Спортивный час в группе продленного дня. конспект
Содержание
- 25.11.2019 13:27
- Текст: Storm24.media
Спортивный час в группе продленного дня. Конспекты
— Выровнялись… Направо! Ровняйся! Смирно!
Воспитатель здоровается с детьми и дает короткую целевую установку занятия.
— Налево! Легко бегом!
Дети вслед за направляющим бегут кругом по залу.
— Бег с высоким подниманием бедра!
— Бег с прямыми ногами!
Воспитатель, подтянутый и энергичный, в спортивной форме, стоит в центре зала и отдает команды, обращая внимание на тех ребят, которые неверно выполняют движения, и отмечая похвалой детей умелых.
Так начинается увлекательное спортивное занятие в группе продленного дня в 1 классе. Много внимания уделяет воспитатель организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Физкультура и спорт — главные средства укрепления их здоровья.
Продленный режим работы дает возможность ежедневно заниматься с детьми физкультурой. Учитывая эти обстоятельства, воспитатель с первых дней работы с группой вводит как обязательный режимный момент ежедневные спортивные занятия — спортивный час.
После небольшой разминки начинается основная часть спортивного часа, которая проходит под музыку. Дети выстраиваются в три колонны и встают на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель включает магнитофон, где записана ритмическая музыка, встает лицом к ребятам и вместе с ними, без пауз, выполняет цикл упражнений:
— Руки на пояс. Стать на полупальцы, на пятки. Раз, два, три, четыре.
— Правую ногу в сторону, на пятку, слегка присели, приставили.
— То же другой ногой. (Каждое упражнение начинается с нового музыкального фрагмента.)
— Руки к плечам. Повороты корпуса влево! Вправо!
— Руки на пояс. Начинаем наклоны. Влево! Вправо! Вперед! Назад! Прогибаем корпус!
-Упражнение для ног.
— Бег с продвижением вперед, назад, с поворотами.
В процессе проведения комплекса упражнений под музыку большое значение имеют указания, которые дает воспитатель.
Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить поправки, чтобы снизить ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка.
После ритмической гимнастики воспитатель дает детям время успокоиться, организует для этого движения на расслабление.
Следующий этап занятия — веселые эстафеты и игры, последовательность которых продумывается с учетом степени их интенсивности.
Так, если вначале воспитатель организует соревнования, где надо много бегать, прыгать, ловить мяч, то в конце, чтобы не было перевозбуждения, — игры более низкой степени интенсивности: на наблюдательность, внимание, точность движений, ориентирование, смекалку.
1. Дети выстраиваются в две колонны. Стоящий в колонне первым получает мяч. Задание: сесть на него, доскакать до стены и обратно, передать мяч следующему в команде и встать последним в ряд. Чья команда скорей?
2. Дети встают в круг и повторяют движения, которые делает воспитатель. Условие игры: выполнять только те команды, которые подаются со словом «класс».
— Класс! Круги головой. Класс! Наклоны, прыжки. Если слово «класс» не произнесено, а команда выполнена, ученик выходит из круга.
В ходе таких спортивных состязаний воспитатель выступает в роли судьи. В конце занятий он называет выигравших учеников либо команду-победителя.
При подборе игр воспитатель учитывает прохождение программного материала на уроках физкультуры.
Это позволяет ему многие игры и спортивные соревнования использовать для закрепления и совершенствования умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях, получаемых учащимися на уроках.
Заканчивается спортивный час построением в колонну по одному, кратким подведением итогов занятия, несложными движениями, цель которых — привести организм в спокойное состояние.
— Направо! Ходьба по залу.
— Руки вперед, вверх, в стороны.
— Руки на пояс. Дышим глубоко носом.
— Идем с опущенной головой.
— Медленно поднимаем ее назад.
В таком же порядке дети уходят из спортзала в класс. Как видно, структура спортивного часа включает несколько этапов:
1) подготовительный: организованный приход детей на спортивную площадку (в зал), построение, упражнения для разминки как средство подготовки организма к последующим более сложным двигательным действиям;
2) основная часть:
а) комплекс гимнастических упражнений под музыку;
б) состязательные эстафеты и подвижные игры разной степени интенсивности;
3) заключительная часть: организованное окончание, построение, спокойная ходьба.
Четкая организация каждого занятия, увлекательный характер любого этапа занятия приносит детям радость, удовольствие. Частое чередование различных по характеру упражнений исключает длительные монотонные нагрузки, развивает все группы мышц, правильную осанку, силу, ловкость, гибкость.
Спортивный час существенно отличается от уроков физкультуры.
Специфическая его задача — активный отдых детей, направленный на разрядку умственного напряжения, снижение утомления, повышение работоспособности, совершенствование физического развития школьников.
Все они проводятся в более или менее свободной форме с элементами игры, ритмики, танца. Дети привыкают к установленному порядку организации данного занятия. У каждого школьника имеется своя постоянная форма для занятий в группе.
Непременным элементом спортивного часа является ритмическая гимнастика, которая очень нравится детям. Они с желанием и старательностью выполняют цикл движений под музыку.
Это развивает чувство ритма, улучшает координацию движений, поднимает настроение. Музыка, обладая огромной силой непосредственного эмоционального воздействия, бодрит, увлекает детей.
Главное — уметь правильно, в логической последовательности выстроить упражнения и подобрать фонограмму.
Первая фаза занятия несет легкую нагрузку. Это разновидности ходьбы на месте, несложные движения рук. Важно, чтобы ребята «ухватили» ритм музыкального сопровождения.
Вторая фаза — это цепочка упражнений, последовательно разрабатывающих суставы и мышцы (сверху вниз); упражнения для шеи, плечевого сустава, рук, туловища и ног. Эмоциональность занятия повышается, если применяются мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки. Заканчивают эту фазу подскоки и бег.
На третьей фазе целесообразно ввести в занятие простые танцевальные шаги и движения. При этом воспитатель старается придать эмоциональную окраску движениям, исходя из характера музыки. Тогда удается достичь единства музыки и движений.
На четвертой фазе движения продолжаются, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. Это могут быть упражнения на дыхание и расслабление. При подборе упражнений учитываются особенности учащихся.
Кропотливая работа — запоминание комплекса. Ребята не сразу начинают правильно двигаться под музыку. С течением времени комплекс обновляется.
Спортивный час, проводимый в режиме группы продленного дня, удовлетворяет потребность организма в движении, служит укреплению здоровья детей и их хорошему самочувствию.
Задача: развивать быстроту реакции, внимания.
1 часть.
Ходьба с изменением направления (по сигналу), бег, общеразвивающие упражнения в движении.
Игра «Море волнуется».
Занимающиеся разбегаются по площадке (залу), останавливаются в 1 м друг от друга, обозначают свои места кругами. Водящий ходит по площадке, выполняя различные движения. Произносит: «Море волнуется…» и кладет руку на плечо игрока.
Все, до кого он дотрагивается, идут за водящим и повторяют его движения. Отведя игроков как можно дальше от кругов, водящий неожиданно останавливается и быстро говорит: «Море спокойно».
Все бегут занимать места в кругах, не успевший становится водящим.
2 часть.
Игра «Перемена мест».
Игроки двух команд выстраиваются в шеренги напротив в 15-20 м друг от друга. По сигналу меняются местами. Побеждает команда, которая первой достигнет противоположной стороны площадки и выстроится на ней.
Игру разнообразят, применяя различные исходные положения, — стоя или сидя лицом (спиной) друг к другу.
Можно ввести пряжки на одной или обеих ногах, бег на четвереньках или прыжки через веревку, упражнения на месте (наклоны, приседания, повороты).
3 часть.
Игра «Волк во рву».
Посреди площадки (зала) проводят две параллельные линии в 70-100 см одна от другой. Это — коридор («ров»). Выбираются один-два водящих («волки»). Они находятся во рву, все остальные («козы») — на одной стороне площадки за линией «дома». На другой отмечено «пастбище».
По сигналу воспитателя козы бегут из «дома» на «пастбище», перепрыгивая через ров. Волки, не выходя из рва, стараются осалить побольше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, они вновь вступают в игру. Затем по сигналу козы снова перебегают на другую сторону «домой», а «волки» ловят их. После 2-4 перебежек выбирают новых водящих. Игра повторяется.
Выигрывают непойманные «козы» и те «волки», которые за время игры поймали больше «коз».
Правила:
1. «Волки» могут ловить «коз», только находясь во рву.
2. «Коза», пробежавшая по рву, а не перепрыгнувшая через него, считается пойманной.
3. «Козы» могут перебегать только по сигналу.
4. Если «коза» задержалась около рва, учитель считает до трех. После этого игрок должен перепрыгнуть ров, иначе будет считаться пойманным.
Методические указания: наблюдать, чтобы игроки не сталкивались.
4 часть.
Занимающиеся располагаются в колонне по одному, идут по кругу и произносят:
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Останавливаются, принимают положение упор присев, наклоняют головы и закрывают глаза на 20-30 сек. Нарушившие правило становятся в конец колонны. Определяют победителей.
Вариант II
Задача: воспитывать внимание, развивать быстроту, ловкость, прыгучесть.
1 часть.
Ходьба, медленный бег (2-3 минуты), общеразвивающие упражнения.
Игра «Салки по месяцам».
Все строятся в шеренгу. В 15 м от нее проведена линия. Водящий произносит: «Все, кто родился в январе (феврале и т. д.) — вперед! Раз, два, три!». Игроки, день рождения которых приходится на названный месяц, бегут и пытаются достичь противоположной черты, осаленный помогает водящему.
2 часть.
Игра «Меж двух огней».
Проводится на площадке (волейбольной площадке без сетки) либо в зале. Капитан команды стоит за одной лицевой линией, а игроки — на противоположной стороне. Они находятся, как бы между двух огней — с одной стороны им противодействует капитан, с другой — соперники.
По жребию один из капитанов передает мяч игрокам своей команды, а те возвращают его. Перебрасывая мяч, выбирают удобный момент для броска в игрока соперников, которые передвигаются по площадке и стараются увернуться.
Осаленный продолжает играть со своим капитаном за лицевой линией площадки. Как и капитан, он имеет право ловить, передавать мяч, выбивать соперника. Задача игроков, в которых бросают мяч, — перехватить его, чтобы взять инициативу и нападать. Поймавший мяч из игры не выбывает.
Игра продолжается, пока не будут «выбиты» все игроки одной из команд.
Игра «Прыгни — присядь».
Детей строят в 2-4 колонны на расстоянии одного шага друг от друга. В каждой команде — по два водящих, которые с веревкой (1,5 м) в руках располагаются по обе стороны от колонн. По сигналу проносят веревку перед колонной на высоте 25-30 см. Играющие поочередно перепрыгивают через нее.
Миновав колонну, водящие поворачивают обратно и несут веревку на высоте 40-60 см. Дети быстро приседают, принимая положение группировки (обхватывают колени руками, притягивают голову к коленям). При повторении игры меняются водящие.
Выигрывают те, кто, не задев веревку, сумеют выполнить прыжки и приседания.
3 часть.
Игры по желанию детей.
Вариант III
Задача: воспитывать внимание, ловкость, быстроту реакции.
1 часть.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, широким шагом, перекатом с пятки на носок, приставным шагом, в полуприседе и приседе, скрестным шагом, выпадами с закрытыми глазами, спиной вперед. Бег 2-3 минуты в медленном темпе.
Две команды выстраиваются полукругом: одна справа, другая слева от руководителя, который держит в руках «светофор». Одна сторона картонного кружка — желтого цвета, другая — красного или зеленого.
Когда будет показана зеленая сторона, все маршируют на месте (начиная с левой ноги); желтая — хлопают в ладоши; красная — стоят неподвижно. Игрок, перепутавший сигнал, делает шаг назад.
Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
2 часть.
Дети строятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м, берутся за руки. Опустив их, идут навстречу. По сигналу образуют общий круг на середине площадки и выполняют задание (подскоки, бег, танцевальные шаги). По указанию воспитателя должны вернуться на свои места, построиться в шеренги, образовать «плетень». Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
Две команды построены в шеренги на противоположных сторонах площадки. Воспитатель называет любую букву. Все игроки одновременно, не мешая друг другу, перебегают на другую сторону площадки, выстраивают букву основанием к центру и принимают упор присев. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
Игра «С места на место».
Дети строятся в две шеренги на противоположных сторонах площадки, лицом друг к другу. По команде повторяют движения воспитателя (руки на пояс, упор присев и др.). По неожиданному сигналу меняются местами. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок.
3 часть.
Игры по желанию ребят.
Вариант IV
Задача: развивать ловкость, быстроту реакции.
1 часть.
Ходьба. Бег с выполнением заданий воспитателя в сочетании с другими движениями. Общеразвивающие упражнения.
Игра «Делай наоборот».
Дети построены в шеренгу. Воспитатель показывает упражнение, игроки должны выполнить его в противоположную сторону. Перепутавший движения делает шаг назад.
2 часть.
Игра «Звонок на урок».
С обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты — «парты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде воспитателя начинают движение по кругу (ходьба, танцевальные движения) и произносят:
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать.
Что когда звенит звонок.
Он зовет всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
Услышав сигнал воспитателя («звонок»), дети бегут и стараются занять парты в своем классе. Выигрывает тог, кто ни разу не опоздает на урок.
Игра «Обгони мяч».
Дети становятся по кругу (лицом внутрь). За игроком с мячом — водящий. По сигналу воспитателя мяч передается по кругу, а водящий старается обогнать или коснуться рукой мяча до того, как он попадет к игроку, который начал передачу. Если это удается, выбирается новый водящий.
Вариант V
Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение прыгать.
1 часть.
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения.
2 часть.
Игра «Дни недели».
Один конец шнура (резинки) привязан к дереву или стойке на высоте 40 см, другой — в руках воспитателя. Услышав слово «понедельник», дети перепрыгивают шнур с разбега. Называя другие дни недели, руководитель с каждым разом поднимает шнур на 5 см. Выигрывают те, кто ни разу не заденет шнур.
Игра «Кто дальше прыгнет».
Дети построены в две колонны перед прыжковой ямой. Сбоку от нее делаются отметки, которые соответствуют очкам (5, 10, 15). После выполнения прыжков одной командой и подсчета набранных ею очков в игру вступает другая команда.
Игра «Встречная эстафета».
Участвуют 2-4 команды, каждая из которых делится пополам. Игроки становятся напротив друг друга (в 5-7 м) в колонны по одному, около стартовых линий. По сигналу воспитателя первые номера бегут вперед к противоположным колоннам.
Добежав до стартовой линии, касаются плеча направляющего и становятся сзади. Эстафета заканчивается, когда все участники побегут на противоположную сторону, встанут в исходном порядке и примут стойку «Смирно!». Игра проводится 2-3 раза. Определяется команда, которая быстрее закончит ее.
Варианты: встречная эстафета с обручем, мячом, скакалкой.
3 часть.
Игры по желанию детей.
Спортивный час в ГПД. Разработка
Спортивный час в группе продленного дня. Разработка1. Прием детей.
Тема: подвижные игры народов Севера.
Цель: 1.Знакомство с новыми играми.
2.Развитие выносливости, ловкости, смелости.
3.Воспитание активности, коллективизма; любви к природе.
Материал: мяч, скакалка (обруч)
Место проведения: спортивная площадка
Время проведения: 35 мин. Ход:
I. Построение. Разминка
Встали на расстоянии вытянутой руки. Слушаем меня внимательно и повторяем движения.
«Рано утором все проснулись,
Спинки дружно все прогнули-
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке — землице
В пояс надо поклониться
Повернулись вправо. Влево
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше-
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И как мишка косолапый,
Широко расствив лапы,
Мы пойдем, ребята, в лес.
Там в лесу полно чудес.
В лесу зайца увидали,
Вместе с зайкой поскакали-
Пойдем с пятки на носок.
Не шумите тише, тише
Мелким шагом, будто мыши
По кустом пробежали, на полянку мы попали.
И, как птички, мы попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо,
Завтра повторим еще.
Ты мой друг, и я твой друг-
Встанем все в большущий круг,
Всем здоровья пожелаем,
Игры наши начинаем.
II. Подвижные игры.
-Сегодня в нашем лесу мы с вами будем играть в игры народов Севера.
1.Игра «доброе утро, охотник»!
Выбирают двух «пастухов», остальные «олени». «Олени» становятся внутри круга, «пастухи» находятся за кругом, друг против друга.
По сигналу ведущего (1,2,3 – лови!) «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», те убегают от мяча.«Олень», в которого попал мяч, считается отбытым от стада, пойманным.
После 4-5 бросков, подсчитывается количество пойманных «оленей»(мяч надо кидать только в ноги играющих.
2.Игра «Отбивка оленей»
Игроки становятся в круг, водящий –«охотник» — ходит за спинами игроков.
Неожиданно «охотник» прикасается к одному из игроков. Этот игрок поворачивается и произносит:«Доброе утро, охотник!», затем они идут по кругу в противоположных направлениях. Обойдя полкруга, игрок и «охотник» встречаются, игрок снова говорит: «Доброе утро, охотник!», затем оба бегут обратно, чтобы занять оставшееся пустое место. Тот, кто не успел это сделать, становится «охотником».
3.Игра «2 мороза» (Красный Нос. Синий Нос)
Вместе:«Мы два брата молодые, два мороза удалые:
Кр. Нос:Мороз — Красный Нос.
Син. Нос:Мороз – Синий Нос.
Вместе:Кто из вас решится в путь — дороженьку пуститься.
Ребята хором:«Не боимся мы угроз, и не страшен на мороз!»
Прибегают из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Кого задели, тот считается «замороженным» (в такой позе и стоят).Если «замороженных» больше, игра прекращается.
4.Игра «Убей медведя»
Игроки становятся в круг. В центре на стуле («пеньке») сидит «медведь», рядом его «страж». Они держат двумя руками за концы скакалку (обруч).
Игроки осторожно придвигаются к «медведю» и «стражу»,стараясь «убить медведя»,т. е. коснуться его. Во время «нападения», «медведь» не может оставить свое место и веревку. Игрок на которого накинули веревку, считается пойманным и выбегает из игры. повторить 2 раза)
III. Итог.
Быстро за руки возьмемся
И в кольцо одно сольемся.
Руки ближе – малый круг:
Ты мой друг, и я твой друг.
Ножки выше – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Наши дети порезвились,
«лесу» низко поклонились.
Мы беречь природу будем
И болеть с тобой не будем
Всем здоровья пожелаем,
Дружно в класс все пошагаем.
_ Молодцы, ребята! Занятие закончено. Идем в класс.
Занятия физическими упражнениями (спортивный час) в группах продлённого дня (гпд)
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ (СПОРТИВНЫЙ ЧАС) В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ (ГПД)
Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.
Занятия проводятся воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:
- создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
- достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
- продолжение совершенствования жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
- закрепление у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке и проведении занятий.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют обще развивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д.
Основная форма занятий в ГПД — урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно.
Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.
Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня.
При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I– II, III – IV, V – VI, VII – VIII, IX – X классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячами, булавами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.
Среди подвижных игр предпочтительнее народные, умелое использование которых обогащает содержание занятий.
Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений.
При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки.
В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.
Характеристика внешних признаков утомления
Внешние признаки
Небольшое
Среднее
Выраженное
Окраска кожи
Лёгкая
Значительная
Бледность или синюшность
Потливость
Незначительная
Большая
Чрезмерная
Выражение лица
Спокойное
Напряжённое
Страдальческое
Характер дыхания
Учащённое, ровное
Учащённое, периодически глубокие вдохи и выдохи
Резко учащённое, поверхностное и аритмичное
Координация движений, внимания
Чёткое выполнение команд
Неуверенные движения, нечёткое выполнение команд
Дрожание конечностей, отставание в ходьбе от группы
Жалобы
Нет
Усталость, боль в мышцах, сердцебиение
Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.
Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели – обеспечению активного отдыха учащихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.
Вместе с тем физкультурные занятия в продлённом дне не должны быть отданы на самотёк. Наоборот, ими следует умело управлять, руководить, направляя действия ученического коллектива, поощряя инициативу.
Для этой цели важно тщательно продумывать содержание формы занятий и, учитывая интересы учащихся постоянно наблюдать за их отношением к тем или иным видам физических упражнений, чаще разнообразить набор подвижных, народных и спортивных игр.
При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий.
В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.
Например, начать занятия с медленного равномерного бега, чередуемого с ходьбой, бегом «змейкой», с изменением направления, с преодолением небольших препятствий (гимнастическая палка, прыжковая планка, естественные преграды).
Длительность бега, высота и сложность препятствий выбирается в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега следует выполнить несколько обще развивающих упражнений типа потягиваний, наклонов, приседаний, выпадов, махов и др. Затем перейти к упражнениям, запланированным на данном занятии.
Можно использовать и другие варианты начала занятий. Например, провести с учащимися одну-две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
Организованная часть занятий под непосредственным руководством воспитателя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных учащимся на уроках физической культуры как домашние задания.
Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках физической культуры.
Время для спортивного часа выделяется исходя из примерного режима продлённого дня, предусматривающего пребывание детей на открытом воздухе, занятия играми, прогулки (примерный режим – приложение 2).
Учащиеся подготовительных – II классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
- упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;
- ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
- бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
- прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку;
- метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству учащихся в группе.
Однако в основе занятий с учениками подготовительных – II классов должны быть подвижные и народные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и незнакомых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.
При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении учебного заведения, в рекреациях. В этих случаях используются игры низкой и средней интенсивности.
Учащиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок).
Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность. Разумеется, все эти виды простейших соревнований проводятся в игровой форме и не должны требовать специальной подготовки.
Для них интересны также спортивные различные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, удочка, кегли и др.
Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах и коньках, различные игры с зимним инвентарём. Мальчики могут играть в хоккей с шайбой и мячом, причём по этим видам желательно проводить простейшие соревнования. Однако зимой не следует ограничиваться занятиями лыжами, коньками, санками, хоккеем.
Можно и нужно заниматься и другими перечисленными выше упражнениями, но для этого надо соответственно подготовить площадки (утрамбовать снег или очистить от снега).
Предлагаем примерные варианты планирования занятий спортивного часа для учащихся подготовительных – II классов:
Весенне-осенний период.
Вариант 1.
Организованный выход, построение.
Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.).
Комплекс обще развивающих упражнений в движении:
- руки через стороны вверх — вдох, то же вниз выдох (4-6 раз);
- круги руками вперёд и назад (по 10 раз);
- руки на пояс, ходьба в приседе — гусиный шаг (15-20 секунд);
- подскоки толчком двумя в приседе (15-20 секунд).
Самостоятельные игры и развлечения по интересам («классики», прыжки со скакалкой, «резинка», футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).
Вариант 2.
Организованный выход, построение.
Самостоятельные игры и развлечения по интересам.
Зимний период.
Вариант 1.
Организованный выход, построение.
Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).
Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
Катание с горок. Вариант 1 — проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне («ворота»). Вариант 2 — объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время).
Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием санок, лыж, коньков и др.
Вариант 2.
Организованный выход, построение.
Самостоятельные игры и развлечения по интересам.
Программа «Спортивный час в гпд»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 343
ВОАО ДО города Москвы
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»: Методист ДТД и М «Восточный» Зам. директора по УВР_______________ ____________________«___»_________ 20__ г. «__»____________20__ г.ПРОГРАММА
«Спортивный час в ГПД»
Соколова Юлия Геннадьевна
учитель физической культурыГОУ СОШ № 343
Москва, 2009 годПояснительная запискаСпортивный час в группах продлённого дня (далее ГПД) способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности.
Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков.
Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.Занятия проводятся воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование.
На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:
- создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
- достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
- совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
- воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке и проведении занятий.Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах. Основная форма занятий в ГПД — урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Оздоровительные занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной обучающимися в течение учебного дня.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям. Примерная организация занятия:
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений. В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки.При выраженном утомлении следует предложить обучающимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.Учитывая интересы обучающихся, воспитатель (учитель) должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели – обеспечению активного отдыха обучающихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности. Организованная часть занятий под непосредственным руководством воспитателя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных обучающимся на уроках физической культуры как домашние задания.Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков обучающихся, полученных на уроках физической культуры. Обучающиеся младших классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
- упражнения с большими и малыми мячами, футболами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;
- ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
- бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
- прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку, скакалочку;
- метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству обучающихся в группе.Однако в основе занятий с учениками младших классов должны быть подвижные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и новых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении государственного образовательного учреждения, в рекреациях. В этих случаях используются игры низкой и средней интенсивности.Обучающиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность и т.д. Учитель физической культуры школы № 343 ВАО г. Москвы Соколова Ю.Г.ПРИМЕРНАЯ ПОУРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Спортивный час в ГПД»(3 – 4 класс)
количество занятий: 32 (один раз в неделю)
I полугодие
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности.
1. Рассказать о правилах безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми на спортивной площадке.2. Провести игру «Салки» (различные варианты), «Пионербол».3. Комплекс упражнений на удержание правильной осанки (1-2 упражнения).
Занятие № 2 — 3
Тема: Совершенствование умения быстро бегать, воспитание дисциплинированности.
1. Формирование навыков быстрого реагирования на сигнал в игре «Ворона и воробьи».2. Развитие скорости движений, быстроты реакции в эстафетах с элементами лёгкой атлетики: бег, прыжки, метание в цель («Кто самый быстрый…» и т.д.).
Тема: Формирование навыков владения мячом.
Тема: Отработка навыка владения мячом.
Занятие № 6-7
Тема: Формирование умения быстрого реагирования на сигнал, воспитание чувства ответственности перед коллективом, товарищества.
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
Тема: Закрепление навыков владения мячом в играх и эстафетах.
Занятие № 10
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности в спортивных играх.
1.Напомнить правила безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми в спортивном зале.
2. Совершенствование двигательных способностей владения мячом в играх гандбол (д), мини — футбол (м), в игре «Пионербол».3. Повторить комплекс упражнений для глаз (2-3 упражнения).
Занятие № 11
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре, воспитание дисциплинированности.
1. Развитие выносливости в различных вариантах «Салок» с элементами гимнастики («Салки – упор присев», «Салки – группировки»).2. Отработка умения владеть мячом в игре «Пионербол», умения передач и ловли мяча — «Гонка мячей по кругу», «Мяч водящему»..
Занятие № 12
Тема: Отработка умения точного попадания по подвижной цели в играх с метанием.
Занятие № 13, 14
Тема: Закрепление двигательных умений в эстафетах с элементами гимнастики и умения точного попадания и владения мячом.
1.Развитие навыков меткого попадания по подвижной цели в игре «Перестрелка».2. Развитие двигательных способностей в эстафетах типа «Весёлые старты» — полоса препятствий.3. Провести дыхательную гимнастику (1 -2 упражнения)
Занятие № 15
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
Занятие № 16
Тема: Отработка умения владеть мячом, воспитание умения не нарушать правила игры.
1. Развитие координации, быстроты движений, ловкости в эстафетах с элементами полосы препятствий.2. Отработка навыка владения мячом в игре гандбол, мини-футбол (по упрощённым правилам).3. Упражнения на формирование правильной осанки.
II полугодие
Занятие № 1(16)
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, умения точно бросать мяч, воспитание дисциплинированности.
1. Рассказать о правилах безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми в зимний период на свежем воздухе (с лыжами и санками).2. Провести игру «Салки» (различные варианты), «Перестрелка», «Охотники и утки».
Занятие № 2 – 3(17 — 18)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах, воспитание дисциплинированности
1. Развитие выносливости в игре на лыжах «За вожаком», «Борьба за флажки» (кто без лыж – футбол на снегу, игра «Взять крепость»).2. Отработка умения держать равновесие, стоя на одной лыже – игра «Карусель».
Занятие № 4 (19)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники спуска в «ворота», воспитание чувства ответственности и сопереживания за команду.
1. Развитие скоростной выносливости в игре «Все за вожаком» (кто без лыж – футбол на снегу, метание снежков в цель).2. Отработка техники спуска в «ворота» — «Спуск в ворота», «Не задень» (на лыжах и санках).
Занятие № 5(20)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники одноопорного скольжения.
1. Развитие выносливости в игре «Гонка с гандикапом».2. Отработка техники одноопорного скольжения в игре «Сделай меньше шагов».
Занятие № 6 — 7 (21 — 22)
Тема: Совершенствование техники передвижения на лыжах, спусков и подъемов.
1. Развитие выносливости в игре «Все за вожаком», «Кто быстрее» (кто без лыж – футбол на снегу, метание снежков, подвижная игра «Взять высоту»).2. Отработка техники спуска в «ворота» — «Спуск в ворота», «Не задень» и др.
Занятие № 8 (23)
Тема: Совершенствование двигательных способностей в эстафетах на лыжах и с санками.
Занятие № 9 (24) — 10 (25)
Тема: Контроль умения самостоятельной организации игр на лыжах и санках, воспитание организованности.
Игры по выбору учащихся, свободное катание на лыжах и санках.
Занятие № 11(26)
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре, развитие быстроты и внимательности.
Занятие № 12 (27)
Тема: Отработка умения владеть мячом в играх – эстафетах, воспитание честности.
Занятие № 13 (28)
Тема: Отработка умения владеть мячом в играх с элементами волейбола.
Занятие № 14 (29)
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре футбол, «Охотники и утки», «Пионербол».
Занятие № 15 (30)
Тема: Отработка умения выполнять легкоатлетические упражнения, воспитание чувства коллективизма, сопереживания за команду.
Занятие № 16 (31)
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
Занятие № 17 (32)
Тема: Отработка умения самостоятельно организовывать игры.
https://storm24.media/news/207864