.

Важность физического воспитания в семье

Небезызвестный В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что разноплановое развитие, вера в собственные силы, да даже мировоззрение, во многом находятся во власти здоровья и правильного физического воспитания. Систематические занятия спортом дают возможность накапливать силы, пополнять энергетические запасы, способствуют становлению важных личностных качеств, стимулируют гармоничное развитие. Разумеется, физическое воспитание детей дошкольного возраста стартует с семьи. В силах родителей:

  • организовать малышу оптимальный режим дня, грамотно чередующий виды деятельности;
  • приучить ребенка его к закаливанию – как минимум с помощью свежего воздуха, получаемого при регулярных активных прогулках;
  • развить интерес у малыша к физкультуре – установить спортивный уголок дома, совместно выполнять утреннюю зарядку, устраивать эстафеты, спортивные игры, ходить в походы.

При этом нельзя сбрасывать со счетов возрастные особенности, личностные характеристики, общее состояние здоровья ребенка.

Цели и задачи физвоспитания детей

Главенствующая цель – способствовать всестороннему физическому развитию детей, вырабатывать двигательные навыки/умения, а затем совершенствовать их, воспитывать физически культурную личность: здоровую, выносливую, активную и т. д.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста базируется на специальной программе, разработанной с учетом нормативных документов:

  1. ФЗ «Об образовании».
  2. ФГОС ДО.
  3. СанПиН для ДОУ.

Базируясь на специфике возрастного периода, физиологическом и психологическом здоровье, оно реализует воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Охрана жизнедеятельности и укрепление здоровья детей – главная цель оздоровления. Для ее реализации подключают закаливание, призванное увеличить работоспособность, физическую выносливость, стойкость к заболеваниям. Все целенаправленные и последовательные действия родителей и воспитателей должны содействовать:

  • формированию правильных изгибов позвоночного столба ребенка;
  • выработке и сохранению здоровой осанки;
  • развитию гармоничных пропорций тела (от мышц лица до сводов стопы);
  • укреплению связок, мышц;
  • наращиванию мышечной и костной массы;
  • совершенствованию работы вегетативных органов.

Задачи образовательной направленности для детей – это:

  • закладывание и развитие двигательных способностей (координация, умение удерживать равновесие, глазомер и др.).
  • выработка мотивации и стойкого интереса к методичным спортивным тренировкам.

Последняя группа задач воспитывает в детях:

  • качества морально-волевой направленности (настойчивость, выдержку, самообладание, уверенность в себе, пр.);
  • нравственные характеристики (готовность к взаимопомощи, чувство собственного достоинства, пр.);
  • гигиенические навыки, готовность и способность обслужить себя самостоятельно.

Средства физического воспитания

Для реализации вышеперечисленных задач, которые должны осуществляться комплексно, в правильной последовательности, применяются определенные средства. В их числе:

  • разнонаправленные упражнения физического характера;
  • гигиенические факторы;
  • оздоровление посредством сил природы.

Общая физическая подготовка для детей стандартно делится на 3 компонента:

  1. Основная гимнастика, которую при необходимости можно сделать избирательной, т.е. развивать что-то определенное, к примеру, осанку. Она включает:
  • ОФП;
  • разновидности прогулочного шага, бега, пр.;
  • строевые упражнения и танцевальные па.
  1. Подвижные игры, которые, наоборот, формируют физические качества не избирательно, а комплексно.
  2. Упрощенные варианты спортивных упражнений (те же забавы с мячом и пр.).

Гигиенические факторы – это совокупность грамотно выстроенного режима дня с дозированными периодами сна и активности, полноценное, здоровое питание, гигиена тела, пр.

К оздоровлению природой принято относить воздушные, солнечные и водные процедуры, имеющие громадное значение для закаливания, совершенствования процессов терморегуляции, нормализации психических механизмов и корректного развития нервной системы.

Закаливающие процедуры должны проводиться постепенно, последовательно, регулярно, активно, учитывая климатические особенности региона, с оглядкой на общее состояние здоровья ребенка, его медицинскую группу, наличие ОВЗ.

Принципы

Под этим понятием подразумеваются все те положения, правила и нормы, которые направляют деятельность взрослого, обуславливают построение тренировок с учетом личных качеств и возраста, а также половой принадлежности ребенка. Среди базовых:

  1. Гармоничное личностное развитие за счет комбинирования физического воспитания с его прочими разновидностями + широкая направленность базовой физподготовки.
  2. Связь физкультуры и спорта с реальной жизнью благодаря накоплению обширной базы двигательных навыков, многогранного развития физических умений, формирования активного жизненного кредо.
  3. Оздоровительная направленность.

Пристальное внимание уделяется также принципам наглядности, последовательности, соответствию занятий зрелости биологического созревания, цикличности их построения, систематичности чередования тренировок и отдыха, постепенности наращивания физических воздействий и рассеянности нагрузки.

Методы

Включают в себя средства и формы физического воспитания дошкольников, направленные на реализацию конкретных задач. Их педагогические возможности сложно переоценить, они позволяют грамотно подбирать программы тренировок, регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, пр.

Стандартно в физическом воспитании применяют 2 группы методов:

  1. Специфические, т. е. характерные исключительно данному виду деятельности.
  2. Общепедагогические.

К первой группе относят:

  • строго регламентированные упражнения – направленные на обучение двигательным действиям и их дальнейшее совершенствование и/или на воспитание физических качеств;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод (от эстафет или итоговых зачетов до полноценных спортивных состязаний).

Общепедагогические методы делятся на словесные (вербальные) и наглядные. Первые могут реализовываться в форме объяснений, инструктирования, лекций, команд или замечаний. Вторые подразумевают непосредственную или опосредованную наглядность, направленную возможность пошагово прочувствовать двигательное действие (личный пример, демонстрация видеороликов и картинок, зрительные ориентиры, например, разметка поля).

Выбирают методику, отталкиваясь от специфики возраста. Например, если трехлетки лучше всего воспринимают наглядность, то подготовительная группа уже отлично усваивает вербальность в чистом виде.

Особенности физического воспитания

Развитие дошколят 3-6 лет характеризуется существенными изменениями моторики и физиологии, растет скелет, увеличивается мышечная масса, пропорции тела видоизменяются. В это время силовые упражнения и прочие перегрузки недопустимы, все задачи должны реализовываться в игровой форме.

Уроки физкультуры становятся ведущей формой организованного и регулярного обучения детей двигательной активности. Для этого подбираются посильные для дошкольника физ. нагрузки, при необходимости используется индивидуальный подход, создается благоприятная среда для многогранного развития.

Так, в ДОУ систематическая работа состоит из: ежеутренней гимнастики, промежуточных дневных «физкультминуток», занятий физкультурой в зале и на свежем воздухе. Обучение строится в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что не только делает его более занимательным, но и способствует повышению познавательной способности детей и их заинтересованности в физической культуре.

Проблемы

Актуальные проблемы обсуждаемой тематики на фоне требований, выдвигаемых образовательной системой:

  • высокий уровень заболеваемости (на момент подготовки к школе число абсолютно здоровых детей не превышает 10%);
  • гипокинезия – низкая двигательная активность;
  • слабая диагностика физического развития и физической подготовки дошкольников;
  • бездействие родителей, которые в силу занятости и ряда прочих причин не уделяют этому вопросу должного внимания.

Показатели развития детей

Оцениваются по следующим физическим параметрам: рост, вес, пульс, замена зубов на коренные, особенности питания и режима дня. Примечательно, что особенности развития принимаются во внимание с учетом подразделения дошколят на две группы – младший и старший дошкольный возраст.

Показатели физических возможностей проверяются с помощью специальных тестовых упражнений на выносливость, гибкость, скорость, прыгучесть.

  • к 3-м годам: малыш активно ходит, бегает, залезает на возвышенности;
  • к 4-м: может уверенно спрыгнуть с небольшой высоты, отлично ловит и бросает мяч и прочие предметы, катается на велосипеде;
  • к 5-6: выполняет большую часть стандартных движений, в том числе преодолевает преграды

Перед школой небольшой тест проводится педиатром: ребенку предлагается выполнить 10-15 приседаний и столько же наклонов. В норме – для приседаний достаточно 20 секунд, при этом допустимо учащение пульса до 70%, через 2-3 минуты он должен опуститься до своего нормального значения.

Прививаем здоровый образ жизни

Это комплексная задача, реализация которой должна достигаться совместными усилиями родителей и детского сада. Что следует делать в рамках семьи:

  1. Наглядно демонстрировать, что значит быть физически активным и здоровым.
  2. Вырабатывать привычку придерживаться режима дня.
  3. Соблюдать принципы рационального питания.
  4. Чаще играть активно.
  5. Прививать интерес к миру спорта: смотреть соответствующие программы, посещать спортивные соревнования, следить за достижениями какого-то известного спортсмена (например, своего земляка).

Выбираем спортивную секцию

Занятия спортом в раннем возрасте – действенный метод для воспитания физически активной личности. Спортивная секция развивает выносливость, смелость, уверенность в себе, в целом укрепляет здоровье. Прежде чем определяться с выбором, стоит посетить педиатра на предмет выявления возможных противопоказаний. Принимать итоговое решение нужно, опираясь на пожелания самого ребенка, с учетом возрастных показателей и допустимой степени нагрузок:

  • с 3-4 лет – акробатика, любые виды гимнастики, фигурное катание, единоборства;
  • в 5-6 лет – легкая атлетика, спортивные игры с мячом, теннис (большой в том числе);
  • 7 лет – единоборства, командные виды спорта.

Советы родителям

В физическом воспитании детей важны три обязательные условия: поддержка, терпение и личный пример. Начинать нужно с коррекции своего отношения к физ. активности – если спорт для папы сводится к просмотру футбола, разве вправе он требовать от сына или дочери высоких результатов в этой сфере? В целом, все правила предельно просты: поощрять за достижения, не ругать за неудачи, не ждать «мировых рекордов», учитывать возраст ребенка при планировании его физической нагрузки, изучать современные технологии, адресованные в поддержку детского здоровья, и активно применять их.

Выводы

При создании подходящий обстановки для корректного физ. воспитания дошкольника не стоит забывать о комплексной реализации задачи: укреплять здоровье, воспитывать характер, открывать новые вершины для развития детского потенциала.

Источник Источник https://razvivashka.online/fizicheskoe/fizvospitanie-doshkolnikov
Источник https://prodetskiysad.ru/razvitie/fizicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересные статьи

Тренировка грудных мышц на массу. Как накачать объемные грудные мышцыТренировка грудных мышц на массу. Как накачать объемные грудные мышцы

Грудные мышцы условно деляться на три зоны: верх, середина и низ. В бодибилдинге для тренировки мышц груди используют различные упражнения, которые делятся на базовые и изолированные. Читайте как накачать грудные