Гимнастика на бревне: дисциплина для самых гибких девушек
Содержание
Спортивная гимнастика – относительно немолодой, но не утративший со временем популярности захватывающий дух публики вид спорта. Его суть заключается в выполнении различных упражнений на специальных снарядах, зачастую под музыку. Рассматривают два варианта появления термина «гимнастика»: от «gymnazo» – тренировать, и «gumnos» – голый. Происхождение наименования обосновывается тем, что древнегреческие спортсмены соревновались нагишом. Одним из направлений спортивной гимнастики являются выступления на бревне.
Что представляет собой спортивная гимнастика?
Гимнастика – это своеобразный фундамент, без которого сложно освоить многие другие виды спортивных дисциплин. Немало базовых элементов из гимнастики входят в основные тренировки по другим разновидностям спорта. По этой причине можно констатировать, что большинство спортсменов независимо от изучаемой дисциплины частично занимались гимнастикой.
Спортивная гимнастика популярна как среди женщин, так и среди мужчин. Она позволяет гимнастам выражать свою индивидуальность, одновременно формируя новые навыки. Ежегодно по всему миру проводятся зрелищные соревнования на брусьях, на перекладине, в опорных прыжках, на бревне и др. Демонстрация эффектных выступлений требует от гимнаста наличия не только физических качеств, например, гибкости, силы и т. д., но и волевых. Таким образом, для того чтобы соответствовать всем требованиям этого вида спорта, гимнасты вынуждены сутками напролёт пропадать в залах, оттачивая своё мастерство. Рассмотрим подробнее, как зародилась и сформировалась как вид спорта гимнастика.
Основные направления спортивной гимнастики
Ниже представлены стандартные направления в спортивной гимнастике.
Для девушек и парней
- Брусья. Для девушек упражнения предполагают выполнение всевозможных элементов вокруг двух шестов разной высоты. Для парней программа содержит энергичные и неподвижные составляющие. Спортсмен обязан использовать всю площадь снаряда во время работы с ним, делать элементы как над, так и под жердями, а конец программы должен быть ярким. Высота брусьев такова: для парней – 1 м 75 см, для девушек – 1 м 65 см.
- Вольные упражнения. Действия выполняются на специальной поверхности, которая довольно прочна для реализации прыжков и одновременно позволяет гимнастам мягко приземляться. Свободные упражнения представляют собой сочетания из одиночных элементов и их разных связок, зависящих от самого исполнителя. Судьи оценивают оригинальность и сложность выступления, правильность и уверенность реализации всех элементов. Продолжительность выступления – не больше 1 мин 10 сек для парней и полторы минуты – для девушек.
- Опорный прыжок. Производится с разгона, при этом спортсмен предварительно опирается на специальную дощечку. Исполнитель разгоняется по особому ковру, совершает основной толчок ногами и вспомогательный прыжок руками от жерди. Парням предоставляется один заход, у девушек их два, по итогам которых рассчитывается общий балл. Оценка судьи зависит от высоты и дистанции прыжка, его трудности и качества выполнения.
Только для девушек
- Бревно. Упражнения содержат обширную программу из энергичных и неподвижных составляющих, выполняемых в любых положениях. Гимнасты обязаны применять всю площадь снаряда. Оценка судей зависит от пластичности, умения удерживать баланс и сложности выполнения элементов. Регламент выступления – 1 минута 30 секунд.
Только для парней
- Конь. Элементы имеют ряд комбинаций из разнообразных составляющих с ногами и стойками на руках, с использованием особого бревна с ручками. При оценивании выступления судьи обращают внимание не только на техническую составляющую, но и на то, насколько была задействована площадь снаряда.
- Кольца. Упражнения показывают пластичность и силовую подготовку гимнаста, а составляющие этих элементов достаточно сложны. Кульминация представления должна содержать акробатический трюк.
- Перекладина. Во время выступления гимнаст представляет зрителям разновидности хватов и навыки их переходов. Реализуя элементы вокруг снаряда, спортсмен не должен прикасаться к нему телом.
Существует стандартная последовательность представления комплекса упражнений. Она различается в зависимости от пола спортсмена.
Правила соревнований
Спортивная гимнастика представляет собой дисциплину, по которой проводится ряд соревнований. В их основе лежат различные гимнастические элементы и снаряды. Актуальная программа всемирных турниров включает в себя:
- Разновысокие брусья;
- Свободные упражнения;
- Опорные прыжки;
- Программа на кольцах;
- Элементы на коне;
- Параллельные брусья;
- Упражнениях на жердях.
Каждый гимнаст самостоятельно составляет программу своего выступления, ориентируясь на требования судей. Рассмотрим подробнее, как проходят соревнования в одном из спортивных направлений – бревно.
Что представляет собой гимнастическое бревно?
Бревно является одним из основных снарядов в спортивной гимнастике. Оно представляет собой горизонтальный деревянный брус 5 м на 10 см, установленный на высоте 1 м 25 см. Соревнования на этой колоде проводятся только среди женщин и включают три этапа: подъём на брус, непосредственно программа и заключительный соскок.
Производят бревно из различных деревьев хвойных пород, благодаря чему оно довольно крепкое и не прогибается под гимнастом. Как правило, основным материалом является клеёный брус, поскольку этот тип является самым практичным и долговечным. Снаружи снаряд покрыт кожей или замшей, что делает его более приятным на ощупь. В отличие от уличных брёвен, снаряды, предусмотренные для зала, имеют Т-образную форму ножек, поэтому их установка не требует дополнительного прикручивания к полу. Вес гимнастического бревна относительно небольшой – 50 кг, следовательно, его перемещение не составляет труда.
Типы брёвен
Гимнастическое бревно является неотъемлемым снарядом для спортсмена. Существует три его разновидности, которые используются в учебных целях:
- Мягкие брёвна представляют собой гибкую ленту 5 м на 10 см, предназначенную для обучения и подготовки спортсмена к более высокому снаряду. Такая лента высотой не более 1 см, поэтому она идеально подходит для выполнения элементов на замкнутом пространстве без боязни упасть.
- Напольные брёвна также являются учебным снарядом в основном для детей, ширина которого может достигать 22 см, длина – 150 см, а высота с ножками не превышает 40 см.
- Универсальные брёвна в отличие от классических имеют ножки, которые позволяют регулировать высоту колоды. Такой снаряд даёт возможность перебороть боязнь высоты: установив его поначалу на минимум, можно постепенно увеличивать высоту.
Эти виды брёвен помогают новичкам быстрее освоить классический гимнастический аналог.
Дополнительное снаряжение
Занимаясь на гимнастическом бревне, необходимо использовать вспомогательные снаряды:
- Маты. Распределяя их вокруг колоды, гимнаст обеспечивает безопасность и уменьшает шанс получить травму в результате падения. При обучении мягкие маты можно раскладывать до высоты самого бревна, а также класть на сам снаряд, чтобы сделать его более мягким.
- Специальный мостик. Он применяется для подъёма на бревно. После запрыгивания гимнастический мостик убирают для предотвращения повреждений в случае неудачного приземления.
Пренебрежение использованием дополнительного снаряжения может повлечь за собой не только наличие травм, но и наложение на спортсмена санкций.
Характер соревнований
По виду состязания на бревне делятся на:
- Индивидуальные, когда засчитываются только личные результаты гимнаста;
- Групповые, когда результат команды зависит от каждого гимнаста;
- Индивидуально-командные, когда засчитываются результаты как всех членов группы, так и каждого участника в отдельности.
Состязания также бывают:
- Классификационные, проводимые в строгом соответствии с правилами;
- Неклассификационные, реализуемые по особой программе.
Характер состязаний зависит от Положения о соревнованиях (олимпийская или круговая).
Допуск участников к соревнованиям
Допуск спортсменов к соревнованиям осуществляется:
- на основании личного заявления гимнаста;
- на основании разрешения о допуске медицинской и антидопинговой комиссии;
- по достижении участником установленного Правилами возраста.
Если хоть один из вышеперечисленных пунктов не будет соответствовать установленным нормам, то спортсмен не сможет принять участие в соревнованиях.
Градация спортсменов по возрасту
Как уже было упомянуто выше, на бревне выступают исключительно женщины. Градация гимнасток по возрасту такова:
- девочки – с 6 до 9 лет;
- девушки – с 10 до 12 лет;
- юниорки – с 13 до 15 лет;
- женщины – от 16 лет.
Распределение гимнасток по группам позволяет каждому из спортсменов иметь примерно равные шансы на победу, а судьям – выставить объективную и справедливую оценку.
Требования к костюму
Правилами спортивной гимнастики в части дисциплины «Бревно» к внешнему виду участниц предъявляются определённые требования. Так, спортсменки обязаны быть одеты в гимнастический купальник или комбинезон. Девушкам также разрешено надевать лосины подходящего цвета. Костюмы, предназначенные для командных выступлений, должны быть одного цвета.
Участницам соревнований следует соблюдать вышеперечисленные нормы в том числе потому, что внешний вид гимнастки непосредственно влияет на результат соревнований.
Система судейства
В состав жюри входят:
- 1 главный судья;
- 2 судей, которые следят за сложностью выполняемых элементов;
- 6 судей, которые наблюдают за технической правильностью реализуемых упражнений.
Кроме того, жюри отдаёт команды о начале и окончании турнира, следит за временем выступления, фиксирует результаты гимнастов. Судьи также отвечают за то, чтобы соблюдались все правила состязаний, и при их нарушении налагают санкции.
Во время выступлений эксперты не имеют право переговариваться или покидать своё место. Они должны вести себя в соответствии с требованиями этики, владеть основами гимнастики, фиксировать с использованием специальных символов итоги, после чего передавать их главному судье.
Элементы упражнений, выполняемых на бревне
Классическими элементами, реализуемыми на бревне, являются:
- Подъём. С разгона гимнастка запрыгивает на снаряд, используя специальный мостик. Это упражнение может как сопровождаться акробатическими трюками, так и проводиться без них.
- Прыжок. Нужен для пущей эффектности программы, обычно выполняется между различными более впечатляющими элементами.
- Разворот. Позволяет переместиться в более удобное место на бревне с целью реализации акробатического действия.
- Статика. Подразумевает фиксацию в красивых стойках в среднем на пять секунд.
- Акробатика. Считается наиболее сложной и захватывающей частью выступления. Именно за выполнение переворотов и кувырков спортсменкам присуждаются самые высокие баллы на соревнованиях.
- Спуск. Заключительный элемент в программе, который обычно содержит сальто.
Наличие и правильное выполнение всех элементов дают возможность гимнастке претендовать на первенство в соревновании.
Система оценивания выступлений
Каждый элемент оценивается от 0 до 10 баллов с т. н. «сбавками в баллах». При вычислении итоговой оценки наименьшая и наибольшая из них не учитываются, а из двух средних оценок четырёх судей вычисляется средний балл. В командных соревнованиях результаты суммируются.
Сбавки за ошибки в технике выполнения того либо иного элемента:
- незначительные ошибки – 0.1 балла;
- средние ошибки – 0.3 балла;
- грубые ошибки – от 0.5 до 1.0 балла.
Сбавки в баллах выносятся за нарушения следующих правил:
- несоответствие внешнего вида одного гимнаста – 0.3 балла;
- помощь, позволяющая удачно выполнить элемент – от 0.3 до 0.5;
- нарушение требований в одежде всей командой – 0.5.
Судьи выставляют оценки независимо и по внутреннему убеждению, основанному на многолетнем опыте.
С чего началось развитие гимнастики?
Общепринято полагать, что гимнастика родом из Древней Греции, однако местные жители называли этим понятием не одну дисциплину, а всю систему телесного образования. Большинство таких тренировок и связок были придуманы ещё 3,5 тысячи лет назад в Древних Китае и Индии, где они использовались в оздоровительных целях.
Некоторое время гимнастика была незаконна в христианской культуре, и её последователи даже подвергались гонениям. Это было связано с превратной уверенностью предков в том, что занятия физкультурой способствуют созданию культа тела, и при этом человек якобы забывает о развитии души. В 393 году гимнастические упражнения были строго-настрого запрещены в христианском мире.
В 476 году с падением Римской империи гимнастика была позабыта. Однако в середине XIV-го века благодаря развитию идей гуманизма этот вид спорта вышел из забвения и стал набирать популярность. Стоит отметить, что этот процесс продолжается до сих пор.
В программу Олимпийских игр спортивная гимнастика как дисциплина была включена в 1896 году. Изначально в соревнованиях разрешалось участвовать исключительно мужчинам, но в 1928 году появились и женские состязания.
Зарождение гимнастики в России
В нашей стране первой из официальных лиц уделила внимание гимнастике Екатерина II. Вычитав в своё время про безусловную полезность этих упражнений, императрица постановила указ о введении дополнительных уроков в Смольном институте.
В 1883 году в Москве была открыта первая организация «Русское гимнастическое общество», во главе которой стоял известный писатель Гиляровский В. А. В тот же период в доме Редлиха на Страстном Бульваре был открыт первый спортивный зал, в котором могли заниматься все желающие. Интересным фактом является то, что оборудование помещения было осуществлено за счёт средств, которые собрали сами любители гимнастики. В 1885 году 11 спортсменов впервые приняли участие на состязаниях, прошедших в столице. Тем самым было посеяно благое семя популяризации гимнастики в России.
Пик популярности гимнастики как вида спорта пришелся на советский период: именно в ту пору дисциплина стала одной из самых любимых и востребованных среди масс. Немаловажное значение на развитие гимнастики оказала Всесоюзная спартакиада, которая состоялась в 1928 году. Тогда в соревновании приняло участие пять команд.
В 1932 году в городе Ленинград было организовано Второе всесоюзное первенство по спортивной гимнастике. Численность участников того мероприятия увеличилась до 70-ти человек. Начиная с 1933 года такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.
Федерация спортивной гимнастики Советского Союза в 1949 году была включена в состав соответствующей международной организации. В 1952 году наши гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх.
Стоит также отметить, что в СССР была разработана эффективная методика подготовки спортсменов к Олимпийским играм, благодаря которой отечественная публика поныне по праву может гордиться достижениями своих спортсменов. Известно, что без хороших наставников никакая система не поможет добиться высоких результатов. В числе достойнейших тренеров России по гимнастике можно выделить Сергаеву Татьяну Владиславовну, Винер-Усманову Ирину Александровну, Горбулину Наталию Македоновнау, Янину Аллу Николаевну, Шаталину Веру Николаевну, Зарипову Амину Василовну, Карпушенко Елену Львовну, Штельбаумс Веру.
Книги
Проникнуться душой или просто узнать больше о дисциплине «Гимнастика на бревне» помогут книги:
- Усольцева О. «Спортивная гимнастика». Содержание этого издания направлено на изучение основ вида спорта и тренировок. Читатель может больше узнать о техниках свободных упражнений, о элементах на брусьях или на бревне, кольцах и других снарядах. Книга является отличным источником знаний и подходит как для гимнастов, так и для тренеров.
- Ольга Корбут. «Жила была девочка». Автор в своей книге повествует о нелёгкой судьбе спортсменки, о её первых шагах по гимнастическому бревну, о счастливых эпизодах командной работы, о тяжёлом этапе ухода из спортивной гимнастики и дальнейшей жизни знаменитой гимнастки.
- Коренберг В.Б. «Женщины, бревно». Учебное пособие предназначено для девушек и содержит множество техник упражнений на бревне. Различные схемы и рисунки делают процесс чтения более увлекательным.
- Михаил Андросов «Вольные упражнения». Издание повествует о жизни гимнастки, которую исключили из спортивной школы и перевели в обычную. Благодаря целеустремлённости, силе воли и огромной любви к гимнастике девушка остаётся верна своему делу. По мере прочтения книги можно проследить личностный рост юной спортсменки, для которой спорт стал единственной опорой в жизни.
Можно уверенно констатировать, что за последние десятилетия популярность спортивной гимнастики не только не ослабла, но и возросла, причём как среди участников, так и среди зрителей. Одни до изнеможения тренируются в зале, другие скупают билеты на выступления. Вывод один: в гимнастику невозможно не влюбиться!
Турнир:
Чемпионат Португалии. Примейра-Лига
Упражнения по физкультуре на бревне. Тема: «Методика обучения упражнения на бревне и акробатической комбинации
Бревно гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена. На бревне выполняются: передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы. Любое гимнастическое упражнение представляет собой сочетание отдельных элементов и их соединений. На бревне выполняются: передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы. Любое гимнастическое упражнение представляет собой сочетание отдельных элементов и их соединений.
Основы техники упражнений I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.). II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотами танцевальные движения, акробатические элементы. III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): подскоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др. I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.). II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотами танцевальные движения, акробатические элементы. III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): подскоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др.
К наиболее простым вариантам равновесий относятся равновесие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди в седе углом, руки в стороны и др. К наиболее простым вариантам равновесий относятся равновесие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди в седе углом, руки в стороны и др.
Соскок из упора на колене махом другой ногой назад; то же из упора присев на одной прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой Соскок из упора на колене махом другой ногой назад; то же из упора присев на одной прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой
Без набора специальных снарядов. Все они представляют сложность для спортсменов в той или иной мере. Самым оригинальным и необычным местом совершения невообразимых по сложности упражнений является бревно гимнастическое. Оно требует от спортсмена не только ловкости и силы для выполнения элементов, но и отличного чувства равновесия.
Гимнастика
Еще в пятом веке в Древней Греции был известен термин «гимнастика». Он подразумевал определенный набор упражнений для здоровья, военного искусства и образования. Греки использовали гимнастику для подготовки военных и для физического развития. Считалось, что упражнения воспитывают храбрость и чувство благородства. Они развивают силу, ловкость, быстроту, красоту, грацию.
Гладиаторы использовали ее в своей подготовке для улучшения быстроты реакции и повышения выносливости. В эпоху Возрождения для всестороннего развития молодежи занятия гимнастикой были обязательны.
В 1881 году была создана Европейская гимнастическая ассоциация, в 1987 году она стала Международной Федерацией гимнастики. В 1896 году в Афинах гимнастика была включена в программу Олимпийских игр. Правда, только для мужчин. Женская гимнастика на Олимпиаде появилась в 1928 году, а в 1936 было включено в программу бревно гимнастическое. Индивидуальный зачет на снаряде спортсменки впервые разыграли в 1952 году.
История
Ранее для развития у спортсменов чувства равновесия применяли горизонтально закрепленные доски. Они поддерживались на некоторой высоте несколькими опорами. На них отрабатывали упоры, повороты, ходьбу, наскоки и соскоки.
Использовали такой тренажер не только гимнасты, но и легкоатлеты. Впервые ствол дерева в качестве тренажера придумал использовать спортивный немецкий педагог Иоганн Кристоф Фридрих Гутсмутс. Только со временем усовершенствованный снаряд стал официально признанным в гимнастике. Гимнастическое бревно помогает развивать вестибулярный аппарат, вырабатывает чувство баланса и равновесия.
Конструкция
Из названия снаряда понятно, о чем идет речь. Собственно, это и есть горизонтальный брус, очень прочный, установленный на две стойки. Стандартная длина для соревнований — 5 метров, ширина гимнастического бревна — 10 см, его высота — до 16 см, высота самого снаряда может регулироваться до 120 см от уровня пола.
Изготавливается из хвойных пород деревьев. Может представлять цельный брус или клееный из листов фанеры. Сверху обязательно покрытие с антискользящей пропиткой. Оно может быть твердым или мягким. Углы и края закруглены по всей длине бревна. Снаряд снабжен двумя регулируемыми стойками, выполненными из металла.
Производители спортивного оборудования гарантируют качество своих изделий, надежность креплений и максимально возможную безопасную эксплуатацию снаряда.
Упражнения на бревне
Выступление на этом снаряде занимает всего 60-90 секунд и состоит из трех этапов: наскок (подъем на снаряд), выступление, соскок. Гимнастическое бревно позволяет спортсменкам выполнять самые разнообразные элементы, они имеют свою классификацию:
- Наскок. Это начало выступления, когда гимнастка запрыгивает на снаряд, обычно с помощью мостика. Прыжок может быть простым или усложненным элементами гимнастики (круг, мах, горизонтальный упор) или акробатики (сальто, переворот).
- Прыжок. Они могут выполняться из различного положения — согнувшись, в группировке. Усложненный вариант — с разведением ног в горизонтальный шпагат.
- Поворот. Спортсменка может выполнять их на ноге, спине или животе. Положение тела тоже различно: с согнутой ногой или с вертикальным шпагатом.
- Статический элемент. Его выполнение, согласно правилам, требует фиксации не менее двух секунд. К ним относят шпагаты, стойки, мосты.
- Акробатический элемент. Самая сложная и зрелищная часть выступления. В эту группу входят сальто, перевороты из самых разных положений, кувырки, упоры.
- Соскок. Концовка выступления, как правило, сальто (одинарное или многократное) в различных вариантах, простые и усложненные с поворотами.
Бревно гимнастическое — исключительно женский снаряд. В мужской спортивной гимнастике соревнуются на кольцах, брусьях, в вольных упражнениях и коне.
Виды бревен
Есть несколько разновидностей этого спортивного оборудования:
- Бревно гимнастическое напольное. Выпускаются различные модели. Есть небольшие — длиной всего 1,5 метра, шириной 10-22 см, для детских садиков. Для спортивных секций используют модели длиной от 3 до 5 метров, шириной 10 см, высотой над полом не более 40 см. Выпускаются в двух вариантах: с мягким или жестким покрытием.
- Бревно гимнастическое универсальное. Этот снаряд позволяет изменять высоту над полом, максимально до 120 см. Тоже выполняется с жестким или мягким покрытием.
- «Мягкие» бревна. Представляют собой ленту длиною 5 метров, шириною 10 см, используются на тренировках.
- Бревна могут быть выполнены из алюминия, покрытые эластичной набивкой с использованием гигроскопичного материала.
Дополнительно промышленность выпускает специальные увеличители поверхности (насадка жесткой конструкции), точнее, ширины снаряда, обтянутые искусственной кожей. Крепится к поверхности с помощью липкой ленты. Кроме того, есть еще и мягкие насадки, выполненные из специальной ткани. Усовершенствованные подпорки позволяют регулировать высоту (стандартная градация 5-10 см) без необходимости перекладывать маты. Вес бревна компенсируется с помощью специальной пружины, наполненной азотом. Для перемещения снаряда сконструированы специальные тележки.
Характеристика упражнений на гимнастических снарядах (женское многоборье)
Упражнения на бревне
Бревно — гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена.
Тренировка на бревне, степень устойчивости на котором значительно меньше, чем на полу, позволяет создавать новые навыки равновесия, повышая тем самым двигательные возможности занимающихся.
Этот снаряд можно также использовать для лазанья в смешанных висах, перелезаний через него и т. д.
Гимнастическое бревно можно применять и для группового выполнения упражнений в смешанных висах и упорах с целью совершенствования силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве.
Упражнения на бревне сочетают в себе элементы вольных и акробатических упражнений, а также опорных прыжков (различные «вскоки»). С точки зрения удержания равновесия все они являются упорами, хотя терминологическое название «упор» имеют лишь немногие из них, в основном простейшие, типа упор на одном колене, упор присев, упор лежа. Все упражнения на бревне являются неустойчивыми равновесиями. Оси, вокруг которых происходят вращения (типа поворотов, кувырков, сальто и переворотов), могут быть подвижными и неподвижными.
Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Последние обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам:
I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические
положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.).
II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотами s
танцевальные движения, акробатические элементы.
III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): под
скоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др.
Вскоки и соскоки (разные способы перехода с пола на снаряд и обратно) относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.
Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ц.т.т. над заданной площадью опоры, второй — со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей — с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси.
Бревно иногда еще называют воздушным козлом. Это спортивный гимнастический снаряд, который входит в обязательную программу турниров для женщин. На нем соревнуются на соревнованиях любого уровня, в том числе и на Олимпийских играх, как командного типа, так и в абсолютном первенстве. Сложность бревна состоит в удержании равновесия и опасностях при падении, так как поверхность снаряда твердая.
Характеристика
Колода являет собой брус, размещенный горизонтально с параметрами — 5 метров длиной и шириной 10 сантиметров, высота над уровнем пола — 1,25 метра. Поверхность твердая, но немного смягченная тонкой набивкой и покрыта кожей или замшевым покрытием. Чтобы не травмировать пятку, используют специальные накладки на стопы с амортизирующей подошвой.
Для тренировок в спортивной гимнастике используют еще низкое бревно, которое поднято до уровня колена. Оно предназначено для отработки упражнений на низкой высоте, чтобы не было травм при падениях. Для упражнений на равновесие также ставят бревно на пол. Когда нужно многократно повторить сложные упражнения на бревне, например сальто или другие перевороты через голову, занимаются просто на прямой линии, которая обозначает границу ковра для вольных упражнений.
Упражнения на бревне также делают в обычных школах, где гимнастика включена в школьную программу, но эти тренировки не имеют сложных акробатических элементов.
Выступления
Выступление состоит из этапов — подъем, выступление, соскок, длительность выступлений — 60 или 90 секунд, за это время спортсмен должен успеть выполнить программу, которая состоит из поворотов, прыжков, элементов акробатики, упражнений на равновесие.
Основа техники выполнения упражнений на бревне — умение сохранять равновесие. При выполнении упражнений на бревне у занимающихся совершенствуются функции вестибулярного аппарата, улучшается ориентация в пространстве, развивается приоцептивная и тактильная чувствительность, воспитываются смелость, решительность, ловкость. Упражнения на бревне включают большое разнообразие элементов: вскоки, прыжки и повороты, равновесия, акробатические элементы, соскоки.
Вскоки выполняются с места или с разбега, толчком о мостик одной или двух ног. Условно все вскоки подразделяются на группы, вскоки толчком ног с одновременной или предварительной опорой руками; вскоки толчком ноги на одну или обе ноги без опоры руками; вскоки прыжком на руки с предварительной фазой полета до опоры.
Вскок в упор присев выполняется с косого и прямого разбега. С небольшого разбега (2-3 шага), напрыгнув на мостик, опора руками на бревно. Отталкиваясь ногами, подать плечи вперед, поднять таз и согнуть ноги, перейти в упор присев.
Страховка и помощь. Стоя сбоку у мостика, поддержать одной рукой под плечо, другой под бедро.
Последовательность обучения : из упора лежа толчком двух упор присев; вскок в упор присев на коня с ручками или горку матов; из упора лежа с опорой руками на гимнастическую скамейку вскок в упор присев; из упора лежа с опорой руками на низкое бревно вскок в упор присев; вскок в упор присев на бревно (стандартное) с помощью и самостоятельно.
С разбега вскок в упор ноги врозь правой. Выполнив толчок ногами, поднять таз и, сгибая правую ногу, быстро разогнуть ее вперед и перейти в упор врозь правой.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать правой рукой за плечо, левой под бедро.
Последовательность обучения: из положения стоя имитация движения перемаха вперед согнув ноги (при сгибании ноги выполнять наклон вперед, голову опустить, руки вниз); вскоки на коня с ручками и перемахи, согнув ногу в упор ноги врозь; то же, через коня без ручек; с разбега (3-4 шага) вскок в упор ноги врозь перемахом, согнув правую с помощью и самостоятельно.
Вскок в упор присев на левой, правая в сторону на носок выполняется с разбега. После толчка ногами следует опора двумя руками, плечи слегка подать вперед, поднимая таз и сгибая левую ногу вперед в коленном и тазобедренном суставах, поставить ее на бревно, а левую с опорой на носок.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, со стороны опорной ноги, поддерживать одной рукой за плечо, другой под бедро.
Последовательность обучения: из упора лежа толчком двух упор присев на левой (правой), правую (левую) в сторону на носок; вскок в упор присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок на коня в ширину; то же из упора лежа с опорой рук на гимнастическую скамейку; то же на низком бревне вскок в упор присев на бревно с помощью и самостоятельно.
Вскок в сед на бедре. Во время напрыгивания на мостик поставить руки на бревно, после толчка ногами, сгибаясь, подать плечи вперед, согнуть ближнюю к бревну ногу и перейти в сед на бревно.
Страховка и помощь. Стоя спереди, поддерживать под плечи.
Последовательность обучения : освоить сед, сед на бедре; вскок в сед на бедро на коня в ширину; с разбега (2-3 шага) с прыжка с опорой на бревно сгибание и перенос тяжести тела на руки; вскок в сед на бедре на бревно с помощью и самостоятельно.
Повороты. При поворотах значительную роль играет удержание туловища в вертикальном положении. Как правило, все повороты выполняются на носках. При поворотах голова должна несколько отставать от движения туловища, затем опережать его.
Поворот плечом начинается движением рук в сторону вращения, затем включаются плечи и без промедления начинается мах ногой.
Повороты могут включаться в комбинации как самостоятельные элементы, так и д ля изменения направлений движения. Так, д ля изменения направления применяются в основном повороты на двух ногах стоя и в приседе на 90° и 180°. Для изменения направления движения после вскоков и переходов из более низкого положения в более высокое используются повороты в упорах, упорах присев, упорах на коленях, седах.
Как самостоятельные элементы используются повороты на одной ноге в высокой стойке: повороты из стойки продольно на 270°, 360°, 450° и 540°, повороты кругом из стойки поперек, махом одной вперед или назад (например, поворот плечом назад на 360° махом ноги назад из стойки поперек) и поворот на одной ноге в приседе на 180°, 360°, 540° и 720° махом ноги в сторону. При выполнении поворотов на одной ноге различают одноименные и разноименные повороты. Это зависит от того, происходят ли вращения в сторону одноименной опорной ноги или в противоположную.
Поворотам обучают в такой последовательности: на полу, гимнастической скамейке, низком, стандартном бревне.
Источник http://alvin-almazov.ru/rules/gimnastika-na-brevne-disciplina-dlya-samyx-gibkix-devushek/
https://elwatersport.ru/uprazhneniya-po-fizkulture-na-brevne-tema-metodika-obucheniya/