Гимнастика

Акробатическая пирамидаУпражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.

Простые упражнения

Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.

К динамическим акробатическим упражнениям относятся:

  • перекаты
  • кувырки
  • перевороты
  • движения дугой
  • сальто.

Статические акробатические упражнения:

  • стойки
  • мосты
  • шпагаты.

Динамические акробатические упражнения:

Сальто

  1. Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
  2. Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
  3. Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
  4. Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
  5. Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
  6. Сальто — переворот через голову без опоры на руки.

Мост

  1. Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
  2. Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
  3. Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
  4. Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.

Обучение сложным элементам

Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.

Маховое сальто вперед

Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.

Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.

Маховое сальто на бревне

Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.

Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.

Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.

Как делать рондат фляк

Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.

Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).

Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.

Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.

Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.

Вам будет интересно  Упражнения на пресс и ноги: комплекс тренировок на мышцы живота, ягодицы, бедра

Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).

После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.

При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.

Не смотря на то, что акробатика, является занятием , в котором можно сделать спортивную карьеру, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Тренируясь, организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнение точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.

Вольные упражнения в спортивной гимнастике: от простейших элементов к феерии комбинаций

Гимнастика – один из самых зрелищных и интересных видов спорта. Она может быть крайне разной, но одинаково маняща: изящная и волнующая художественная или поражающая своей силой и грацией спортивная. Гимнастическими элементами пользуются спортсмены всех направлений и возрастов. Подготовку, которую обеспечивает гимнастика, нельзя оспорить или умалить – её воздействие на организм доказано многими поколениями чемпионов.

Что представляют собой вольные упражнения?

Вольные упражнения – это комбинации отдельных элементов и связок, выполняемых на «ковре» – специальном помосте, предназначенном для смягчения приземления спортсменов при выполнении разного рода трюков.

Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских соревнований. Мужские демонстрации длятся 70 секунд, женские – 90. Каждое выступление оценивается по сложности элементов, правильности их выполнения, наличию ошибок. Помимо этого, в женском турнире учитывается хореографическая подготовка спортсменок.

Составные типы элементов (для мужчин)

Спортивная гимнастика в разделе «Вольные упражнения» для мужчин состоит из четырех групп элементов.

  • элементы, подразумевающие движение или неподвижное состояние (высокий угол, стойка на руках);
  • элементы, развивающие пластичность и гибкость (шпагаты, равновесия).

Акробатика с переворотом вперёд

  • сальто;
  • сальто согнувшись, выпрямившись и др.;
  • сальто в кувырок или упор лежа.

Акробатика с переворотом назад

  • сальто и перевороты назад.

Усложненные акробатические элементы

  • боковые сальто («Арабские»);
  • твисты;
  • «Томас»;
  • другие редкие и сложные сальто, за исполнение которых дают надбавки.

При оценивании выступления судейская коллегия в первую очередь обращает внимание на технику исполнения представленных выше элементов.

Составные типы элементов (для женщин)

Женская программа немного шире мужской и включает следующие группы упражнений:

Прыжки и подскоки, классифицирующиеся:

  • по участию ног (со сменой ног в шпагате, толчок с двух ног);
  • по присутствию поворота;
  • по сцеплению с полом (в шпагат, в упор лёжа);
  • по участию тела (согнувшись, прогнувшись, в кольцо).
  • по числу вращений;
  • по положению ног во время выполнения (параллельно полу, в шпагате).

Элементы, выполнение которых требует опоры на руки:

  • кувырки;
  • повороты в стойке на руках;
  • перевороты.

Акробатика с переворотом вперед

  • сальто вперед;
  • сальто боком;
  • твист.

Акробатика с переворотом назад.

Женские вольные упражнения, в отличие от мужских, выполняются под музыку.

Группы сложности

Группы сложности всех гимнастических элементов делятся на A, B, C, D, E, F и G категории. К самым простым относятся перевороты, сальто с группировкой и прыжки.

Сложные трюки выполняются единицами спортсменов по всему миру. К числу таких элементов относится элемент «Горошина», который получил название благодаря исполнителю Такахиро Гошима. Японцу удалось выполнить самый сложный винтовой элемент – 3,5 винта вперед. Упражнение относится к уровню «G» по сложности.

Как проводятся соревнования по спортивной гимнастике в разделе «Вольные упражнения»?

На мировых чемпионатах и первенствах программа вольных упражнений включает четыре этапа.

  • Предварительный. Он позволяет оценить всех участников соревнований как в индивидуальном, так и в командном многоборье. Победители этого этапа выходят в финал.
  • Командный. Этот этап позволяет среди выявленных победителей выделить лучших среди гимнастов и гимнасток.
  • Абсолютное первенство. Персональный турнир для 36 лучших гимнастов.
  • Первенство в отдельных видах. Этот этап – борьба для 8 лучших спортсменов, которые показали максимальные результаты на первом этапе состязаний за конкретные виды упражнений.

Таким образом, программа вольных упражнений построена по принципу «В следующем туре участвуют только лучшие».

Характер соревнований

Соревнования по форме проведения делятся на:

  • Индивидуальные (каждый участник «сам за себя»);
  • Командные (выступления групп и команд);
  • Индивидуально-командные (при выставлении итоговой оценки учитываются результаты отдельных участников, так и группы в целом).

Форма состязания зависит от организации, проводящей соревнования.

Допуск участников к соревнованиям

Принять участие в соревнованиях могут лишь те спортсмены, которые подали заявки на участие и получили одобрение организационного комитета. Кроме того, Правилами спортивной гимнастики предусмотрено деление спортсменов по возрастным категориям:

  • взрослые – от 18 лет и старше;
  • юниоры – от 14 до 17 лет;
  • юноши – от 11 до 13 лет;
  • мальчики – от 7 до 10 лет.
  • взрослые – от 16 лет и старше;
  • юниорки – от 13 до15 лет;
  • девушки – от 9 до12 лет;
  • девочки – от 6 до 8 лет.

Спортсмены, не достигшие установленного возраста, могут принимать участие только с разрешения родителей.

Требования к костюму

В спортивной гимнастике, в частности, в разделе «Вольные упражнения» к одежде спортсменов предъявляются определенные требования:

– мужчины выступают в гимнастических шортах и майке;

– женщины соревнуются в гимнастическом купальнике или комбинезоне. Возможно наличие лосин цвета, идентичного купальнику.

Кроме того, по личному усмотрению гимнасты могут использовать чешки или носки. В командных выступлениях все члены команды должны быть одеты в одинаковую форму.

Система оценивания вольных упражнений и сбавки

Все ошибки в выполнении элементов классифицируются на мелкие, средние и грубые:

  • Мелкие ошибки – слегка отдаляющие спортсмена от чистого исполнения, сбавка –0.1 балла.
  • Средние ошибки – существенное отклонение от чистого исполнения, сбавка – 0.3 балла.
  • Грубые ошибки – весомое искажение, грозящее невыполнением упражнения, сбавка – от 0.5 до 1.0 балла.
Вам будет интересно  Тренировки по плаванию - программы для начинающих и среднего уровня, план на скорость

Под ошибкой невыполнения понимается деформация элемента, превращение его в иное упражнение, не соответствующее заявленной программе.

Федерации спортивной гимнастики в РФ

Федерация спортивной гимнастики в России существует с 1991 года. Ее членами являются многие выдающиеся спортсмены и порядка 71 субъекта. Организация является членом Международной Федерации гимнастики и Европейского гимнастического Союза. Главная цель Федерации – представлять российскую гимнастику на международном, олимпийском движении, а также развивать её как вид спорта в России.

История спортивной гимнастики

Слово «гимнастика» имеет греческое происхождение и означает «упражняю», «тренирую». Тем не менее Древняя Греция, подарившая миру Олимпийские игры, не является прародительницей этого термина. Достоверно установлено, что упражнения, включающие развитие равновесия, растяжки и силы существовали на разных континентах и во многих странах, например, в Китае и других восточных государствах. Греки же, в свою очередь, лишь оформили знания о физическом развитии человека, которые собирались людьми на протяжении многих веков.

Своё начало дошедшая до наших дней история гимнастики берёт в Древней Греции, где она была комплексом упражнений для развития силы и выносливости будущих чемпионов Олимпийских игр. Отдельным видом спорта гимнастика не являлась – она лишь помогала гармонично развивать тело и физическую активность.

В конце XVIII – начале XIX веков гимнастические упражнения появились в русской и европейской педагогиках. Они включали в себя использование снарядов и разного рода прыжков. Родиной же современной спортивной гимнастики является Германия, в которой развитием дисциплины занимался немецкий учитель Фридрих Людвиг Ян. По его мнению, упражнения – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса и развития личности. Именно этому человеку удалось организовать первое в мире гимнастическое сообщество и привлечь к нему должное внимание. В этот же период стали проводить первые соревнования по этому виду спорта. Ниже приведены важные вехи в развитии гимнастики.

В России гимнастические упражнения пользовались популярностью среди военнослужащих, а развитие физической активности было неотъемлемой частью физической подготовки солдат. В этом отношении отечественная гимнастика должна быть благодарна таким историческим личностям, как Петр I и Суворов, за их вклад в популяризацию дисциплины.

В 1881 году в Петербурге российский ученый и педагог Лесгафт открыл первые двухгодичные курсы по гимнастике.

1883 год – под руководством писателя В. А. Гиляровского создано «Русское гимнастическое общество». Силами активистов и любителей этого вида спорта удалось собрать средства для оборудования зала на Страстном Бульваре.

1896 год – спортивная гимнастика была включена в Олимпийскую программу.

1903 год – состоялся Чемпионат мира по спортивной гимнастике.

В последующие годы отечественная гимнастика непрерывно набирала популярность: организовывались соревнования, упражнения стали вводиться в программу учебных заведений, повсеместно открывались специализированные общества и кружки по интересам.

Однако пика развития дисциплина достигла в советский период. Именно тогда она привлекла к себе повышенное внимание общественности. Для находившегося на закате жизни Гиляровского такой успех стал настоящим подарком.

1928 год – дата проведения Первой всесоюзной спартакиады. В ней приняли участие пять команд.

1932 год – во Втором всесоюзном первенстве по гимнастике впервые состязались женщины.

С 1952 года советские спортсмены принимают участие в Олимпийских играх (с 1954 – в чемпионатах мира, с 1955 – в чемпионатах Европы).

Несомненно, советский период является поистине «золотым веком» отечественной гимнастики.

Как с годами менялись вольные упражнения гимнастов?

С момента расцвета гимнастики как вида спорта прошло немало лет. Менялись правила, костюм, длительность программы и упражнения. Как и любой процесс, соревнования совершенствовались, отбрасывая некоторые условности. Одновременно добавлялось всё больше тонкостей. В целом изменения производились для того, чтобы спортивная гимнастика стала той прогрессивной дисциплиной, каковой она является ныне.

В 1950-х годах в спортивной гимнастике произошли кардинальные изменения: появились комбинации, представляющие собой совокупность отдельных элементов и упражнений, объединённых одним настроением и музыкой. Различий между мужской и женской программой практически не было. Разве что мужчины в своих соединениях использовали больше силовых элементов, которые делали связки длиннее и (на вид) сложнее.

1960-е годы отнюдь не характеризуются как период усложнения упражнений спортивной гимнастики. Мужчины продолжали наполнять свои выступления простыми элементами. Однако помимо привычных сальто вперёд и назад им рекомендовалось использовать усложненные элементы: сальто боком и твист. Основа же не изменилась. Она по-прежнему представляла собой стойки на руках, равновесия с удержанием ноги рукой и без. Женская программа также включала чередование простых и сложных элементов. Таким образом, можно констатировать, что в описываемый период сохранялись традиции прошлого десятилетия, но для женского исполнения стала использоваться ритмичная музыка.

Прогресс 1970-ых годов в сравнении с прошлым десятилетием заметен сразу. На Олимпийских играх 1972 года в мужскую программу включили двойное сальто назад в группировке в первой диагонали и двойной пируэт назад в заключительной третьей. Спортсмены этого поколения овладели новыми пируэтами и аликвотными вращениями, увеличивая зрелищность и качество связок. Развиваются акробатика с переворотом назад, при этом остаются популярными сальто вперёд и боком. С 1974 года появился новый вид элементов. Если раньше после упражнений гимнасты финишировали на ноги, то теперь они стали уходить в кувырок.

Женская программа также претерпевала изменения. Так, на Олимпийских играх в Мюнхене гимнастки исполнили двойной пируэт назад. Обязательным в связках стало сальто в диагонали. Впервые двойное сальто вперед было исполнено советской гимнасткой Нелли Ким. Её примеру последовали и многие другие спортсменки, после чего наличие этого элемента стало чуть ли не обязательным. Программа постоянно совершенствовалась и изменялась, рождая всё более сложные трюки.

Процесс покорения сложных элементов в 1980-ых годах продолжил набирать обороты. Если до этого в мужской программе отсутствовали пируэты (для сравнения: почти повсеместно каждая гимнастка выполняла тройной пируэт), то в этом десятилетии они были включены в связки. Зачастую спортсмены останавливали выбор на комбинации из двойного пируэта назад и в контртемп сальто вперёд на ноги или же в упор лёжа. Женщины в попытках не отставать от мужчин добавляли в программу выступлений сложные сальто. Акробатика, наоборот, остановилась на месте: её развитие было предоставлено будущим спортсменам. Отчётливо прослеживалась тенденция совершенствования всех гимнастических упражнений дополнительными «фишками».

1990-е годы внесли изменения в виде обновления правил: была введена система прибавок за связки упражнений категорий «С» и выше. Если в 1980-е пируэты в мужской программе встречались достаточно редко, то в 90-е из них состояло 90% выступления. Многие считали это недостатком, ведь гимнастам требовалось больше времени тратить на составление комбинаций из вполне простых элементов вместо того, чтобы тренировать замысловатые и впечатляющие упражнения.

Но на самом деле наличие хотя бы одного трудного элемента уже было успехом на соревнованиях. Потому передовые тренера акробатики включали в программы выступлений сверхсложные трюки. Женщины же работали над освоением трюка «Двойной бланш с пируэтом». В 1995 году Елена Продунова исполнила малораспространенный двойной твист в группировке и даже соединила его с сальто вперёд, не включая в программу акробатику назад. Это произошло потому, что гимнасток также обязали соединять элементы акробатики.

Вам будет интересно  Гимнастика при плоскостопии у взрослых

Глобальные изменения произошли в 2000-ых годах, когда в силу вступили прибавки за использование элементов гимнастики. Максимальные оценки можно было получить за связки из трёх групп упражнений сложности C и D.

После 2006 года правила вновь существенно обновили: теперь спортсменам требовалось включить в программу 10 сложных элементов. Уже через четыре года гимнасты стали использовать в программе связки из шести (семи) акробатических линий группы D. Это обстоятельство превратило соревнования в зрелищную гонку. Однако такие нововведения привели к тому, что комбинации стали выглядеть скучно. В это время каждый спортсмен стремился овладеть полуторным сальто с кувырком с полутора винтами в группировке, прямым телом. До этого такие «трюки» считались недостижимым талантом.

Также для поднятия уровня сложности стали исполнять двойной твист – теперь он был в каждой программе. Некоторые гимнасты реализовывали его с поворотом на 360 и даже 540 градусов! Наиболее востребованными с точки зрения прибавки явились комбинации упражнений категорий D между собой. Так за несколько десятков лет мужская программа из циркового номера с одним сложным элементом превратилась в связку тяжелейших упражнений.

Спортивная гимнастика периода 2000-2005 годов не отходила от правил прошлого десятилетия – сохранялись те же четыре диагонали. Женщины добавляли в свои выступления связки прыжков, что позволяло им получать существенные прибавки. Наибольшей востребованностью пользовалась связка прыжков в группировке на 720 и 540 градусов.

В 2006-2008 годах гимнастки попытались перенять из мужской программы 10 очень трудных элементов. Плюсом такого поворота событий стало то, что повсеместно начали выполняться двойные сальто с двумя винтами, чего годами ранее не встречалось. Также женщины освоили двойной твист и связку 2,5 пируэта назад плюс пируэт вперёд. Вследствие из-за этого комбинация стала более продолжительной, включала 6 линий, и упражнения иногда выполнялись для «лишь бы были».

Сложной и яркой программа стала в 2009 году, когда достаточно было исполнить восемь сложных элементов, три из которых – гимнастические. Четвертные и тройные повороты на ноге, двойные повороты в вертикальном шпагате, усложнявшие номер, стали доступны и учитывались идентично сложным акробатическим упражнениям. К 2011 году некоторые спортсменки использовали в программе 3,5 пируэта назад, что до этого было под силу только мужчинам.

С 2013 года все программы гимнастов стали делится на винтовые сальто и двойные. Кроме того, в этом же году с целью безопасности гимнастам было запрещено исполнять в связках более одного полуторного сальто в кувырок. На современном этапе программа вольных упражнений претерпевает изменения, как и сама спортивная гимнастика в целом.

Книги

Об удивительном мире спортивной гимнастики написано немало книг. Стоит отметить, что книги из представленного ниже перечня литературы не являются учебными пособиями. Авторы повествуют о своём пути профессионального становления и рассказывают о скрытой от посторонних глаз стороне спортивной гимнастики.

  • Ольга Корбут «Жила была девочка…»

В этой книге знаменитая советская гимнастка описывает детство, взлёты и падения в спорте, и период после завершения спортивной карьеры. Биография этой женщины неоднозначна. Кроме того, автор подчёркивает в своей работе, что нет недостижимых высот – нужно лишь ставить цель и идти к ней.

  • Алексей Немов, Ирина Степанцева «Честная игра»

Еще один жизненный путь спортсмена – четырехкратного Олимпийского чемпиона, который начинал его со скромной секции в Тольятти. Книга рассказывает о правилах спорта, применимых к жизни, о неудачах и взлетах, которые закаляют характер и учат достойно воспринимать все уроки судьбы.

  • Владислав Растороцкий «Гимнастика достойна гимнов»

В этой книге повествование ведется от лица заслуженного тренера СССР, который рассуждает о роли педагога в формировании личности и отношения к спорту. Самому Растороцкому удалось закалить характер многих советских спортсменок: Турищевой, Шапошниковой, Юрченко. По этой причине в книге присутствуют эпизоды простых тренерских радостей и мнение о будущем гимнасток.

  • Юрий Титов «Восхождение. Гимнастика на олимпиадах»

Известный гимнаст Юрий Титов повествует о своём опыте участия в Олимпиадах, а также описывает изменения в правилах и общей структуры. В работе можно проследить, как одно поколение спортсменов приходило на смену другому, как усложнялась и прогрессировала гимнастика.

Интересные факты о спортивной гимнастике в целом

Спортивная гимнастика – это не только здоровый образ жизни, но и множество спортивных достижений и печальных падений. Тем не менее в каждой дисциплине имеется ряд любопытных фактов, и в данном случае гимнастика не является исключением.

  • По одной из версий, «гимнастика» с греческого переводится как «голый», что свидетельствует о том, что во времена античности упражнения выполнялись полностью обнаженными людьми.
  • Оценка 10 баллов: миф или реальность? Долгое время все считали, что заработать её невозможно. Доказать обратное удалось 14-летней румынской спортсменке Наде Куманечи, которая на Олимпиаде 1976 года в Монреале завоевала оценку 10,00. Кстати, табло для отметок даже не предполагало четырехзначного числа, потому показало 1,00.
  • В гимнастике существуют запрещенные элементы. Например, знаменитая «Петля Корбут», для выполнения которой спортсменке следует встать на верхнюю часть брусьев и сделать сальто назад. Названа она в честь Ольги Корбут – четырехкратной олимпийской чемпионки, поразившей судей уникальным и опасным элементом.
  • На Олимпиаде 1976 года в Монреале в командной борьбе произошло настоящее чудо. Японцу Шуну Фудзимото удалось выполнить упражнения на кольцах и коне со сломанной коленной чашечкой и надорванными связками. После завершающего сложнейшего прыжка он потерял сознание, а когда очнулся, то узнал, что его команда взяла олимпийское золото.
  • Гимнасту из Великобритании Эшли Уотсону удалось совершить сальто назад на перекладине и преодолеть расстояние 5,87 метров! Сам спортсмен делился, что, для того чтобы побить мировой рекорд, ему понадобилось 8 попыток.

Таким образом, гимнастики как вид спорта в течение своего становления проделала путь от выполнения легких развивающих упражнений перед Олимпийскими играми до настоящих мировых состязаний. Нельзя не отметить внутренний стержень и бесконечную силу воли гимнастов и гимнасток, которым ежедневно приходится сталкиваться с борьбой не только на ковре, но и внутри себя. Вольные упражнения – глубоко творческий процесс, который соединяет силу и грацию гимнастов. Нам остаётся лишь восхищаться этими людьми и искренне болеть за любимых спортсменов!

Источник https://gimnastikasport.ru/akrobatika/akrobaticheskie-elementy.html
Источник http://alvin-almazov.ru/rules/volnye-uprazhneniya-v-sportivnoj-gimnastike-ot-prostejshix-elementov-k-feerii-kombinacij/