Футбольные дебаты – “Методика футбольных тренировок для детей от 4 до 5 лет”

Мы подробно разобрали темы:

1. Блоковая система тренировки в возрасте 4 и 5 лет.

2. Подвижные игры, которые подходят для этого возраста.

3. Игровые упражнения.

4. Форматы игры в футбол.

5. Тайминг и техника безопасности тренировок.

Спикеры:

Александр Тарасов – ДФШ “Девятка”

Василий Мандрыкин – ДФШ “Интеграл”

Влад Босинзон – ДЮСШ “FFC” (Москва)

Сергей Кочубеев – ДФШ “Победа”

Василий: Мандрыкин Василий, на данный момент являюсь руководителем детского футбольного клуба «Интеграл». С возрастом от 3 лет до 7 начал работать с 2015. В принципе, все эти пять лет работаю с данным возрастом, получаю огромное удовольствие.

Владислав: Владислав Босинзон, тренер футбольной школы «FFC» 2010-2011 года. С командой начал работать, когда ребятам было 4-5 лет, до сих пор с ними работаю.

Александр: Тарасов Александр Юрьевич, руководитель футбольной школы «Девятка», организован клуб в 2016 году. Начало профессиональной карьеры тренера с 2005 года до сегодняшнего момента.

Сергей Кочубеев: Я — Сергей Кочубеев, на данный момент тренер футбольного клуба «Победа», работаю с 2010 года, и возраст основном где-то от 5 до 10 лет.

Сергей Коробов: Стоит ли вообще набирать в возрасте детишек 4-5 лет, и у кого какой опыт на эту тему?

Василий: Когда я первый раз столкнулся с данным возрастом, я также не представлял, что можно давать этим детям. Для меня было страшно делать первые шаги вместе с ними. Но методом проб и ошибок набивал шишки, в данный момент выработал свои упражнения, которые я даю в данном возрасте и рекомендовал бы, с чего начинать надо заниматься. Для всех пример — это ЦДК, когда Михаил Иванович до трех лет уже набирает детей. Самое главное — понимание, что давать, как давать, и его воспитанники сейчас приходят в академии и являются одними из лидеров, ведущими игроками. Поэтому, наверное, чтобы прийти в академию, нужно уже в более раннем возрасте начинать тренироваться.

Александр: У меня немножко другой посыл. Я против вообще приходить на футбол, чтобы попасть в клуб. Надо долго разбираться, что есть топ-клуб. Если в семье есть гиперактивный ребенок, который выносит мозг родителям, бегает по квартире, бьет все подряд, его надо отдавать в спорт, и так как мы являемся послами футбола, то мы за то, чтобы дети приходили в том возрасте, в которым они готовы. Потому что мы все знаем, есть дети, которые приходят к Михаилу Ивановичу, с ними одно удовольствие работать, наблюдать за ними, они гиперактивны. А есть мальчишки, еще которые не готовы к футболу. Вот я против сразу брать футбольную секцию, приближенную к профессиональной подготовке, а именно отбирать мальчишек, которые уже готовы заниматься данной деятельностью, которой мы их стараемся научить.

Я бы разделил на 2 класса: дети гиперактивные и спортивные, уже мы их набираем, и группа, которую приводят родители, даже привозят на машинах и просят научить.

Сергей Коробов: То есть, ориентироваться на ребенка надо, правильно?

Александр: Мой первый посыл — что надо отдавать ребенка тогда, когда он уже готов. У кого-то в 2 года он уже бегает, прыгает. Я засматриваюсь видео ЦДК, где мальчишки в 3 года такое уже творят. Значит, у них есть уже приспособленность к этому, есть двигательная активность, и они генетически уже готовы этим нагрузкам, к этим заданиям, играм футбольным. А есть мальчишки, которых приводят родители, и, грубо говоря, заставляют заходить в зал и мучиться. Я бы им отсрочил этот срок: не в 2, не в 3, а когда он сам захочет.

Сергей Коробов: Ребенок пришел четырехлетний, мама хочет, он сомневается, но мама говорит: «Окей». Как в таком случае поступить?

Александр: Я вижу единственный выход — это индивидуализация к отбору таких детей и делать 2 группы: дети активные и дети малоактивные. Здесь, у кого есть возможность, два тренера, три тренера. У кого-то будет проявляться смекалка, тренер будет разрываться между двумя группами. Хотя здесь много конфликтов будет среди родителей, кому больше время уделяется. Но обязательно делить на группы по двигательной активности детей.

Василий: Мой посыл — не то, что готовить детей под академию, я говорю, что это возраст, с которым можно работать. В обязательном порядке нужно детей делить по уровню и возможностям. То есть, если дети менее подготовлены, то есть, малоподвижны, мало координированы, то у них должна быть одна отдельная группа. Те дети, которые более подвижны, более быстро прогрессируют, у них должна быть другая группа. Их нельзя в одну группу совмещать.

Сергей Кочубеев: В этом возрасте приходят дети, многих надо научить вообще просто ходить в правильном направлении: влево или вправо — правильно прыгать, и уже там не на первой тренировке иногда давать им работу с мячом. И действительно разделять группы, если есть возможность работать с двумя тренерами — это супер-возможность. Но здесь, если говорить про коммерческий футбол, основная задача — вообще привить в этом возрасте любовь к мячу, к футболу, чтобы он вечером после детского сада пришел домой и не сказал: «Мам, пап, дай мне телефон», — а: «Пойдем поиграем, пойдем к тренеру Сергею, тренеру Саше». Задача — именно в этом возрасте привить любовь, чтобы они потом с удовольствием уже дальше, дальше. И если есть прогресс, это естественно уже заслуга тренера.

Александр: Заслуга тренера, родителя и ребенка.

Сергей Кочубеев: Родители обязательно, которые в свое время взяли ребёнка за руку, привели. Конечно, это наши самые главные помощники, без них мы не можем привести ребенка на тренировку, потому что только они нам помогают.

Сергей Коробов: Количество тренировок в детской футбольной школе для возраста 4-5 лет какой порекомендуем?

Владислав: Я считаю, что в таком возрасте максимум 2, может быть где-то три раза тренировки, и тренировки должны все проходить в игровом формате. Может быть, даже третий раз, если кто-то тренирует три раза в неделю, то это только игры в малых составах: 2 на 2, 3 на 3 — и сделать какой-то турнир, и все. Но не более того. И чтобы дети занимались ещё другими видами спорта, чтобы у них была более обширная подготовка, а не только сконцентрировались на одном футболе, в таком возрасте это не нужно.

Александр: Занятие другим вида спорта является тренировкой для ребенка?

Владислав: Является, но если мы говорим про гиперактивного ребенка, то, что он будет тренироваться два раза в неделю, у него остаётся ещё 5 дней в неделю, где он не будет же просто сидеть дома, он будет так же разбивать люстры и что-то ломать дома. Ему нужно будет куда-то выплескивать энергию. Если мы его насытим только одним футбол, будем перенасыщение, и он в лет 12 скажет: «Зачем мне этот футбол нужен?». Потихоньку его подготавливать.

Василий: Если будет дополнительно акробатика, то почему это не тренировка?

Александр: Мы можем из нашего занятия, не называя его тренировка, сделать из него волейбол, баскетбол, подвижные игры, квест какой-то. Мы все знаем, что в Москве дети с раннего возраста ездят, тренируются каждый день. И первое, что бы я ответил, сколько надо тренировать ребенка, я сказал бы: «Хоть каждый день, если он к этому готов». А дальше не одним футболом, а всесторонне развитыми играми. И если к нам пришел ребенок развитый, гиперактивный, с двигательной активностью, если мы ему скажем: «У тебя сегодня отдых», — а он дома будет бегать, на батуте прыгать, то зачем он без присмотра все это будет делать, когда лучше мы сделаем каждодневными тренировки и разобьем детей: те, которые готовы к этому, и не готовы.

И дальше мы сделаем две тренировки футбольные, одна акробатическая, гимнастическая, четвертая — танцевальная, пятая — другой вид спорта введем. Но под нашим контролем, нежели чем родитель будет в наши выходные, которые мы устроим, возить его на индивидуалки к специалистам не то, что какого-то уровня, просто мы не будем знать, что будет давать другой специалист на этих индивидуальных тренировках.

Сергей Коробов: То есть, игрок приходит в коммерческую футбольную школу, и здесь у него есть возможность пойти и на тренировку по футболу, тут же есть тренер по акробатике. Ты говоришь о том, что в футбольной школе сразу должны быть данные специалисты и представлены данные классы, я правильно понимаю?

Александр: Да, но если я не ошибаюсь, у Михаила Ивановича есть свой тренер по акробатике, гимнастике, где дети уделяют отдельное занятие. В «Локомотиве» также есть одно занятие по акробатике. Это все зависит от возможностей, от ресурсов, и сделать не обязательным приходит ребенка. Действительно есть те дети, которым нужно отдохнуть, у кого акцент на учебу, у кого кружок какого-нибудь вязания. И сделать ежедневным работу школы и дальше набирать группы по индивидуальному подходу. Я на фоне своего ребенка, когда у него выходной, то проблемы у нас с женой дома: как развлечь нашего ребенка. Это удары через себя, это батут, это: «Мама, Саша, пойдемте на улицу», поехали туда, поехали к Сереже. Это так проходит его выходной. Он мне намного дороже, чем тренировка, выходит по энергетике. И наверняка у каждого из тренеров есть такие дети гиперактивные.

Василий: Главное — чтобы была возможность организовать дополнительные занятия, потому что все мы знаем, что в Москве очень тяжело найти дополнительного тренера и еще помещение, где проводить эти занятия. Будет выливаться в немаленький абонемент, а немаленький абонемент мало кто готов оплачивать. Первые шаги, когда дети приходит 3-5 лет, стоит придерживаться двух занятий по часу. Как только мы видим, что формируется полноценная группа до 12 детей, с которой работает 2 тренера, мы уже начинаем увеличивать до третьего занятия в течении года. И потом уже постепенно мы увеличиваем время: час десять проводим. Но я сторонник того, чтобы дополнительные были занятия по гимнастике, по танцам, по акробатике, но все зависит от возможностей финансовых и финансов родителей, не только школы.

Сергей Кочубеев: Думаю, в таком возрасте уже можно в бассейн. Тоже очень важно, чтобы вода была у детей. Но это естественно, все зависит от родителей, смогут ли родители водить ребенка так часто, 5-7 раз в неделю, на тренировки, и смогут ли они все это оплачивать, это самый важный вопрос. Потому что родители тоже устают, родители тоже работают, и они подстраивают свой график. Если это, например, на базе школы, где он учится, то есть, он отучился и перешел сразу же в соседний зал, соседний бассейн, соседний гимнастический зал, то конечно, это не проблема. Но если надо отвезти в бассейн в одно место, на тренировку в другое, а на танцы в третье, здесь уже сложная организация для ребенка и для родителей.

Сергей Коробов: Если один тренер, то какое количество детей предполагается для качественной тренировки в группе, на ваш взгляд?

Василий: Чем меньше дети, тем нужно меньше стараться выделять площадку. Чем меньше будет площадка, тем она будет максимально эффективна для них, будет постоянный контакт с мячом, они не смогут разбегаться. Но из личного опыта, один тренер может осилить 6 детей, которые делают первые шаги. То есть, если уже более 6 детей, нужно задействовать двух тренеров. Если площадка позволяет 12 детей, то есть, это максимальное количество, должно быть обязательно 2 тренера. Опять же, я сторонник того, чтобы до 8 детей, была небольшая площадка, где мы можем максимум уделить внимания каждому ребенку, и в конце важно, что они поиграют один в один, и все получат достаточную игровую практику. То есть, я сторонник того, что в малом возрасте максимум 6 детей должно быть на одного тренера.

Александр: Но мы живем в реалиях России, у нас есть коммерческие клубы, и мы не застрахованы, что придут и 15-16 человек. Я бы выразился, что детей на тренировке может быть столько, сколько позволят знания и умения тренера качественно проводить тренировочный процесс. Так как это возраст 4-6 лет, то мы здесь больше говорим не об учении, а привить любовь к футболу. И если я разделю 16 человек, футбол 2 на 2 или 1 на 1, то я достаточно качественно смогу справиться за счет подвижных игр, и тренировка зайдет на «ура». Если мы пойдем дальше, где идет именно концентрация на качество выполнения и обучение, где ребенок уже осознанно воспринимает, как и что делать, и если мы этот момент упустим, будет формироваться неправильно заложенный навык, то здесь, когда идет работа о качестве, нужен один тренер максимум на 6 человек, если мы говорим об обучении. И мое мнение — если это 4-6 человек, за счет подвижных игр и футбола можно качественно организовать самому и 16 человек, и 18 человек. Потому что это будет подвижная игра и футбол. И тренер должен уследить, так как он находится в России, он русский, мы находимся в Москве, и мы в коммерческом клубе.

Василий: Вы говорите, 16 человек. Вы делите их на сколько групп, когда они играют в футбол 1 на 1, 2 на 2? Сколько групп у вас играет?

Александр: Получается, 2 на 2 мог бы сделать 8 площадок, где-то несущественно можно было бы добавить футбол 3 на 3, выйти из ситуации и провести тренировку с малышами. И дальше уже быть мобилизованным, следить за тем, чтобы дети не отвлекались, не дрались, не кусались. Подвижная игра 1 на 1 «Пограничник»: с одной стороны восемь человек, с другой стороны восемь человек, становимся посередине и начинаем игру. Но это мы если говорим, что дети одного уровня, как изначально сказали. Если дети будут разные, то это будет большая проблема. Если 16 человек одного уровня, то это легко зайдет, но если же дети разного уровня, то, тут извините, здесь согласен, что дети должны быть одного уровня.

Василий: Мы говорим еще о первых шагах, когда дети приходят, и многие не знают совершенно, что такое игра в футбол, и даже один в один им тяжело дается. И чтобы уделить максимум времени, и у многих улетают мячи постоянно по сторонам, то здесь такой момент, что, если четыре площадки — это должно быть как минимум три тренера, которые будут постоянно подавать эти мячи и следить, чтобы не было травмоопасных моментов из ситуации. Потому что мяч улетел на другую площадку, ребенок побежал, не увидел, столкнулись, упали.

Александр: Многие тренеры задают вопрос: «А не травмоопасно ли это будет?». И все тренеры говорят о том, что какой-то элемент игры травмоопасен. Если вы вспомните наше детство, то мы прыгали через козла без особого обучения, делали «солнышко» во дворе с партнерами. И если мы говори о травмоопасности, то игру в «Вышибалы» вообще можно запретить так же, как игру в футбол.

Василий: Но мы должны в первую очередь об этом думать. Я говорю о том, что как только начнется игра против одного на четырех площадках, то будет больше сумбура, больше будут мешать друг другу, чем они будут развиваться в этом.

Александр: Есть в Голландии такая «тренировка хаоса», где можно именно выявить игроков: одного, двух, троих — которые в этом хаосе проявят рационализм.

Василий: А с другими что мы будем делать?

Александр: Поэтому мы и говорим, какую группу мы набираем. Если она разношёрстная или одного уровня, потому что изначально я произнес то, каких детей мы отбираем: если одного уровня — тогда тренировка зайдет, если разного уровня — тогда не пойдет.

Вам будет интересно  Программа тренировок для подростков от Юрия Спасокукоцкого

Василий: Мы просто являемся частными школами, где ребенок приходит, и мы обязаны уделить по максимуму внимания каждому ребенку. Я понимаю, что это звучит странно, значит, нам нужно стараться делать так, чтобы максимально комфортные условия были, максимально уделяли внимание каждому ребенку. Понятно, что это правильно, выделять лучших, это понятно, что на лучших всегда больше акцентируется внимание, что их нужно продвигать. Но мы являемся частной школой, если мы хотим свой держать бренд и соответствовать качеству, то мы должны стараться работать со всеми одинаково. Это моя точка зрения.

Сергей Кочубеев: Лично я считаю, все естественно зависит от опыта тренера. То есть, если тренер может справиться с 17-18 человек — не вопрос. Если он действительно с этим справляется. Но естественно, все зависит от детей. Если он может справиться только с тремя, значит, он должен работать с тремя-четырьмя детьми. Мне кажется, на одного тренера, исходя из коммерческой структуры, это 10 человек, но при условии, когда к этой группе добавляется 11-12-й человек, то уже добавляется второй тренер. То есть, 10 человек на одного тренер, но уже 11-12 на двоих тренеров.

Василий: Я не соглашусь с тем, что 15-16 человек должно заниматься. Я из личного опыта занимался на площадке, где у меня было 12 человек, и, соответственно, бывает, кто-то не приходит, обычно двое ребят отсутствует, меняется, и кто-то еще новенький придет. И была ситуация, когда на площадке занимаются дети, приходят новенькие, и естественно, они не соблюдают эти размеры площадки, убегают чуть дальше, где происходит действие, тренировка, и соответственно, ты должен уделить внимание, чтобы пойти, вернуть их обратно на площадку, и, соответственно, ты их оставляешь одних. Мы говорим о первых шагах, мы не говорим о том, что дети уже знают и понимают, что им не надо делать. И я считаю, что 8 детей — это максимум, что можно. Какой бы уровень тренера ни был, какие бы упражнения он ни давал, сконцентрировать внимание больше, чем на 8 детях, он не сможет, это первые шаги, дети очень тяжелые в этом возрасте на концентрацию внимания, чтобы слышать и слушать тренера.

Владислав: А что ты говорил по поводу качества, что ты под этим подразумеваешь?

Василий: Чтобы правильно они обучались, правильно выполняли упражнение то, которые ты им даешь. Например, любое ведение в квадрате: шестеро водят мяч в квадрате, двое убежали на другую половину, бегают там, непонятно чем занимаются. Задача — чтобы они обводили друг друга, делали муравейник, а не убегали из квадрата и оставались без присмотра тренера. Дети обязательно должны быть под присмотром тренера.

Владислав: То, что говорил Александр по поводу подвижной игры, уместить 16 детей в подвижную игру. Я с ним здесь согласен, это возможно, и у меня есть такой опыт. Если мы говорим про обучение, то здесь, когда 16 человек обучается ведению, у тебя не будет полностью контроля. Опять же, нужно понимать, где мы тренируемся: если мы тренируемся на улице, то как раз многие дети могут убежать куда-то, и ты должен уделять им время, если мы говорим, что мы тренируемся в манеже, то здесь полегче, потому что они ограничены. Но в любом случае, если мы говорим про обучение, какое-то ведение, то 16 человек на одного тренера — это много, и по мне на 16 человека должно быть два тренера, и они будут справляться. Если кто-то убежал, то всегда будет один тренер видеть, что происходит с оставшейся группой.

Сергей Коробов: Я бы хотел вам предложить создать модель тренировки по блокам. Это обычная группа, обычные дети, есть среди них гиперактивные, есть не гиперактивные — все то, что реально происходит в частных школах. Кого привели к счастью или к несчастью, но на данный момент это так, с кем мы работаем.

Василий: Мы строим тренировочный процесс и берем 60 минут — одно занятие, работаем только над развитием: есть несколько элементов ведения, удары по воротам, никаких передач, ничего не добавляем, игра 1 в 1. То есть, все тренировки мы на четыре части делим. Первая часть тренировки — это подвижная игра, вторая часть тренировки — это технический элемент ведения сначала до фишки, потом обвести фишку, начинаем с простых шагов и потом усложняя. Третья часть — к ведению добавляем еще удар по воротам, либо сбить конус, два конуса, три конуса — любой элемент, где будет удар нанесен удар по мячу. Плюс можно заменять вторую часть техническую, ведение, на координационную способность, то есть, чередовать. Можно один день давать техническую, другой — давать координацию. Либо можно также вместо подвижной игры давать координацию. И последняя четвертая часть — эта игра один против одного, первые шаги. Потом мы видим, что начало получаться 1 в 1, — добавляем игру 2 на 2. Первый год более, чем 2 в 2, не даем. В дальнейшем уже смотрим на развитие детей, кто делает какие шаги: одни могут продолжать играть 1 в 1, 2 в 2, других может уже можно переводить 3 в 3.

Сергей Коробов: По таймингу примерно можно разделить?

Василий: 12-13 минут каждая часть. В паузах мы отправляем попить водичку, уходит 2 минуты.

Сергей Кочубеев: Действительно, тайминг подходящий. Я тренировку для таких маленьких ребят начинаю с того, что я их собираю вокруг себя и здороваюсь с ними обязательно. И обязательно рассказываю им о наших правилах во время тренировки: что можно делать, что нельзя делать — это я им рассказываю абсолютно каждую тренировку, что для них это должен быть закон, чтобы они запомнили эти, грубо говоря, правила поведения во время тренировки. Разминка может быть — простые беговые упражнения, если это маленькие дети, либо подвижная игра, которая им нравится. Им действительно очень нравится в таком формате разминка. После этого можно сделать небольшие технические элементы или я, бывает, выставляю им какую-то полосу препятствий. Если они только-только начинают, то 50% они работают с мячом в руках, например где-то перелезть, где-то перепрыгнуть, подскочить на одной ноге, на второй, на лесенке, и другую половину пытаются сделать с мячом: обвести фишку, вокруг фишки сделать что-то, вокруг конуса, взять конус определенного цвета. И в конце завершить игрой, если небольшая группа — на несколько человек разделить 2 на 2, если эта группа большая, например, 10-11 человек, и им уже нравится играть в футбол, и они понимают, уже не берут мяч руками. Например, я делаю такую практику: я делю на три команды, то есть, две команды играют, я им подсказываю, и с оставшейся команды, которая отдыхает в это время, одна игра идет 3-4 минуты, они в это время находятся под моим присмотром, как мини-турнир. В это время они попьют воды, отдохнут.

И перед игрой в футбол я делаю упражнение на внимание: на месте мы садимся, загадываем какие-то фишки, чтобы они сконцентрировались или переключились на упражнении. И переходим к игре футбол, если они уже умеют играть. Несколько раз была такая практика, что играют как в старике Хоттабыче: играют в футбол, у них не один мяч, а они все за этим мячом гоняются, а на поле 4-5 мячей, то есть, они не пытаются вся куча гнаться за мечом, они видят мяч, берут мяч тот, который к ним ближе, бегут к воротам, пытаются забить. Другая группа, 1-2 человека, играют с другим мячом, то есть, нет задачи, чтобы всей кучей 10 человек побежали за одним мячом. Объясняешь детям, что с этой стороны ваши ворота, с этой стороны ваши ворота, но при этом на футбольном поле находится более одного мяча.

Сергей Коробов: Когда ты говорил, эти подлезания под препятствия, это не является развитием координации?

Сергей Кочубеев: В этом возрасте это все развитие координации.

Если разминка у нас — подвижная игра, то развитие координация после разминки идет.

Владислав: А что мы разминаем вообще?

Сергей Кочубеев: Просто повышаем ЧСС, чтобы дети стали более пластичны, просто двигательную активность создать, чтобы они не получили травму, просто чтобы они поняли, что они находятся на тренировке. Нельзя же взять и сказать: «Тренировка началась, начали делать упражнения».

Владислав: А почему нет? Думаешь, в 4 года можно мышечную травму получить какую-то?

Сергей Кочубеев: Мышечную нет, но какую-то суставную травму — очень легко. Разминку я рассматриваю для того, чтобы дети с улицы пришли и начали делать образцы упражнения. Они поняли, что они находятся на тренировке, а не чтобы подготовить.

Владислав: Но ты же их собираешь перед тренировкой, объясняешь правила поведения, правила безопасности. Ты тем самым им говоришь, что они на тренировке. Мое мнение, что дети в 4-5 лет, они мышечную травму и другие травмы не получат, если они не разомнутся. То есть, разминка в принципе здесь не нужна, общие беговые, специальные беговые упражнения, они не нужны в этом возрасте. Они приходят на тренировку, на праздник, и мы сразу даем подвижную игру, еще выше повышаем их эмоциональный фон. У них он и так высокий.

Мое мнение — что мы здесь первые 15 минут даем какое-то обучение технического ведения через игру, но опять же мы решаем задачи, чтобы они обучались. Например, возьмем, поделим на 4 квадрата назовем один квадрат Бразилия, другой — Аргентина, другой — Англия, другой — Швейцария. И они в этих квадратах различного цвета ведут мячи различными способами. И цвет квадрата или называем страну — они должны переключить свое внимание и побежать в тот квадрат, который мы назвали. Мы обучаем их тем самым какому-то ведению, потом проходит 15 минут — мы делаем подвижную игру.

Сергей Коробов: Ты предлагаешь в первую часть поставить техническое обучение?

Владислав: Но с элементами игры, не чтобы это было монотонно, но все-таки добавить, чтобы им это было интересно.

Василий: Ты считаешь, это не подвижная игра, где ты задаешь задачи, чтобы из одного квадрата в другой? Это та же самая подвижная игра, только с мячом.

Владислав: Но здесь это больше на внимание, но в подвижной игре мы здесь больше делаем акцент на развитии ловкости. Мой посыл — решить техническую задачу через игру. Но не совсем эта подвижная игра, это с элементами игры. Мой посыл в том, что если решать техническую задачу, то все равно, чтобы это было с элементами игры. Чтобы это был не монотонный обвод фишек, а чтобы это был какой-то элемент игры, либо элемент соревновательный.

Александр: Мой недельный микроцикл — это три тренировки, третья — это игровая, где дети приходит только играть в этой возрасте. Две тренировки, которые мы делаем, — это подвижные игры и футбол.

Дети приходят и сразу же начинают играть в подвижную игру. Я расставляю площадку таким образом, чтобы детям надо было только переходить, чтобы сэкономить время, и когда ты еще не знаешь, сколько у тебя будет людей, чтобы тебя площадки уже стояли.

Первая тренировка у нас на ведение, на дриблинг, допустим, это будет понедельник. Первый день микроцикла — это ведение и дриблинг. И мы все подвижные игры стараемся сделать с направленностью на эти элементы: ведение и дриблинг. И делаем акцент на эти элементы. Начинается с подвижной игры, первая идет 10-15 минут с остановками, вторая подвижная игра, и она должна уже носить приближенные элементы к футболу, там должен быть обязательно мяч для развития ловкости, быстроты, координации. Вторая уже более приближена к футболу, подвижная игра, и следующие все игры похожи на футбол. Делим группы, допустим, 4 на 4, мяч у одной команды, у другой нет, забить в маленькие ворота от 3 до 8. И третье упражнение — у меня уже футбол в разных численностях, составах, но желательно, чтобы мяч был у каждого, чтобы было максимальное встречание, ведение дриблинга. Четвертое — эта игра уже в уменьшенных составах, это 1 на 1 футбол, и в заключении футбол 2 на 2. Две подвижных игры, подготовительные упражнение и в конце футбол 1 на 1, 2 на 2.

Всё, что касается общения не о футболе, дети эту информацию плохо воспринимают, я лично против такого общения по технике безопасности, что можно делать, и чего нельзя. По поводу давать удар или футбол — здесь опять, что нужно тренеру и какая группа. Моё мнение, здесь можно давать и футбол, и удары, здесь однозначно привелегирирует у всех игровой метод, а в каком процентном соотношении — тут зависит от тренера. Я за то, что 99% должно быть игры, а есть тренеры, которые 70% и ставят те же удары, те же ведения, те же передачи, такую технически изолированную часть. Я не считаю, что это минус, это посыл тренера. Мой посыл – все дать в игре. А кто-то вставляет больше техники в том или ином процентном соотношении.

Василий: Можно по-разному варьировать тренировочный процесс. Как только дети немножко начали прибавлять, то есть, удары по воротам можно вписать во вторую часть, где есть ведение и удар. А в третьей части уже игровое упражнение 1 против 1 и потом игра в футбол 2 на 2. Это то, о чем я изначально говорил. Дети начинают делать первые шаги, мы видим, что они немного адаптировались, и потом совершенно верно, что третья часть должна быть активная игра с сопротивлением. Четвертая часть – это уже как игра в футбол.

Сергей Коробов: Можно 3-4 подвижные игры, которые у вас заходят?

Василий: Наверное, самая популярная игра – это «Хвостики». Ее можно вести как без мяча, так и с мячом. Игра «Хвостики», можно ее разбить на несколько этапов: начальный этап – когда один игрок забирает у всех игроков, это манишку сзади цепляешь. Сначала можно без времени, потом на время, чтобы был момент эстафеты. Второй момент – можно добавлять 2 игрока, 3, если видим, что уже больше команда у нас собирается, потом делить их на 2 команды, на 3 разного цвета. И тот же самый элемент, мы потом уже усложняем: каждый игрок с мячом, и тот игрок, который должен забрать манишки, он тоже с мячом находится.

Вторая игра есть – тот же элемент, забрать манишку. Три игрока становятся, держась за руки, у одного из них манишка за спиной, четвертый игрок должен забрать манишку. Игроки имеют право двигаться только по кругу в одну и другую сторону.

И ребята, которые уже чуть-чуть дальше прогресс делают, я называю «Невод», «Рыбак» — это когда один игрок начинает и по очереди должен поймать каждого, каждого следующего, кого он ловит, они берутся вдвоем, втроем, вчетвером, впятером… Эта игра очень подходит под командный вид спорта, где они единым целым должны быть, передвигаться, управлять. Чем больше их становится, тем они сплоченнее, и также должны думать, как переместиться: вправо, влево, резко развернуться.

Владислав: Любят игру «Пираты и сокровища» — это мы даем квадрат, который поделен на 3 зоны, и в одной из зон раскиданы фишки. И одна команда пиратов, например, 3-4 человека, они должны перебежать в третью зону и «украсть» сокровища и перебежать, чтобы их не осалила другая команда.

Вторая игра – это «Пауки и скорпионы», где также у нас две команды: одни – это скорпионы, которые в сидячем положении должны осалить пауков, которые должны перебежать на другую половину квадрата.

Третья игра – «Пограничник» мы тоже делаем, тоже заходит. Когда две команды стоят с разных сторон, и два пограничника по центру, и они должны перебежать с одной стороны на другую.

Сергей Кочубеев: Это вариации салок, соответственно, тот, кто водящий, у него мяч в руках, и он должен осалить мячом своего партнера, кого он осалил мячом – передает мяч, и тот уже двигается с мячом, что он должен осалить других ребят. И мячей можно добавить, в зависимости от количества человек. С двумя мячами – это достаточно высокий темп, для тренировки достаточно.

Вам будет интересно  Питание после тренировки - чего хотят уставшие мышцы?

Та же вариация салок – например, у всех детей мячи в ногах, кроме того, кто догоняет других ребят. У него мяч в руках, кого он осалил, тот останавливается, поднимает мяч вверх, раздвигает широко ноги, и чтобы его спасти, партнеры должны провести мяч ему между ног, и тогда он сможет продолжить действие, опять двигаться с мячом.

Также моя любимая игра – «Поиск сокровищ». В зависимости от количества человек в команде либо 1 человек, либо 2. У них у каждого свой собственный конус, по всей площадке разбросано максимальное количество фишек, и они двигаются за одной фишкой, возвращаются и надевают на свой конус. Сначала это без мячей, потом с мячами в руках, с мячами в ногах. И когда все фишки собраны на свой конус, они подсчитываются. То есть, помимо этого, мы еще учим детей считать.

И еще игра, которая мне очень нравится – я ее называют «Зомби апокалипсис». Детям очень нравится это название. Это тоже вариация салок, но здесь очень большой темп получается. Первый водящий начинает с мячом в ногах или, например, два водящих, все остальные двигаются с мячом в руках. Те, у кого мяч в ногах, – они зомби, те, у кого в руках – простые люди. И как только их осалили, они превращаются в зомби. По итогу мяч у всех окажется в ногах, и когда мяч у всех в ногах, наступил зомби апокалипсис.

Владислав: Сейчас по подвижным играм вышла недавно книга Шагина Никиты Игоревича «1001 подвижная игра». Если вы ее найдете, купите, там все ответы на вопросы по подвижным играм, я думаю, вы найдете. Там 1001 игра, не все они подходят к нашему возрасту, который мы обсуждаем, но многие тоже будут подходить.

Александр: Те, которые упражнения Шагин в своем интервью давал, они заходят, и я всем советую эту книгу приобрести. Это топовая книга, потому что Шагин идет в ногу со временем, с европейским подходом, на российский манер.

Моя любимая подвижная игра – «Сытый кот». Подходит для тренеров, у кого 15-20 человек. Делим их на пятерки, на четверки, делаем им квадратики 4 на 4 метра, и даем время. Заходит на всех возрастах. 4 человека, 1 человек, побеждает тот игрок, который за минимальное количество времени, даем 20 секунд максимально, осалит наибольшее количество игроков. Их 5 человек, они соревнуются, кто больше съест мышек, чаще всего побеждает самый быстрый, шустрый и ловкий. Это можно сделать, когда тренер один, эта игра заходит на 15 минут. Потом ты даешь мяч, то же самое с мячом. И есть одно исправление, когда тренеры дают «Сытый кот» с мячом, то они говорят: «Кто больше выбьет мячей». Я за то, чтобы убрали термин «выбей мяч» и засчитывать выбивание мяча за отбор, а стараться «забери у него мяч». Разные формулировки, но очень действующие, даже в возрасте 4-5 лет: «Ты постарайся его не выбить, а забери себе, и мы тебе засчитаем за 5 очков такой отбор».

Вторая игра – «Тень». Есть «Тень» разных уровней, у меня 12 человек, 16 человек. Четное число мы делаем, делим их по парам, и первая ознакомительная «Тень» – на месте один игрок, второй – его тень. Игрок выполняет на месте любой элемент: присед, подпрыгнул, 360. Второй игрок должен за ним повторять. Потом эту «Тень» мы усложняем, ставим фишки по бокам и говорим: «Как только игрок побежит, ты должен его осалить». Допустим, я руки вверх, он руки вверх, я присел, он присел, я сделал рывок, и тут он меня должен осалить. То есть, салим тогда, когда игрок побежал куда-то. Это тоже легко сделать, из фишек расстояние 2 метра, и игрок должен первым коснуться фишки. Но надо понять, когда он побежит. Дальше «Тень» в движении. У каждого игрока мяч, игрок бежит, второй как тень, как хвостик его преследует: он сделал финт Зидана – тот сделал финт Зидана, он сделал кувырок – тот сделал кувырок. И он должен как тень повторять. И дальше усложняем эту тень – ставим еще коридорчики, и эта тень должна осалить впереди бегущего игрока, но обязательное условие – повторять все его движения и все его прохождения в коридоры. И время идет, игра довольно-таки тяжелая, от 30 секунд до 1 минуты максимум, очень тяжелая. И здесь проявляют хитрость мальчишки, которые могут в один и тот же коридор забежать восьмеркой, выбежать и уйти. И здесь самое сложное – следить за мальчишками этого возраста, чтобы они именно повторяли коридорчик. И еще такое мнение, когда мальчишка новенький, мало соображает, с нулевым уровнем, не делать акцент на то, что он делает неправильно, а делать акцент на мальчишке, который против него играет умненький, чтобы он, даже если он играет неправильно, старался его обыгрывать. До старших она доходит, и в интернете эти игры есть. Два игрока навстречу бегут, свет, манишка, звук, и они бегут в разные стороны.

Третья игра у меня похожа с игрой «зомби», она называется «Чума». Группа 6-10 человек, у всех мячи, мы выбираем игрока «чума». Допустим, группа 10 человек, 9 с мячом, 10-й без мяча должен забрать мяч. У кого он забирает мяч, их становится два «зомби», эти два зомби берут, забирают у следующего игрока, их три зомби. Остается два-три человека, игра останавливается. Зашло на «ура», никаких травм не было, эта игра шла 20 минут, дети были счастливы. Можно к этим «зомби» добавить забрать мяч, отдать пас тренеру, забрать мяч – сбить конус, забрать мяч – попасть по воротам. Можно зомби сделать по командам. Допустим, у меня 16 человек: 8 в одной, 8 в другой — и от каждой команды зомби идет в противоположные команды, и соревнование идет, чей зомби больше отберет мечей, больше заразит игроков. Можно делать 3 группы, 4 группы. Я за то, что мы – российские тренеры, мы должны справляться с любой ситуацией.

Дальше игры «Пограничники», «Таможенники», «Граница», «Волки во рву» – это все игры одной тематики, у всех приблизительно один и тот же посыл. Игра «Скорпионы и пауки», то есть, мы делаем зону, и сквозь нее нужно пробежать. И дальше вариации: игроки могут быть скорпионами на четвереньках спиной вверх, животом вверх, а игроки с мячом совершенствуют либо пробегание, либо ведение мяча сквозь эту зону. И здесь эта игра совершенствуется.

И игра, наверное, которая у всех заходит – это «Четверо ворот» и пробегание в ворота в одну сторону, в оно направление. Это у всех забот, и тоже не надо много правил, много условий, детям очень нравится забегать как без мяча, так и с мячом.

И моя любимая игра, ну здесь нужно ориентироваться на уровень развития игроков, – это «Вышибалы». Первые вышибалы – это игроки делятся по парам, на пару мяч, и в течение минуты в парах они вышибают только друг друга, потому что дети маленькие, у них внимание распыляется, они не концентрируют свое внимание. Это крик, веселье, ор, кайф для них выбить. Единственное условие – чтобы они не бросали в голову. Хотя попадание в голову – это эмоция запредельная сразу же, хоть это и неприятно. Потом эти вышибалы делаем по группам, соответственно, по возрасту и по развитию. Потом добавляем вышибалы внутренней стороной стопы, низом только, вышибаем ногой, вышибаем после ведения, вышибаем аутом. В наше советское время на каждом уроке физкультуры мы начинали с вышибал. Эта игра заставляет думать, выживать, и если в тебя попадает, то тебя это учит уворачиваться. А еще у нас было правило в советское время – это поймать мяч, который в тебя бросают, и тогда ты можешь спасти своего игрока.

Дальше игра «Чай-чай-выручай». Многие ее забыли, но ее можно без мяча давать: пролазить между ног, чехардой перепрыгивать через игрока, с мячом. «Чай-чай-выручай» тоже игра вечная, на века.

И игра, которую мало кто дает, тоже советская, старая, — это игра «Салки на фигурах». У нас есть ворота, конусы, и мы делим игроков по двойкам, по тройкам, по четверкам, выбираем водящего, и он вокруг фигуры бежит салить игрока. Не внутри, а по внешнему радиусу этой фигуры салить. В парах более сложное, более интенсивное, в тройках надо уже смотреть, чтобы дети не сталкивались, и то же самое с мячом.

Сергей Коробов: У нас случилась пауза в тренировке после 12-13 минут, какие мы указания детям даем, как забиваем эту паузу, и как не потерять вовлеченность игрока в тренировку в этот момент?

Василий: В первую очередь они пьют водичку. Самое главное – напоминать им постоянно, чтобы маленькими игроками они пили. Когда они подходят, попили, мы эту паузу начинаем с объяснения, что мы дальше делаем, продолжаем тренировку. Делаем акцент на следующем упражнении. Эта пауза, она минимальная, 2-3 минуты буквально. Как раз пауза, чтобы они немножко передохнули после активного упражнения, та же самая подвижная игра, и перешли на второе упражнение.

Владислав: Чтобы они бутылки свои сразу вытаскивали на поле, и чтобы, когда они шли на паузу пить воду, они шли не к родителям. Это первое – что они не будут отвлекаться, и второе – мы будем сохранять время паузы. Если у нас есть возможности, и поле позволяет, то это сразу всю тренировку расставить по зонам. Если у нас такой возможности нет, но у нас есть коллега, с которым мы проводим тренировку, то за несколько минут до конца, чтобы он уже подготовил следующее упражнение, чтобы у нас паузы были минимальные при переходе от одного упражнения к другому.

Александр: В паузе или переходах между упражнениями есть отличная игра для тренера, называется «Собери инвентарь», а для игроков называется «Лучшим игроком станет тот, кто мне принесет синие фишки», и тем самым мы убиваем двух зайцев: дети за счет реакции собирают инвентарь, и тренеру упрощается, не ходить самому все это собирать. И они так всю площадку готовы собрать по заданию тренера. Вторая игра между упражнениями, чтобы дети чуть успокоились, привели в норму пульс, ЧСС – это «Комарик». Это моя любимая игра. Мы детям говорим: «Кто знает, как пищит комарик?». Они все вслух: «Дзз!» — «А теперь давайте прихлопнем комарика, когда он сядет на вас». Они: «Давай», — «Дзз!». Я говорю: «Оп! Тишина, сели. Слышите, комарик сел?». Они говорят: «Да», — «Теперь давайте прихлопнем», — «Хлобысь!». И тут мы тишину соблюдаем, концентрацию, они успокаиваются, это моя игра, переходящая между упражнениями.

И третья – это простейшие формы: «Кто знает, в какой форме играет Бразилия?», «Кто знает, в какой форме Манчестер-Сити?». Они вопрос-ответ, они успокаиваются, вовлекаются, отвечают, мотивируем, отмечаем лучших. И тем самым даем какие-то минимальные футбольные знания, вовлекаем в футбольный процесс, и для себя время, чтобы переключиться на следующее упражнение.

Сергей Коробов: Эти игры мы можем зачесть за первый и второй блок: первый – чисто подвижные игры, второй – с решением задач? Или игры с решением задач мы все-таки выведем в отдельные упражнения?

Александр: Я бы назвал первую игру развитием физических качеств на ловкость или быстроту. Вторая игра должна решать те же задачи, но с мячом и решать уже задачи технического плана. То есть, первая – задача развития ловкости и быстроты, вторая – развитие ловкости, быстроты и ведения мяча, как я вижу, третья, четвертая, пятая – тут уже футбольная составляющая.

Владислав: Можно, чтобы первая была часть техническая какая-то задача, а потом ловкость через подвижную игру. Можно варьировать. Чтобы это все было в игровом, так сказать, стиле, чтобы это был соревновательный момент, позитивная атмосфера, вот это самое главное. Чтобы техническое какое-то обучение, чтобы это была не монотонность, а чтобы это было в игре, через соревновательный какой-то момент.

Сергей Коробов: Есть игроки-победители, есть игроки-проигравшие. Если я работаю в соревновательном графике, как мне сделать так, чтобы у меня побеждали не только два моих лучших игрока, но и еще четыре-пять ребят, которые еще не могут побеждать. Как в соревновательном моменте сделать так, чтобы побеждали все, или это необязательно?

Владислав: Если группа разношерстная, то мы ее делим на группы, и более сильные детишки, более подготовленные, они делают между собой, те, кто менее подготовлен – делают между собой.

Сергей Кочубеев: В подвижной игре каждый является участником. Задача тренера – сказать маленьким детям: «Все молодцы, все победили». Они не проанализируют, что «Я сегодня проиграл», если тренер сказал, что победители. «Ты справился с этой задачей, ты здесь хорошо справился, а ты с этой задачей. Ты победил здесь, а ты победил здесь. Ты победил, ты был самый быстрый, а ты победил, ты был самый четкий». Вот и все, все победители.

Александр: Здесь двоякое мнение. Так как детишки, когда выберут футбол, и им FFC забьет 10 мячей, то мы детям не объясним, что мы здесь выиграли. Роль педагога здесь максимальная, но я бы предлагал чередовать роль проигравших и победителей, потому что у нас такая специфика. И здесь я еще согласен, у меня это называется «номинации»: ты был самый быстрый, ты самый умный, хоть ты и не выиграл, но ты сделал такой элемент умный, ты единственный додумался. Это разграничит номинации: ты лучше всех стоял, ты спрятался лучше всех за тренера, ты больше всех оглянулся на свою маму, посмотрел. Расписать номинации в шутливой форме, чтобы сгладить поражение, но тенденция такая, что всегда есть проигравший, всегда есть победитель.

Сергей Коробов: Как правильно назвать третий блок в данном случае?

Александр: Игровое упражнение.

Сергей Коробов: Можно какие-то примеры, что мы можем в блоке «игровые упражнения» давать детишкам?

Александр: Мой пример был – разделить группу пополам: у одной группы есть мячи, у другой нет мячей, или разделились на пары, поставил с той стороны 8 ворот, с другой 8 ворот. Нет ворот – расставил конусы. Играют 1 на 1 в общей массе, задача – забить в конусы или завести за линию. То есть, мяч у каждого на пару, и дриблинг.

Василий: Игроки находятся на противоположных сторонах: один игрок с мячом, второй без мяча. По диагонали делает ведение, обводит фишку, второй игрок в этот момент делает координационное упражнение с лестницей, и начинается игра 1 в 1.

Владислав: Второй мальчик, который бежит на координационной лесенке, из-за того, что ему нужно быстро это сделать, у него не будет страдать техника выполнения?

Василий: В одной из первых двух частей мы это упражнение координационное делали на правильность его выполнения.

Владислав: Достаточно ли одной тренировки, 10-ти минут, чтобы он обучился правильному навыку и при соревновательном эффекте техника выполнения не пострадала?

Василий: Я думаю, что простейшее упражнение «каждый шаг в одну клеточку», 10-ти минут достаточно, чтобы закрепить это упражнение. А почему мы не должны его потом использовать, чтобы он выполнял его быстрее? Мы с медленного шага переходим на быстрый. Вначале мы даем обучающий элемент, во второй части тренировки отработки, либо в первом блоке, где делаем координацию, а потом этот блок совмещаем. Я объясню, как будет выглядеть тренировка: первым было упражнение на ведение, технический элемент, второе упражнение было координационное, и третье – игра 1 в 1, где технический элемент – ведение, второй элемент координационный. Мы совмещаем то, что мы делали ранее на тренировке. Получается, техника и координация, играют 1 против 1.

Владислав: Я из тех, кто не очень согласен с координационной лесенкой в этом возрасте. Мое мнение то, что если мы засунем координационную лесенку в 1 в 1 возрасте 4-5 лет, то техника выполнения на координационной лесенке, она испортится и будет неправильной. Мы будем обучать неправильному навыку передвижения.

Василий: Никто не говорит, что мы за один должны их всему научить. Сегодня неправильно, а потом это все правильно будет происходить. Мы же не на один день даем это упражнение.

Вам будет интересно  Программа тренировок для эндоморфа: как тренироваться для набора массы, на силу и рельеф

Александр: Когда мы даем соревновательный эффект, то мальчишки, которые к нам пришли, они будут стараться сделать быстрее и не обращать внимание на правильность. Если мы координационную лестницу для того, чтобы они научились правильному передвижению, работе рук и ног, то в соревновательном эффекте я за то, что они не будут выполнять качественно лестницу в соревновательном эффекте. В изолированном упражнении, где мы будем стоять, рука, нога, здесь да. Как только мы даем соревновательный эффект, мое мнение, они не будут делать лестницу правильно. Смысл использовать лестницу в игре 1 в 1, когда они будут торопиться и быстро дети, когда выполняют, они будут просто пробегать ее?

Василий: Сначала мы даем это же упражнение без какой-то быстроты, мы выполняем правильность его, а потом добавляем быстроту, добавляем соревновательный момент. Может быть, первый раз будет не у всех заходить, на второй раз, но на третий, четвертый, пятый и далее это упражнение будет заходить.

Когда мы строим тренировку, первые две части, их можно подводить под третью часть тренировки, объединять ее. Если в первой части будет warm-up, разминка, подвижная игра, то вторая часть – техническая, координационная, мы должны довести ее до третьей части, чтобы закрепить ее в соревновательном моменте.

Александр: Если мы даем 1 в 1, обучение дриблингу, то наше все внимание падает на элемент дриблинга и ведение, использование обманных движений. И мы тут упускаем качество координационной лестницы, а уследить за всем на 100% мы не можем.

Сергей Кочубеев: Можно уже подвести к футболу, какое-то упражнение, то есть, это может быть также в игровой форме, что какая-то команда больше забьет голов в ворота на определенное время. Можно после ведения поставить тренера на ворота и сказать: «Как только вы тренеру забиваете гол, в этот момент мы сразу же начинаем играть в футбол». И тут уже тренер легко регулирует время, которое ему нужно, когда забивают дети гол. Забили дети гол – все счастливы, все довольны. Или забили все вместе одновременно гол – после этого переходим к игре в футбол. Какая-то игровая направленность, но с добавлением технических элементов.

Сергей Коробов: Мы переходим к четвертому блоку «игра в футбол», здесь что-то можем отметить?

Василий: Если мы делаем первые шаги, то я считаю, что никаких не надо задач ставить, просто играют дети в футбол и получают удовольствие.

Владислав: Объяснять какие-то правила футбола, чтобы они понимали, потому что в этом возрасте они еще не знают таких правил футбола. Плюс игры 2 на 2, 1 на 1, не более того. Может быть, если они уже будут более подготовлены, добавлять 3 на 3, но не более того. У нас в FFC была возможность такая, у нас были надувные борта, где мяч не уходил в аут, и они постоянно играли, от этих бортов отскакивало, и они играли 3 на 3. Понимаю, что не у всех такая есть возможность, поэтому 2 на 2, 1 на 1 и игры в удовольствие, без каких-то задач.

Александр: Здесь борта – это лучший учитель, лучше, чем тренер. У меня сейчас есть возможность заниматься на большом поле, и есть возможность в зале. И когда мы тренируемся в зале, то эффективность намного выше, хоть это и паркет. Когда мы делаем удары на большом поле, за мячом бегать, который улетает – это затратно, и мы не укладываемся в формат количества касаний за тренировку. В футболе если есть возможность тренироваться, играть с бортами, то это футбол будущего. В любой европейской школе есть площадки с бортами. Уже давно высчитали, что ребенок касается мяча в 3 раза больше. Есть турниры в Германии с бортами, они зимой играют с бортами, ворота 2 на 5, 2 на 6, чтобы мячей больше влетало, и с бортами, чтобы ребенок чаще коснулся. У меня есть два правила, когда мы играем с мальчишками: это не играть в одно касание, и не стоять на воротах. Когда я проводил 4-5-летних тренировку, есть дети, который скромнее встал на ворота, и стоит. А мне надо, чтобы он был активный, чтобы он двигался, и либо вообще запрещаю стоять на воротах, либо до гола, а следующий на ворота. И в одно касание запрещаю, когда особенно новые мальчишки приходят, мяч катится с касанием, и как мы говорим о технике безопасности, на другую площадку кому-то в голову. Как только мы запрещаем в этом возрасте игроку играть в одно касание, то он его уже принимает и уже какое-то действие с ним производит. Я согласен, что в этом возрасте футбол 1 на 1, 2 на 2, 3 на 3 максимально, и здесь дальше роль тренера и педагога сделать эту игру яркой, красочной и оперативно вмешиваться. Допустим, одна команда выигрывает 10:0, остановить, пауза, купить, продать, поменяться или просто составы уравнять, чтобы все дети были с позитивом.

Сергей Коробов: Саш, я знаю, что ты ведешь тренировку с музыкой, ты не включил в тренировку музыку, она в этом возрасте мешает, сбивает вовлеченность, я правильно понял?

Александр: Я не включил музыку, потому что я про нее честно забыл, она всегда с нами. Многие спрашивают, как тренировочный процесс под музыку. И иногда, где у нас новые элементы, новые упражнения, и требуется максимальная концентрация, я даже не беру с собой колонку. Если это упражнение знакомое, и тренировка на дриблинг, и дети знают все упражнения, и поправлять надо что-то минимально, то я музыку включаю. Но есть часы, где идет корректировка обязательных действий, то я музыку делаю потише, и добиваюсь постановки опорной ноги, каких-то технических элементов, чтобы не помешать формированию правильного навыка.

Сергей Коробов: Четвертый блок, игра в футбол, здесь музыка нужна, на твой взгляд?

Александр: Здесь музыка, и она всегда должна быть контролируема. Если случился какой-то конфликт у ребят, они стоят спорят, то тренеру сложно будет добраться голосом до них и остановить оперативно этот конфликт. Я тут же останавливаю музыку, решаю какой-то конфликт, и тут же обратно включаю. Поэтому я бы перефразировал: музыку давать, когда упражнение качественно идет, чтобы музыка не мешала детям и корректировке тренера. И почему я включаю на игре? Чтобы дети сами принимали решение, и даже если я захочу подсказать, чтобы мои подсказки не услышали, чтобы уже сама игра их учила.

Василий: Я изначально сказал, что чем меньше возраст детей, тем меньше площадка должна быть, она более будет эффективна, потому что будет больше контакта с мячом. Нужно играть в меньших пространствах, и если есть борта, то это огромный плюс для детей.

Александр: Поощрение после тренировки, здесь тренеры делают в разном формате: кто-то звездочки клеит в дневник, кто-то сладости раздает, кто-то просто хвалит, кто-то рейтинг ведет. Здесь все индивидуально, насколько у каждого тренера фантазии хватит, главное – чтобы это была систематичная награда.

Владислав: Если мы даем какие-то звездочки, какие-то конфеты после тренировки, не будет ли это внешняя мотивация для него, что он будет приходить в футбол и заниматься за эти звездочки?

Александр: Тут вопрос, а поможет ли это нам на первых порах привлечь ребенка и дать ему выйти из спортивного зала или с поля счастливым, даже если он всю тренировку провалил.

Владислав: Мы говорили до этого, если мы все время подбадриваем, делаем позитивную атмосферу, то он так или иначе выйдет с тренировки с хорошим настроением. А если мы будем давать ему звездочки, то мы естественно его простимулируем, он будет с хорошим настроением, но не будет ли такого, что когда ему исполнится 7-8 лет, он будет ходить на тренировки только за звездочками?

Александр: Я считаю, здесь основной посыл – чтобы он из зала вышел счастливым. Если он играл 1 на 1, 2 на 2, стоял на воротах, ему накидали 15-20 мячей, и он судорожными глазами, мы видим, что он сейчас заплачет, убежит и больше к нам не придет. А тут мы останавливаем, подводим итоги, и говорим: «Дружище, ты сегодня выдержал. Мы сегодня ставим пятерку, даем звездочку, дарим Чупа-чупс»,

Владислав: Но если он на тренировке получает 15-20, то это наша проблема. Потому что мы трансферное окно не открыли вовремя и допустили то, что будет 15-20. Если мы откроем это трансферное окно, этих 15-20 не будет, там будет плюс 2, плюс 3 гола максимум.

Александр: Здесь в процентном соотношении все равно кто-то выйдет недовольным из зала. Какими бы мы профессионалами ни были, кого-то не устроит счет, кого-то не устроит игра, кому-то дали по ноге. И подведение итогов в разном формате индивидуальном, премирование, не премирование, просто побеседовать, обсудить, оно сглаживает конфликтную ситуацию самой игры футбол. И вообще цель подведения итогов и заключительной части – это прийти в спокойное состояние, чтобы ребенок вышел счастливым, довольным.

Владислав: Но если он проиграли, и мальчик расстроился, если мы будем акцентировать внимание на том, что он делал хорошо: «Петя, ты сегодня проиграл, но именно ты обыграл пятерых и забил классный гол. Ты молодец». Но мы при этом акцентируем внимание на внутренней мотивации, а если мы ему даем приз, то мы его приучаем играть за что-то, а не просто любить футбол.

Александр: Здесь два момента: твое обращение к ребенку – это уже конфета, что ты на него обратил внимание, ты его похвалил, это уже своего рода премирование, только в твоей форме. Второй момент, как бы это ни прискорбно было, — дети всегда играют за что-то. Родители премируют бутсами, деньгами, Сергей Коробов премирует кубками, медалями каждой команды. И дети все ждут кубка, медаль или какую-то награду, это составная часть футбола.

Владислав: Тогда поражение – это составная часть футбола, и если мальчик проиграл, мы ему тогда искусственно дарим какой-то подарочек.

Александр: У нас здесь возраст 4-5 лет, где очень мало осознанности. Он рос один в семье, где его все любили, ласкали, а тут он проиграл. И нам надо к возрасту 7-8 подвести его эмоциональное состояние, потому что из-за одной тренировки мы можем просто потерять мальчика, он больше не придет.

Василий: Если это разово, она никак не повлияет эмоционально на ребенка, а наоборот его подбодрит.

Владислав: Это будет систематично или разово в виде значка?

Александр: Здесь какой метод выберет тренер: похвалы, дневника или сладостей. Допустим, я выбираю метод сладостей, у меня всегда коробка Чупа-чупсов, у меня возраст 4 года мальчишкам, я после тренировки раздаю каждому Чупа-чупс. В возрасте 4 года, если бы я сейчас тренировал, я бы это делал. В 5 лет я бы уже давал Чупа-чупсы не всем: «Парни, сегодня Чупа-чупс получит у нас… А ты Чупа-чупс, дружище, не получишь, ты сегодня стоял на воротах». 7-8 – это были бы какие-то минимальные оценки за занятия, допустим, «плохо», «хорошо» или «пятерка», «девятка».

Владислав: Будет ли мальчик, который стоял на воротах, счастливым уходить то, что он Чупа-чупс не получил? Я думаю, не очень он будет счастливый.

Александр: Возраст 4 лет – всем. И дальше по увеличению, по психологической составляющей, готовы дети принять момент, что он уйдет без Чупа-чупса? И здесь индивидуально, допустим мальчишка – лидер, и он сегодня проявил себя не так сильно, как всегда, и уже с устоявшейся какой-то психикой спортсмена и футболиста. Я понимаю, что он не расстроится, я говорю: «Дружище, ты сегодня без Чупа-чупса». Но опять-таки это зависит от тренера, мы видим, что для него это является катастрофой и говорим: «Ладно, я тебе даю Чупа-чупс, но авансом». Здесь нельзя ответить «черное-белое», здесь все индивидуально.

Василий: Самое главное – чувствовать детей и понимать, что им в этот момент нужно: похвала, либо не похвала.

5 простых упражнений для домашней тренировки по футболу

5 простых упражнений для домашней тренировки по футболу

Друзья, на улице лето — время когда мы много времени проводим на улице. На даче, в деревне или, просто, во дворе постарайтесь задействовать каждую минуту — ведь развитием своего ребенка вы можете заниматься самостоятельно, превратив это в веселую игру.

Несколько рекомендаций тренера для домашней тренировки по футболу:

Упражнения должны быть интересными ребенку. И даже скучные упражнения можно и нужно немного разнообразить. В младшем возрасте (3-4 года) дети думаю образами, поэтому попытайтесь немного пофантазировать и разговаривать во время выполнения футбольных трюков на языке ребенка. Пускай ребенок обводит мячом не конусы, а кустики. Ему нужно попасть не в ворота, а выстрелить из пушки по замку дракона….

Подбирайте упражнения для первых тренировок так, чтобы большая часть упражнений у ребенка получались хорошо. Иначе ему может быть сложно, и ребенок потеряет интерес к тренировкам. А это самое важное. Без интереса увы у вас ничего не получится.

Постоянно хвалите ребенка и подбадривайте его. Ребенок должен понимать, что вы одобряете его действия и что он всё делает правильно. Даже если у него не совсем всё получается.

Отблагодарите ребенка в конце. Это может быть вкусный фрукт, небольшой подарок или, просто, приятная ему беседа. Мы крайне не рекомендуем чипсы, конфеты и фастфуд. Мы крайне рекомендуем — поход в парк на карусели в выходные, банан и хороший вкусный ужин от мамы.

Итак, 5 простых упражнений для развития футбольных навыков. Подойдут для детей от 3 до 7 лет. Нам понадобится мяч подходящего размера (мы рекомендуем 3), немного свободного пространства и папа или дедушка. Поехали!

Упражнение 1. Остановка мяча ногой.

Часть А) Все, кто занимаются в нашей секции футбола, знают о простой версии этого упражнения — катим мяч ребенку, он останавливает его стопой. Далее ребенок должен отдать пас вам обратно. При этом постарайтесь поработать с ребенком с точностью паса, который он передает вам

Часть Б) Немного усложним упражнение. Отдавайте пас не совсем точно ребенку — пускай он сделает несколько шагов, прежде чем остановит мяч стопой. Так он будет развивать глазомер, научится предсказывать положение мяча в разное время в зависимости от скорости качения мяча. Точно также просите ребенка после остановки отдавать вам пас обратно

Часть В) Самая сложная версия упражнения потребует некоторой сноровки и от вас. Отдавайте пас ребенку не по низу, а верхом. Нужно, чтобы в момент приема мяча, мяч находился вверху. Начинайте с простого броска мяча ребенку, далее можно усложнять и отдавать пас так, чтобы мяч подпрыгивал на газоне. Это достаточно сложное упражнение, поэтому вводите его для тренировки ребенка постепенно.

Упражнение 2. Тренировка точности и силы удара

Это очень простое и очень важное упражнение — мы будет тренировать точность удара вашего маленького футболиста. Сделайте небольшие ворота и попросите ребенка попасть в них мячом. Постепенно увеличивайте расстояние удара и уменьшайте ворота. Увеличивая расстояние до ворот, вы будете тренировать у ребенка силу удара.

Когда ребенок будет достаточно опытным, можно попадать уже не в ворота, а в столб или камень — т.е. в очень маленькую точку.

Упражнение 3. Работа с движущимся мячом

В рамках этого упражнения ребенок должен ударить по мячу без его остановки. Комбинируйте разные варианты:

  • Пускай ребенок догоняет мяч и бьет по воротам
  • Вы можете пас мимо него, чтобы ему приходилось ударить по мячу по касательной

Мы рекомендуем выполнять упражнения на минимальной скорости движения мяча. При этом не спешите с увеличением скорости. На большой скорости управлять ударом достаточно сложно, особенно ребенку — он еще не обладает сильным ударом, который способен погасить скорость мяча и направить его в ворота сильно и точно.

Упражнение 4. Сифа, кич, салки, догонялки…

Да, мы рекомендуем эту игру в качестве тренировки футбольных навыков для детей трех-четырех, пяти-семи лет. Расскажем почему это так полезно юному футболисту:

  1. Это весело и интересно ребенку. Помните, мы писали, что тренировка должна быть интересной?
  2. Игра в догонялки заставляет ребенка быстро принимать решения и также быстро управлять своим телом. В раннем возрасте это очень важный навык.
  3. Во время игры ребенок очень часто изменяет скорость и направление движения. Тем самым тренируя мышцы ног, стоп, голеностопа — самые важные мышцы для футболиста.

Упражнение 5. Играйте в футбол

Как бы это странно не звучало, но общаясь с родителями часто слышим, что они хотят тренировать ребенка самостоятельно дома, но в сам как футбол при этом с ним играют редко. Играйте! Заведите привычку и заинтересуйте ребенка. Играйте 1 на 1. Играйте везде и всегда. Играйте мячом, играйте пустой банкой или камешком в парке.

Удачной тренировки, друзья!

Если вы всё еще не занимаетесь в нашей школе футбола, то самое время записаться на бесплатное пробное занятие:

Записаться на пробное занятие

Подпишитесь на наш паблик-чат в viber — в нём полезная информация о физическом развитии детей, о психологии, новости футбола. Только самое полезное и никакого спама.

Источник https://ballway.ru/football-training-for-children-from-4-to-5-years/

5 простых упражнений для домашней тренировки по футболу