Как научиться петь оперным голосом
Содержание
Оперный, или академический, вокал — один из древнейших (после народного) жанров пения. Певцы веками оттачивали вокальную технику, добиваясь чистого, красивого, мощного звучания голоса. Овладеть академической манерой пения самостоятельно трудно — без контроля со стороны может легко сформироваться неверная техника, которую, если она войдёт в привычку, придётся корректировать.
Особенности академического вокала:
- округлое звучание;
- полётность голоса;
- использование природных резонаторов для усиления звука;
- развитый диапазон голоса;
- пение без призвуков (в отличие от рок певцов, например).
Виды оперных голосов
Прежде чем начинать работу по постановке академического голоса, педагогу придётся определить диапазон — чтобы обеспечить пение с наименьшим напряжением голосовых связок. Если говорить упрощённо, голоса делятся на высокие, средние и низкие. И если вы ошибочно определите голос как низкий вместо среднего и приметесь за исполнение неподходящих партий, скоро о себе дадут знать боль и дискомфорт в горле.
- Виды голосов (перечислены от низкого к высокому):
- мужские: бас, баритон, тенор, контртенор;
- женские: контральто, меццо-сопрано, сопрано;
- детские: альт, сопрано, дискант.
Обучение академическому вокалу
Как на трёх китах, работа над классической манерой пения держится на отрабатывании:
- правильного дыхания;
- чёткой артикуляции;
- использования резонаторов и опоры.
Дыхательные упражнения — то, с чего начинается каждое занятие по вокалу. Первым делом педагог приучит вас дышать животом — т.е. сформирует диафрагмальный тип дыхания. Его преимущества над прочими заключаются в том, что певец, опуская диафрагму, вдыхает наибольший объём воздуха и максимально расширяет грудную клетку резонатора. А чтобы воздух не кончался внезапно на длинных нотах, придётся ещё научиться грамотно расходовать дыхание.
Артикуляция в оперном пении и разговорная отличаются. Для полноценного использования головных резонаторов вокалисты расслабляют гортань, челюсть и опускают корень языка. Но, при этом, пение должно оставаться разборчивым! На помощь приходят упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки. Ещё рекомендуется соблюдение следующих правил:
- начинаем фразу, заранее слегка приоткрыв губы (чтобы не петь с причмокиванием);
- до окончания звучания ноты рот не закрываем (чтобы в конце строки не возникал звук [м]);
- окончания слов подчёркиваем.
Возникновение чувства опоры голоса и активизация резонаторов напрямую зависят от чёткой и скоординированной работы дыхательных мышц и органов артикуляции.
Методика эстрадного пения
Эстрадный вокал находится между академическим и народным пением. Так получается потому, что эстрадники используют певческие приёмы из академического вокала, джазового, народного и даже экстрим-вокала. Чёткой методики эстрадного вокала нет — одни педагоги советуют петь в высокой вокальной позиции, поднимая мягкое нёбо; другие считают достаточной речевую позицию при пении. Путь, которым вы пойдете в вокале, зависит от преподавателя и начальных данных. Помимо классической и речевой, практикуется полуприкытая методика эстрадного пения — когда рот находится в речевой позиции, но мягкое нёбо приподнято. Эстрадников объединяют вокальные приёмы, распространённые в этом жанре.
Расщепление. Когда певец делает расщепление звука — мы слышим и ноту, и сторонний звук (шум). Поток дыхания будто бы расщепляется на два. Приём расщепления используются для пения с придыханием, приёмов экстрим-вокала и даже для горлового пения. Учитесь расщеплению под руководством педагога — тогда вы избежите травмирования связок и неправильного заучивания. Расщепление — приём, на котором построен экстрим вокал.
Певцы-академисты пользуются глиссандо. Во время глиссандо звук плавно переходит с одной ноты на другую, как бы перетекает. Вибрато (качание голоса, периодическое изменение высоты или громкости звука) подчеркивает моменты композиции. В женском эстрадном вокале используют фальцет — пение без опоры. Голос получается тонким, высоким и женственным — певицы охотно поют фальцетом для придания песни характерной эмоции.
В начале обучения эстрадному вокалу, не забывайте, что основа пения — постановка дыхания. Уделите время дыхательным упражнениям, и продолжайте делать ежедневно по 20 минут в день — тогда мышцы диафрагмы натренируются, и вы сможете управлять потоком воздуха. Без дыхания нет опоры, без опоры нет звука.
Ежедневно проговаривайте скороговорки, ведь для певца-эстрадника дикция важна не менее дыхания. Проговаривайте каждую скороговорку по 5-6 раз, и усложняйте себе задачу. Попытайтесь жонглировать — доведите процесс произнесения скороговорки до автоматизма, и забудете про проблемы с выговариванием звуков в пении.
Помимо дыхательных упражнений и скороговорок, не забывайте об артикуляции. Перед пением разогрейте рот, губы, щеки покусыванием. Вытяните губы в трубочку и рисуйте «клювом» круги, улыбайтесь и хмурьтесь. Разогрев лицо, вы улучшите контроль над подачей звука.
Обучение эстрадному вокалу и постановка голоса процесс кропотливый, требующий внимания и усилий. Слушайте советы педагогов, тренируйтесь чаще, и у вас всё получится!
Как поставить голос для пения в домашних условиях
Чтобы разработать голос для вокала самостоятельно, главное научиться дышать. «Искусство пения — это искусство выдоха», — говорят мэтры вокального мастерства. Для правильного формирования звука, работы певческого аппарата в полную силу, вокалисты дышат диафрагмальным дыханием. Простыми словами, дышат животом. Во время вдоха живот надувается, как шарик, и нижние рёбра раздвигаются. Без диафрагмального дыхания не споёшь на опоре, не направишь звук в резонаторы, не произнесёшь длинную фразу из песни. Работая над дыханием, вокалист делает один-два раза в день специальные упражнения, развивающие мышцы диафрагмы.
Работа над артикуляцией
В пении участвуют не только мышцы диафрагмы. Важна работа мышц лица, чёткая артикуляции (произношение) и контроль над полостью рта. Вокалист учится поднимать мягкое нёбо, делать вокальный зевок, разрабатывает язык и помогает себе мышцами лица. Во время работы над артикуляцией по-всякому двигают языком, губами, подбородком и даже бровями. В работе над произношением помогают скороговорки. Их повторяют и повторяют, накладывают на музыку и снова повторяют. Примеры скороговорок смотрите в видео.
Работа над формированием звука
Поставленное дыхание – фундамент, на котором предстоит выстроить дом. В работе над формированием звука педагог «лечит» звукообразование начинающего вокалиста. У каждого ученика свои проблемы: неровное звучание, пение в нос, голосовые зажимы. Педагог обучает пользоваться естественными резонаторами (грудным и головным), контролировать опору и направлять звук. Важно в начале пути заниматься с педагогом, потому что, пытаясь брать высокие ноты самостоятельно, легко сорвать голос и повредить связки. Примеры упражнений для разработки голоса для пения в видео:
Работа над интонированием
Каждый понимает, что песня не получится, если не попадать в ноты. Развивайте слух! Миф, что слух не развивается, разбили лет сто назад. Слушайте музыку, пойте, играйте на инструменте. Изучите сольфеджио, в конце концов. На занятиях педагог поможет вам разобрать мелодию песни, разложит ноты на фортепиано, чтобы вы заучили их. На опыте студии музыкального обучения МузШок, интонировать ученик начинает спустя три-шесть месяцев регулярных занятий.
Поставить и разработать голос для пения самостоятельно под силу каждому. Не откроем секрета, что желание петь главнее врождённых данных. Важно делать дыхательную гимнастику и упражнения на артикуляцию каждый день, и первые полгода упражняться только с педагогом, чтобы не травмировать связки.
Источник https://muzshok.by/blog-post/kak-razrabotat-golos-dlya-peniya