Комплекс утренней гимнастики для средней группы

Комплекс утренней гимнастики для средней группы

  • Значение
  • Роль зарядки в образовательном и оздоровительном процессах
  • Нюансы
  • Временной план
  • Пример конспекта по гимнастике в средней группе
  • Методические приёмы с малышами в 4-5 лет
  • Группа словесных упражнений
  • Наглядные
  • Практические
  • Группа игровых приёмов
  • Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год
  • Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ

В ДОУ особое внимание уделяется психофизическому развитию воспитанников. Одним из пунктов образовательной программы считается утренняя зарядка.

Значение

Утренняя гимнастика в средней группе ДОУ является главным этапом в слежении за здоровьем.

Цель физической культуры для детского организма:

  • Поднятие тонуса у малышей в физическом плане и эмоциональном.
  • Проявление воли, т. к. упражнения выполняются под руководством воспитателя.
  • Активизируется весь организм.
  • Улучшается дыхание.
  • Ускоряется кровообращение.
  • Улучшается обмен веществ.
  • Самоанализ выполнения.

Обратите внимание! Проведение гимнастики осуществляется под ритмичное аудио сопровождение, это воспитывает чувство ритма, т. к. дети начинают стараться попадать в «музыкальный рисунок».

Роль зарядки в образовательном и оздоровительном процессах

Задача утренней гимнастики состоит в тонизировании всего организма, улучшении процессов жизнедеятельности.

Роль зарядки в оздоравливании и образовании детей:

  • Физические нагрузки улучшают кровообращение и кислородный обмен, что стимулирует мозговую деятельность.
  • Укрепляются мышцы и активизируется общее физическое развитие.
  • Системность упражнений ведет к укреплению организма.

Дополнительная информация! Грамотное объединение физических и умственных нагрузок обеспечивает гармоничное развитие личности и характера ребенка в детском саду.

Занятия на улице

Нюансы

В связи с появлением моды на здоровый образ жизни, зарядка у детей и взрослых стала приобретать популярность. Однако не все осознают важность именно утренних физических нагрузок.

Основные пункты проведения гимнастики в детском саду по ФГОС:

  • Продолжительность — не больше 5-12 минут в день.
  • Зарядка состоит из 3 частей: вводной (разогрев), основной (активные упражнения) и заключительной (применяются упражнения с пониженной активностью).
  • Для занятий приобретается специальная спортивная форма, не стесняющая движений.
Вам будет интересно  Спортивное питание – что это и кому необходимо

Обратите внимание! Продолжительность упражнений зависит от возраста занимающихся.

Временной план

Объем физической нагрузки определяется согласно общефизическому развитию воспитанников. Данная методика является эффективной для воспитания дошкольников.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе имеет временную дозировку:

  • Выполняется 4-5 упражнений по 6-8 минут, т. е. в по 5-6 повторов на одно действие.
  • Более активные упражнения, такие как бег, практически все виды ходьбы, должны длиться по 15-20 секунд.
  • Полезное упражнение — ползание по полу, повторяется 30 секунд.

Обратите внимание! Гимнастический комплекс повторяется 1-2 недели, после чего упражнения меняют.

Пример конспекта по гимнастике в средней группе

Данный конспект составлен в соответствии с нормами ФГОС. Конспект по гимнастике в средней группе:

  • Цель: оформление условий и стимулов для приобщения дошколят к элементам здорового образа жизни.
  • Задачи: обучение выполнению действий по сигналу, формирование умения качественно и точно выполнять упражнение, регулируя дыхание и придерживаясь заданного темпа. Формирование правильного положения позвоночника, быстрой реакции, скорости действий, ориентации в пространстве, создание бодрого настроения у детей на целый день и прививание любви к физическим нагрузкам.
  • Дополнительные предметы: аудио-центр, гантели, маты, скакалки.

Обратите внимание! Существуют определенные планы на каждый месяц учебного года. В январе и феврале занятия проводятся в помещении, а весной и летом гимнастику осуществляют на улице.

Методические приёмы с малышами в 4-5 лет

В 4-5-летнем возрасте детский организм начинает свое развитие, а ребенок учится подчиняться коллективному действию. При подготовке к занятиям педагог должен использовать специальные методические источники с описанием методик преподавания.

Педагог в процессе занятия применяет следующие виды методик:

  • словесные;
  • наглядные приемы;
  • практические;
  • игровые.

Дополнительная информация! В гимнастике применяются игровые упражнения с элементами представления и музыки.

Группа словесных упражнений

Такие упражнения разовьют словарный запас и научат вести беседы на несложные темы, такие как рассказ о себе или о событиях недавнего времени. Примеры такого вида занятий будут представлены ниже.

  • Объяснение. Должно сопровождать любое игровое действие.
  • Стихи и загадки. «Каждое утро, дружок, не ленись да скорее на зарядку торопись. Будем прыгать и скакать, ладошки к солнцу поднимать».
  • Стихотворная гимнастика «Ягодки». Ведет зарядку земляника: «Ручки выше потяни-ка». Делает наклоны красная малина: «Не страшны с зарядкой зимние простуды и даже ангина».
  • Сказки. В сказах должно быть не более 2 поворотов сюжета, чтобы не отвлечь детей от зарядки, героев лучше назвать запоминающимися именами, желательно добавить иллюстрированные примеры.
Вам будет интересно  Перечень и описание спортивного инвентаря, оборудования для фитнес клуба

Обратите внимание! К сказкам можно добавить вопросы для обсуждения в группе.

Наглядные

Детям проще воспринимать этот мир через образное мышление, поэтому в процессе занятия важно использовать наглядные примеры.

Полезно использовать следующие элементы:

  • Картинки с животными, игрушки, которые будут использоваться в качестве героев игр.
  • Иллюстрации каждого элемента гимнастики.
  • Личный пример — педагог должен сам выполнять комментируемое действие.

Дополнительная информация! Если в процессе занятия педагогом применяется видеоролик в качестве иллюстрации к упражнениям, он должен повторять все действия.

Личный пример выполнения зарядки

Практические

Этот этап наступает после проведения физкультуры и выступает в качестве самостоятельного анализа для детей. Их суть в том, чтобы дети поделились своими эмоциями после упражнений.

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

Обратите внимание! Поделки помогут детям найти выход эмоциям после физических нагрузок.

Группа игровых приёмов

При составлении комплекса основное внимание должно уделяться именно активным игровым действиям. Подробнее о данных упражнениях в таблице ниже.

Таблица 1. Подвижные игры для физкультуры в средней группе ДОУ

Что отрабатывают Название Цель Суть
Бег, умение ориентироваться в пространстве «Ветер гоняет снежинки» Развить навык бега и движения по условному знаку. Дети начинают бежать после сигнала «Ветер» и останавливаются после сигнала «ветер стих».
Равновесие «Карусель» Развить умение удерживать равновесие и бежать в определённом направлении. Воспитатель надевает на себя обруч с лентами и поворачивается вокруг своей оси, по сигналу дети начинают бегать вокруг, придерживаясь за ленты, а затем по сигналу останавливаются.
Ловкость «Золотые ворота» Развить реакцию, внимание, умение уклоняться. Пара детей берутся за руки и поднимают их дугой. Группа выстраивается в шеренгу и их задача — пройти под «воротами», которые резко опускаются по команде воспитателя, а те, на кого они опустились, сами становятся «воротами».
Ползание «Пастух гонит овец» Закрепляется умение перемещаться на четвереньках к определенной цели. Назначается «пастух», под стишки дети начинают блеять, изображая овечек, а «пастух» играет в рожок, перегоняя стадо. Дети на четвереньках перемещаются с одного конца зала в другой.
Внимание «Филин» Учит слушать водящего, стоять на месте, не двигаясь. Воспитатель говорит, что днем все оживает, и дети начинают двигать руками, как бабочки, птички и т. п. По команде «Наступает ночь» дети должны замереть в той позе, в которой они услышали эту фразу. «Филин» должен увидеть, кто сдвинулся. Замеченный переходит к «филину». В процессе игры «филина» перевыбирают множество раз. В заключении игры выбирается лучший «филин», который поймал больше остальных «насекомых».
Вам будет интересно  Игровая гимнастика для детей: что можно предложить малышу

Важно! К комплексам желательно добавлять несколько упражнений для развития мелкой моторики и дыхания.

Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год

Далее приведена картотека с планом утренней разминки.

Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год

Период Месяц Описание
Осень Сентябрь Ходьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками.
Осень Октябрь Ходьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному.
Осень Ноябрь Легкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге.
Зима Декабрь, январь, февраль Догонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов.
Весна Март-май С обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом.

Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе».

Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ

Для оценки эффективности образовательных программ проводится мониторинг, который дает возможность зафиксировать перемены во всех сферах развития детей. Диагностика может проводиться как самим воспитателем, так и методистами.

Этапы проведения диагностики:

  • Общая информация о группе — название, общее число детей и количество присутствующих.
  • Соответствие помещения санитарным нормам — проходила ли уборка и проветривание.
  • Продолжительность зарядки.
  • Число этапов.
  • Детализация каждого этапа — соответствие временным рамкам, достижение поставленных задач и целей.
  • Целесообразность работы воспитателя — доступность подачи информации, наличие и качество примеров.
  • Общее мнение.

Дополнительная информация! По итогу выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «5», «4», «3».

Регулярная утренняя зарядка для дошкольников станет полезной привычкой и во взрослом возрасте. Здоровый малыш станет крепким взрослым.

https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-utrennej-gimnastiki-dlya-srednej-gruppy