Боевое искусство от раздолбаев — и для раздолбаев. Что я узнал за 11 лет занятий капоэйрой

Проверено: если в компании не очень хорошо знакомых (часто — еще и не очень трезвых) людей завести разговор о том, что капоэйра — это боевое искусство, то как минимум один человек немедленно превратится в юмориста. За 11 лет, что я занимаюсь этим странным бразильским искусством, я услышал столько ошеломительных шуток (на самом примерно три, но каждую — сотни раз), что успел пройти все стадии неизбежного — от отрицания до принятия.

Давайте, расскажите мне про то, что капоэйра берет начало в сельских дискотеках, где в танце зарождается драка. Про то, как капоэйрист в драке первым делом надевает наушники. И так далее, я подожду.

Реальность, разумеется, сложнее и интереснее.

Важно понимать! По причинам, упомянутым в статье, мнение автора о капоэйре может отличаться от мнения всех остальных капоэйристов. Автор статьи занимается капоэйрой с 2007 года, из них полтора года — в качестве тренера; в настоящий момент носит желто-синий пояс в российском филиале школы Afro-Ritmo Capoeira (подразделение школы Cordao de Ouro).

Капоэйра — не самое прикладное боевое искусство. Но при желании соперника можно отправить в кому

С помощью ударов из капоэйры можно научиться отбиваться от хулиганов, но учить этому будут не везде и не сразу, так что если стоит именно такая задача — то лучше сразу в крав мага, ММА, бокс и так далее. Капоэйра — она гораздо больше, чем просто про подраться. Отправить соперника в нокаут никто не запрещает (об этом еще поговорим), но для капоэйристов это было бы слишком просто: здесь больше ценится моральное превосходство. Запутать соперника неожиданными движениями, навязать ему свой темп, лишить пространства для маневра и в конце бахнуть его об пол одним точно рассчитанным ударом или подсечкой — гораздо интереснее.

Марк Дакаскос (справа) — человек, который многое сделал для популяризации капоэйры (хотя его капоэйра — не очень!)

Про удары в капоэйре разговор вообще особый. При ближайшем рассмотрении тут обнаружатся все популярные удары из контактных единоборств: лоу/мидл/хайкики, «с вертушки в щи», прямые удары руками и ногами, хуки и масса собственных ноу-хау. Например удар с труднопроизносимым названием «меиа-луа джи компассу»: что он делает с людьми — можно посмотреть тут. Нечто подобное, безусловно, можно встретить и в других единоборствах, но в капоэйре это один из самых популярных ударов вообще.

Про удары в капоэйре у меня есть прохладная история. У моего первого тренера по капоэйре прозвище «Шрам», и это отнюдь не в честь «Короля Льва»: зловещего вида рубец украшает его голову с тех пор, как он неудачно пропустил удар в голову, попал в больницу, пережил серьезную операцию и несколько дней провел в коме.

Другой характерный пример — броски. Тут их неожиданно много, включая так называемый scissor takedown, запрещенный, например, в бразильском джиу-джитсу. А в капоэйре правил нет: есть довольно запутанный неформальный этикет, но важно понимать, что мы говорим о единоборстве родом из бразильских трущоб и бескрайних плантаций, где за высокими побегами тростника друзья не успеют разглядеть, кто всадил в тебя нож. Поэтому танцы танцами, а на улице, особенно в Бразилии, особенно в компании незнакомых людей, стоит готовиться к предельно мрачным раскладам. Зарежут — скорее нет (зарезать там могут и без капоэйры), но ввиду отсутствия строгих правил бесконтактное единоборство может стать контактным в любой момент. Например, вот так.

История из разряда «знакомые знакомых рассказали» (то есть можно не верить, но звучит вполне правдоподобно). Однажды во время уличного сборища капоэйристов у одного из играющих резко испортилось настроение, в результате чего он достал пистолет, всадил оппоненту по пуле в каждую ногу и скрылся с места происшествия. Как говорилось в старом мемном ролике — “поиграли, потанцевали”.

Кстати о ножах. У капоэйры особенные, трогательные отношения с холодным оружием. На YouTube еще можно найти старые видео, на которых у капоэйристов в руках клинки. Причудливые движения руками, которые иногда можно увидеть в кругу (далее — «рода») обретают новый смысл если представить, что в одной из этих рук зажато несколько дюймов остро заточенной стали. Холодное оружие отзывается в музыке («клинок в кармане, в сердце — вера», как поется в одной песне), а в ряде школ все еще практикуют игровую форму «игры ножа и лезвия»

Капоэйра — это боевое искусство от раздолбаев для раздолбаев

Как-то в 2012-м году я отдал свою квартиру под проживание полдюжины мастеров и инструкторов из Бразилии. Сам на время съехал к родителям. Утром еду на тренировку, вижу на фейсбуке фотографию — трое латиноамериканцев зловещего вида стоят в боксерских перчатках на фоне моего дивана. Подпись: “Ночная тренировка по боксу и джиу-джитсу под руководством местре. Жаль, что в комнате мало места и нельзя бегать. P.S. Сожалею, что пришлось вызвать полицию”. Как оказалось, в три часа ночи спортсмены, действительно, решили устроить шурум-бурум. Соседи, ожидаемо, вызвали полицию (трудно их осуждать). Полицейские, действительно, приехали, увидели полную квартиру потных людей в боксерских перчатках — и решили не нагнетать обстановку, и уехали.

Нарушители спокойствия в Коптево

Вам будет интересно  Комплекс упражнений со штангой в домашних условиях

Но часто в капоэйре и правда «танцуют». Вернее сказать — дурачатся: капоэйристы часто описывают свое занятие глаголом «vadiar», что в числе прочего переводится как «лениться, бездельничать». Прописывать с ноги и ронять оппонента на пол тут принято с улыбкой. Отчасти дело в традиционном позитивном отношении бразильцев к жизни, но не только в этом: помимо «vadiar», в капоэйре есть еще одно ключевое понятие — «malicia», то есть хитрость. Капоэйра зародилась в бразильских социальных низах, среди бандитов, так что коварство тут — весьма одобряемая черта характера.

Вот эта специфическая философия обуславливает довольно специфическое состояние сознания, в которое погружается разум в процессе игры в капоэйру. Здесь нужно уметь одновременно быть расслабленным, но все время оставаться начеку. Провоцировать оппонента внешне бессмысленными и нелогичными движениями, чтобы тот запутался, потерял контроль, а потом — бац! В сущности, в капоэйре не дерутся и не танцуют, а играют — и зачастую это игра в кошки-мышки.

Еще один неожиданный перк от бандитского прошлого — у всех капоэйристов есть клички, причем бывают они по-бразильски эксцентричными: один из столпов истории капоэйры — местре Бимба («писюн»). Есть и типичные «погремухи» типа Иван Большой, Андрюшка, Аккордеон или, скажем, Боров.

Смех-смехом, а вот такой дудл вышел к 118-летию местре Бимбы

Хаотичная история зарождения капоэйры вообще объясняет многое. Здесь нет «главных» школ и мастеров, а формат встреч определяется настроем и личными целями их непосредственных участников. Можно подраться, можно просто подвигаться и попрыгать, можно всего понемногу. Для любителей всего этнического и разной мистики есть стиль «ангола»: внешне медленная, но внутренне стратежная и коварная игра, где надо угадывать действия противника на несколько ходов вперед, как в шахматах. Ее полная противоположность — стиль «режионал»: здесь почти не бывает акробатики (вообще, сложная акробатика в капоэйре — сравнительно новая штука), зато есть бешеная скорость и тотальная бомбардировка ударами, пропустить любой из которых — гарантированный способ заработать отпуск в больнице

Самое же популярное направление называется «контемпоранеа» («современная») и объединяет в себе вообще все. Тут каждый идет кто во что горазд и поэтому капоэйра такая разная, в зависимости от школы и даже от конкретной локации. В одной либеральной европейской стране знакомый предложил мне перед тренировкой косяк. Я отказался, но в теории мог бы и согласиться: тренировка была такая, что я даже не особо вспотел. А в другой школе того же города собирались дьявольски резкие ребята.

Правда, если есть стойкое желание устроить себе кросс-фит с файтингом и акробатикой, то не обязательно ехать в Бразилию: в России тоже есть весьма убийственные филиалы мировых школ. И это очень любопытный феномен: народная бразильская игра, рожденная из африканских ритуальных обрядов, находит отклик в сердцах людей от Лос Анджелеса до Новосибирска, от Мурманска до Гонконга. Возможно, дело в том, что капоэйра родилась из культурного винегрета чернокожих креолов, а может, секрет еще и в том, что народные песни и ритмы в разных странах часто оказываются похожими друг на друга, и поэтому на музыку капоэйры отлично ложатся, например, русские народные песни и частушки.

Капоэйра неразрывно связана с музыкой

Но как говорил один старый мастер, «капоэйра — для всех, но не все — для капоэйры».

Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.

Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.

Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем

Вам будет интересно  Кроссфит для девушек и женщин, упражнения и программы тренировок (WOD) с фото, для похудения

Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!

Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует.

Капоэйра — это про то, как быть сверхчеловеком

На улице июль, на улице зима — улица называется Копакабана. Зимой в южном полушарии вроде бы не холодно — 15 градусов тепла — но в воздухе висит не то дождь, не то туман, который оседает на теле противной тонкой пленкой воды. Под ногами тоже вода — идем вдоль берега по колено в Атлантическом океане. Нас примерно полсотни человек со всего света, приехали на большой семинар по капоэйре к уважаемым людям. Пока идем, несколько раз накатывают двухметровые волны — вжух! — теряешь чувство реальности на пару секунд, приходишь в себя уже на берегу, плетешься обратно.

Это у нас тренировка такая. Ну, первая ее часть. Ведущий тренировки — местре Тони Варгас, на тот момент ему уже хорошо за 50, но тренируется он вместе со всеми. Потом мы еще выйдем на берег, будем синхронно делать удары ногами: штаны (я забыл сказать, что в океан мы ходили в штанах?) из-за воды потяжелели минимум на полкило, и после каждого удара во все стороны разлетается песок и ласково хлещет по лицам товарищей слева и справа. Завершается увеселение парой сотен скручиваний на пресс.

С точки зрения прикладных единоборств, в капоэйре очень много «лишнего»: все эти прыжочки, ужимки, передвижения кверху задницей, переходы через мостик и прочие корчи. Зачем капоэйристы вообще это делают? Ну, главным образом потому, что могут. Двигаться разнообразно, двигаться непредсказуемо, во всех мыслимых плоскостях, молниеносно менять скорость, дистанцию и вектор движения — вот к чему стремится каждый капоэйрист. И если вы уже занимаетесь какими-то единоборствами, капоэйра может стать великолепным подспорьем: ударники оценят широкий арсенал ударов ногами, а также умение работать как в левостронней, так и в правосторонней стойке. Борцам понравится разнообразие движений из положения на корточках. Ну и всем без исключения пойдет на пользу обильная и сложносочиненная нагрузка на все группы мышц, с которой в принципе можно забыть про железки из спортзала (хотя кросс-фит и тяжелая атлетика входят в число популярных увлечений капоэйристов).

Как все это может работать в контактных единоборствах — можно увидеть, например, по движениям Андерсона Силвы: возможно, это мои личные галлюцинации, но во многих его движениях видится наследие капоэйры (которой он, кстати, тоже занимался) — хаотичные движения руками, чтобы запутать соперника, уходы от ударов через уклонения и так далее. И хотя в чистом виде капоэйра в ММА практически не практикуется, впечатляющие исключения все-таки есть и здесь.

Ну и, наконец, капоэйра позволяет сохранять подвижность в возрасте, когда ваши ровесники уже начнут врастать в кресла и диваны: посмотрите, например, как двигается мой мастер — на видео по ссылке ему 46 лет.

Капоэйра — это больше, чем боевое искусство, больше чем танец и уж точно больше, чем этническая экзотика на продажу скучающим иностранцам. Это целый пласт бразильской жизни, удивительная дорога, которая приводит каждого в свой пункт назначения. Я занимаюсь ею уже 12 лет и многие из тех, кто начинал вместе со мной, со временем переключились на бразильское джиу-джитсу, ММА, студенческий бразильский танец форро или профессиональные занятия перкуссией. Есть те, кто занимается до сих пор, есть такие, кто встретил благодаря капоэйре мужей/жен (например, я), но кого среди моих знакомых точно нет — так это людей, в жизни которых капоэйра не оставила бы значимого следа. И кстати, порог вхождения здесь — нулевой: можно начать заниматься и в 30 и в 50 лет, причем для этого не обязательно иметь даже полный набор конечностей (в Бразилии я видел нескольких поразительно ловких одноруких капоэйристов, но это уже отдельная история). Так что если вы вдруг находитесь в поисках способа попробовать в жизни что-то по-настоящему новое — го играть, местре Писюн создал.

Капоэйра — удивительные тренировки для сильных людей

Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.

Что это такое?

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе элементы игры, борьбы, танца и даже акробатики. Все движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку, и в итоге получается потрясающий энергичный микс!

Вам будет интересно  Мини баскетбол

Стоит отметить, что хотя элементы боя присутствуют, контакты между партнёрами сводятся на нет, так как преобладают низкие положения, имитированные удары ногами, акробатические приёмы, а также всевозможные подсечки. Но когда один танцор якобы нападает, другой всячески уворачивается, в итоге получается потрясающе красивый поединок. Но чтобы этого добиться, все приёмы должны быть слаженными и скоординированными.

Как появилась?

История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.

В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.

Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.

Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.

Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».

Стили

После военного переворота, произошедшего в Бразилии в 1930 году и полностью изменившего политическую ситуацию, капоэйра была признана законом и стала более активно развиваться. И поэтому появилось несколько ответвлений, каждое из которых можно считать самостоятельным направлением.

Итак, основные известные стили капоэйры:

Капоэйра Режионал. В 1932 году появилась первая в истории официально признанная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Мишаду). И он создал новый стиль, дав ему название «Лута Режионал Байана» или коротко «Капоэйра Режионал». Ему удалось систематизировать опыт ранее существовавших нелегальных школ и улучшить технику преподавания. В результате была разработана особая методика. Также появились целые комплексы движений, атак и контратак ногами.Капоэйра Ангола. Вторым важным человеком в истории развития искусства стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Он открыл свою школу в 1941 году. И его стиль получил название «Ангола» в честь места, из которого привозили придумавших танец рабов. Хотя такое направление появилось позже Режионал, оно предполагало использование основ искусства, то есть связок и движений, свойственным национальным африканским танцам.Капоэйра Контемпоранеа – это так называемый смешанный или универсальный стиль, который сочетает в себе элементы как Анголы, так и Режионал.

Стоит отметить, что различить стили очень и очень сложно, причём даже опытному мастеру, ведь некоторые движения и элементы присущи всем направлениям, а другие постоянно совершенствуются.

Польза

Чем полезны тренировки? Капоэйра имеет множество неоспоримых преимуществ:

Тренировки помогут избавиться от лишнего веса и сделать тело более рельефным и привлекательным.Занятия полезны для всех: для мужчин, женщин и даже для детей. И хотя некоторые движения сложны, капоэйра подойдёт даже людям, практически не имеющим физической подготовки.Ваше тело станет гибким, ведь в капоэйре присутствуют упражнения на растяжку.Тренировки полезны для здоровья, они улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.Улучшается координация, тренируется память и логическое мышление, ведь каждое движение должно быть продуманным и спланированным.Это просто весело и приятно! Вот увидите, после занятия вы ощутите прилив энергии, а ваше настроение улучшится.Это не очень затратно. Уроки стоят примерно столько же, сколько занятия другими видами спорта.Не требуется никаких дополнительных приспособлений, экипировка не нужна. Заниматься можно в любом месте в любое время.Капоэйра – это новые интересные знакомства!

Минусов очень мало. К ним можно отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых движений.

Как проходят тренировки?

Сразу стоит отметить, что все уроки проходят очень энергично, в довольно быстром темпе. Движения выполняются под национальную бразильскую музыку, иногда приглашаются музыканты, играющие на национальных музыкальных инструментах (хотя вполне можно подобрать и ритмичные современные композиции).

Тренировка включает в себя множество приёмов борьбы, танцевальных па и даже акробатических трюков (их могут выполнять только опытные капоэйристы). Игра, которая ведётся дистанционно и исключает любые прямые и тесные контакты танцоров, включает целый арсенал движений, таких как различные опоры, подсечки, броски, прыжки, элементы защиты.

Когда один партнёр нападает, другой защищается. В итоге танец должен выглядеть гармонично и одновременно динамично, так что все элементы выполняются довольно быстро.

Сначала тренер помогает осваивать основные элементы, именно они являются базой капоэйры. Далее они соединяются в целые связки и цепочки. Потом прорабатывается игра с партнёром, взаимодействие с ним в динамике.

Что потребуется для начала занятий?

Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.

Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.

Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!

https://disgustingmen.com/spokoyno-ya-sam/boevoe-iskusstvo-ot-razdoblaev-i-dlya-razdolbaev-chto-ya-uznal-za-11-let-zanyatij-kapoejroj/
https://medpravila.com/1757468276186417315/kapoejra—udivitelnye-trenirovki-dlya-silnyh-lyudej/