Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении.

Насколько значима диафргама при пении ? Как любая мышца в теле, диафрагма имеет мышечную память. Она «учится » удерживать вдох, выводить выдох и выталкивать звук. Если хотите научиться петь правильно и красиво — «качайте» вокальные мышцы, как в спортзале.

Есть много упражнений для вокалистов на тренировку диафрагмы. В работе с учениками я адаптировала некоторые из них и превратила в лайфахк для голоса. Вы найдете его описание в конце статьи, но сначала немного теории о том, как работает диафрагма в вокале.

Два главных упражнения в пении на тренировку диафргамы.

Поведение диафрагмы при пении будет отличаться в зависимости от того, что и как вы поете: ведете звук плавно и нежно или агрессивно его выкрикиваете . Если вы хотите научиться и тому, и другому, то стоит освоить два самых главных приема любого вокалиста: пение на легато и стаккато .

«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») — такой прием пения, при котором:

    звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой, диафрагма статична, она расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание, легато помогает расходовать дыхание экономично, выводить воздух по по чуть-чуть, часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.

Подробнее такой тип дыхания, мы обсуждали в предыдущих упражнениях для вокалистов, когда говорили о парадоксальном дыхании и тренировке диафрагмы при пении на удержание выдоха.

Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения. «Стаккато» ( от латинского « staccato» — отрывистый, дробный):

    отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук громко, диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом, упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно, стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса, помогает смыкаться связкам плотно, толстой массой и удерживать дыхание

Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса.

Тренировка диафрагмы и дыхания на стаккато

Диафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно. Это создает правильное давление воздуха и поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер раздвигаются и удерживают статичное положение, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку.

На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это сокращение в районе солнечного сплетения.

Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся.

Cкорее всего, вы издадите звук похожий на «Ах! », резко вытолкните воздух . Сымитируйте этот выдох, почувствуйте, как мышцы живота сократились и ушли вовнутрь, а вместе с ними активно вышел выдох.

самое простое упражнение на диафрагму

Тренировка диафрагмы в практике:

  • найдите солнечное сплетение у себя. Мы уже делали это ранее, когда учились дышать животом . Для этого пальцами коснитесь ребер спереди там, где они соединяются,
  • положите ладонь на эту область, вдохните и надуйте «шарик » на солнечном сплетении,
  • а теперь резко с выдохом уведите надувшиеся мышцы назад, словно хотите, чтобы они прилипли к позвоночнику,
  • выдох должен быть шумным и активным,
  • затем снова коротким вдохом наберите дыхание в область солнечного сплетения и снова вытолкните его,
  • сделайте восемь таких толчков на слог «Ха! » .
Вам будет интересно  Это вам не шарики катать: чему на самом деле учат на курсах по имбилдингу • Фаза Роста

В данном случае происходит не только тренировка диафрагмы, но и мышц живота. Начните с медленного темпа. На каждый слог «Ха! » мы сокращаем диафрагму полностью, чтобы «шарик » воздуха сдулся целиком . И заново берем короткий вдох, неважно — ртом или носом.

Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу на упражнениях без звука, и после разогрева на дыхание п ереходить к упражнениям с голосом.

Лайфхак для голоса: как быстро «прокачать» диафрагму при пении

Перейдем к самому лайфхаку. Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.

скажите фразу «я пою» по слогам

Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. А теперь вытолкните каждый слог диафрагмой на стаккато. Сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении на слог «Ха!».

говорим с подачей и энергией!

Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми. Толкайте выдох и голос.

следите за ровным выдохом

Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном. Старайтесь не дергать мышцы, а слаженно ими работать.

уберите зажимы с горла

Звук активный, но толкаем его не горлом, а диафрагмой и выдохом. Не переходите на крик или в зажим. Если громко сразу не получается — не страшно. Начните с мягкого выдоха, а потом постепенно увеличивайте громкость голоса. Связки смыкаются плотно, но аккуратно, без напряжения.

диафрагма работает на 100%

Прорабатывайте все выдохи до конца: после каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.

сложный вариант упражнения для продвинутых вокалистов

Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.

Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у. » Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х » в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху ». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.

Далее делим фразу на три звука, повторяя трижды каждый слог: «Я-а-а. По-о-о. Ю-у-у » , и каждый из них выталкиваем диафрагмой вместе с выдохом. Затем добавляем четвертый слог: «Я-а-а-а По-о-о-о Ю-у-у-у » и так далее. Насколько хватит сил в ваших мышцах. Темп со временем можно увеличивать.

Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком . Приведенное выше упражнение «Я-по-ю » хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам для постановки красивого уверенного голоса.

Вам будет интересно  Программа тренировок для девушек по типу телосложения

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

основы вокала

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Вам будет интересно  Нюансы женского тренинга

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник https://ovocale.ru/uprazhnenia-dlya-vokalistov-trenirovka-diafragmy/
https://4brain.ru/blog/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%B8/