СЕРГЕЙ ЗЕЛИКСОН: ПРОТИВОРЕЧИЯ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ: «ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО ИЛИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВА?»

Большое количество детских спортивных школ сегодня занимается подготовкой спортсменов в спортивной гимнастике. Многие из них имеют весьма представительный статус школы – Олимпийского резерва, но это не только красивое словосочетание. Это определенные обязанности по уровню проведения тренировочного процесса, которые должны соответствовать по своим показателям – высокому Олимпийскому статусу. В школах Олимпийского резерва должно быть определенное количество спортивных групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования и наконец Высшего спортивного мастерства.

Как правило в таких организациях на бумагах все это в полной мере соответствует и отчеты о наличии младших, средних и старших разрядов в этих спортшколах из года в год сдаются в соответствующие организации контроля. Отчеты есть, разрядники в отчетах есть, даже Мастера Спорта есть, но только гимнастики, базовый уровень, которой позволил бы спортсменам соревноваться, как на российском и так и на международном помосте почти нет. Не каждая школа Олимпийского Резерва может просто выставить необходимое количество гимнасток для выступления команды на соревнованиях республиканского уровня. Даже для участия в личном первенстве не всегда во многих спортшколах находятся гимнастки, способные выступать на соревнованиях федерального значения.

Острый дефицит конкуренции, который испытывает сборная команда, практически не имея скамейки запасных, никаким образом не влияет на наличие статуса Олимпийского резерва у гимнастических спортшкол и они, имея наличие соответствующих групп продолжают готовить разрядников со слабым уровнем гимнастики, высоким процентом травматизма и высоким процентом потерь талантливых спортсменов. Гимнасты и гимнастки зачастую пытаются выполнять сложные гимнастические элементы, к которым очень слабо, либо совсем неподготовлены.

К сожалению, нет в стране организации, которая изучала бы отчеты по детским травмам, полученным в результате спортивной подготовки. Бытует мнение, что спортивная гимнастика очень травматичный вид спорта. Но найти и понять причины высокого уровня травматизма не так легко и просто. Ясно одно – без травм не обойтись, но ведь всем хотелось бы, чтобы уровень травматизма не зашкаливал.

Одной из причин травматизма в детской спортивной гимнастике я бы назвал несоответствие требований к количеству разрядников, занимающихся в спортивных группае у одного тренера и физическими возможностями обучать непосредственно самого тренера. Система оплаты труда тренеру, зависимость этой оплаты не только от квалификации занимающихся в группах, но и от их количества вступает в такие противоречия, что выход найти не так легко и просто.

При этом интересно отметить разницу между оздоровительной гимнастикой массовых разрядов и гимнастикой олимпийского резерва. Все-таки эти вещи должны, чем-то отличаться друг от друга уже с самого начала, не правда ли? Так ли нужна всем гимнастическим спортивным школам олимпийского резерва спортивная, а не оздоровительная гимнастика? Почему важен для школы Олимпийский статус?

Все тренеры гимнастических детских спортивных школ, которые занимаются набором в группы по спортивной гимнастике прекрасно знают, что с каждым годом становится все сложнее набрать пригодных к гимнастике детей. Состояние здоровья детишек уже от 4 лет оставляет желать лучшего. По разным причинам дети часто болеют. Болезни встречаются самые разные – от аллергии и астмы, до диабета и частых ОРЗ. Большой процент пропусков занятий детей в группах начальной подготовки из-за частых простудных заболеваний (иногда до половины сезона), не способствует навыкам, которые позволяют подготовить квалификационные разрядные требования. Но по правилам соревнований в спортивной гимнастике дети могут выступать только по тем разрядам, которые соответствуют их возрасту.

Например в 6 лет надо выступать по 3 юношескому разряду, в 7-8 лет по 2 и 1, а в 8-9 лет уже по 3 взрослому, при этом с лет 9 можно выступать и по 2 взрослому. В этом разряде проводятся весьма престижные соревнования всероссийского значения «Олимпийские Надежды», на которые в большом количестве приезжают дети со всей страны.

Так начинается большая тренерская и административная проблема противоречий – подготовка нужного количества разрядников для соответствия спортшколы статусу олимпийского резерва. Ведь для того, чтобы работа спортивной школы была признана успешной необходимо сдавать отчеты, в которых указывается сколько детей выполнили спортивные разряды по итогам учебного года и как правило, вышестоящие контрольно-административные учреждения ратуют за то, чтобы разрядников с каждым годом становилось все больше. Но возможно ли это в принципе?

Гимнастика с каждым последующим разрядом становится все сложнее. Вес спортсменок постоянно растет. Требуется значительное количество времени, чтобы безопасно осваивать разрядные нормативы. В женской гимнастике камнем преткновения является 3 взрослый разряд, а именно упражнения на брусьях, на которых каждой гимнастке из группы надо выполнить: связку, подьем разгибом и отмах в стойку. Чтобы обучить этим двум элементам, тренеру надо руками много раз подстраховывать каждую гимнастку. Не менее 300 подходов по 3-5 раз, пока спортсменка не окрепнет настолько, чтобы самостоятельно выполнить этот элемент. 3 взрослый разряд в женской гимнастике предусматривает возраст спортсменки не старше 8-9 лет .

Средний вес гимнастки в 9 лет составляет 24 кг. Количество занятий, которое согласно расписания положено проводить тренеру, равняется 6 раз в неделю по 2 часа. Количество занимающихся у одного тренера в группе по штатным требованиям должно быть не менее 7 человек. То есть, чтобы выполнить необходимый минимальный объем в 1500 подходов для обучения только одной связки подъема – разгибом и отмаха в стойку, одной гимнасткой по 3 взрослому разряду, тренеру потребуется перетаскать на руках 50 тонн и 400 кг. А если учесть, что из двух часов занятия, для укрепления необходимого и безопасного уровня только обще-физической подготовкой надо затратить практически один час, то на четыре снаряда приходится по 25 минут. Это означает по 3,5 минуты работы на снаряде на каждую гимнастку.

У детей, с которыми тренеры работают многие травмы случаются от сложности заданий, у детей, которые работают самостоятельно по заданию тренера, травмы бывают в основном случайные, но они появляются, как раз от недостаточного контроля со стороны тренера, который занят лучшими.

Тренеры смиряются с мыслью о том, что у них не получится работать на результат, что это крайне тяжело физически и связано со многими рисками и спокойно работают на массовость, получая при этом зарплату не намного меньшую или равную, чем те тренеры, которые пытаются работать на результат. При этом качество обучения тренером большой группы гимнасток оказывается настолько низким, насколько это возможно.

Что происходит с детьми, которые занимаются гимнастикой в этих двух направлениях ??

1.Те кто работает на результат, как правило быстро добиваются определенных успехов в массовых разрядах и попадают в сборную команду страны, или в резерв сборной. Эти гимнастки с раннего детства знают, что такое тяжелый труд, что значат гимнастические снаряды и оборудование в спортзале. Они ценят и уважают труд тренера и ценят успехи своих конкурентов, становятся настоящими фанатами гимнастики, готовыми с утра до вечера работать в спортзале. Эти гимнастки, как правило быстро осваивают требования массовых разрядов и становятся Мастерами спорта. Это элита гимнастики.

2. Дети, которые тренируются в больших группах тоже иногда становятся Мастерами Спорта, если им хватает терпения тренироваться до необходимого для присвоения возраста. Не всем конечно присваивают звание Мастера, но те кто очень этого хотел, как правило становятся обладателями заветной корочки. При этом к моменту присвоения им этого звания, многие гимнастки уже с трудом могут выполнить программные требования 2 взрослого разряда, потому что как только отправляются документы на присвоение, такие спортсменки практически перестают тренироваться и посещают зал больше в оздоровительных, нежели в спортивных целях.

А что происходит в больших группах, в массовых разрядах?

Как уже говорилось выше, один тренер просто не в состоянии перетаскать всю группу физически. Но статус школы олимпийского резерва предполагает наличие групп высшего спортивного мастерства. А это спортсменки уровня разрядов не ниже КМС и МС. Группы спортивного совершенствования тоже предполагают определенное количество перворазрядников. А 1 разряд в женской спортивной гимнастике состоит из элементов, которые без страховки не обучаются в принципе. Эта программа, пожалуй сложнее финальных упражнений гимнасток Чемпионата Мира 1970 года. То есть научить нужное количество гимнасток разрядным упражнениям практически невозможно, а школе для подтверждения своего Олимпийского статуса такие показатели необходимы для того, чтобы этот статус (а значит частично и финансирование) не потерять. В результате налицо противоречие, которое характерно практически для деятельности каждой гимнастической спортшколы страны.

Какие пути выхода есть для решения этой проблемы ?

На мой взгляд:

1.Понизить критерии выполнения массовых разрядов.

Это дает возможность тренеру вести большое количество занимающихся не подвергая их дополнительному риску получения травмы и эта работа носит скорее оздоровительный характер и направлена на оздоровление нации, что тоже очень важно.

2. Повысить в несколько раз заработанную плату тем тренерам, которые не занимаются с большим количеством занимающихся, но готовых работать с утра до вечера на результат, разучивая со своими гимнастками сложные и рискованные программы.

При этом хорошо бы сделать так, чтобы зарплата на массовом уровне и на элитном была равнозначной, чтобы начинающий тренер имел возможность выбора в профессии. Работать ли на результат или на оздоровление? Ведь и то и другое очень важно.

Понятно, что на самом высшем уровне есть премии за Олимпиады и Чемпионаты Мира, которые компенсируют сверх усилия тренера, его жертвыв личной жизни. Ведь на спортивных сборах приходиться находится до 300 дней в году много лет. Только никогда не было такого, чтобы было запредельное количество тренеров, желающих такие сверх усилия проявлять. Фанатики гимнастики всегда были и будут. Но основная масса тренеров была бы рада спокойно работать с детьми и получать при этом хорошую зарплату. Зарплата в 5000 рублей для начинающего тренера далеко не лакомый кусок и чтобы прожить на нее надо иметь хорошую фантазию.

Вот пример добросовестной работы в гимнастике. На видео показана работа одного из лучших женских тренеров Москвы Ольги Эдуардовны Сикорро.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО…

Такая работа дорогого стоит и она требует больших и физических и моральных затрат!

Тем не менее, пока что разрядников в спортивных школах, которые соответствуют своему возрасту достаточно только для отчетов, а по факту хорошо подготовленных гимнасток мало даже на всероссийских соревнованиях. Не все школы олимпийского резерва имеют команды, которые могут хоть как-то конкурировать даже на первенстве своих округов. Молодых тренеров, желающих работать на большой спорт крайне мало. Многие предпочитают работать на массовость, но при этом готовить с хорошим качеством даже массовые разряды они не в состоянии просто физически.

Такой клубок противоречий не способствует развитию вида спорта, путает мотивацию, создает благоприятную почву для сомнительных присвоений массовых разрядов и т.п .

Сегодня, практически только один зал в стране качественно готовит гимнасток мирового уровня – это спортбаза Озерое Круглое. А были времена, когда этим занимались Школы Олимпийского резерва по всей стране. Конкуренция ведь способствует развитию? Может я ошибаюсь? Могут ли эти времена вернуться?

Как говорится «Покажет время» ….

Сергей Зеликсон

Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике

Когда нужно прогнуться: гимнастка для начинающих в домашних условиях

Фото 1

Для того чтобы иметь не только красивое, но и пластичное, гибкое тело, одних силовых тренировок будет недостаточно.

В плане занятий обязательно должны присутствовать упражнения, развивающие гибкость.

Они позволят не только сформировать красивый контур тела и рельеф, но и увеличить эластичность и подвижность суставов, снять стресс и поднять настроение.

  1. Как начать заниматься
  2. Эффективная разминка профессиональных гимнасток
  3. Гимнастические упражнения для новичков
  4. Советы профессионалов
  5. Кристина Радикевич, мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка России
  6. Ляйсан Утяшева, двукратная чемпионка Европы, мастер спорта по художественной гимнастике, телеведущая
  7. Анита Луценко, тренер, чемпионка Украины по аэробике и фитнесу, телеведущая
  8. Полезное видео
  9. Основные выводы

Как начать заниматься

Фото 2

Первый шаг, как правило, самый трудный. Особенно если речь идет о формировании нового режима, включающего в себя регулярные занятия спортом. Существует несколько хитростей, которые подтолкнут вперед, и не позволят сойти с пути к здоровому образу жизни:

  1. Целеполагание.

Двигаться гораздо легче, если у тебя есть ориентир. Стоит поставить одну глобальную цель и множество небольших, которые ознаменуют собой маленькие шаги на пути к главному результату.

  1. Первые занятия – каждый день.

Ежедневные 20-минутные разминки или растяжки на протяжении месяца помогут выработать привычку, которая потом трансформируется в полноценные тренировки 2-3 раза в неделю.

  1. Мониторинг результатов.

Это может быть диаграмма, таблица или просто удобная форма записи, показывающая прогресс начинающего спортсмена: от увеличения числа сетов до уменьшения количественных показателей веса и объемов.

  1. Постепенная прогрессия.

Важно! Не стоит начинать с глобальных нагрузок. От новичков не требуется пробегания 15 км дистанции или осуществления 4 сетов по 15 повторов в каждом. Нужно сопоставлять нагрузки с начальной физической формой спортсмена.

  1. Минимальный инвентарь.

Фото 3

Покупка снаряжения позволит психологически подготовиться к занятиям в домашних условиях. Для начала будет достаточно гимнастического коврика и наборных гантелей. Со временем можно будет приобрести фитбол, эспандер, гири и даже турник.

  1. База как основа тренинга.

Базовые элементы без отягощений – это плато будущих более сложных занятий. Главная задача – отточить технику выполнения элементов. Постепенно можно будет использовать более сложные варианты.

  1. Правильный вес снарядов.

Нужно трезво оценивать свои возможности, особенно в плане весов. Начинают с самых легких, постепенно утяжеляя снаряд до оптимального рабочего веса. Главное, гантели или гири должны позволять выполнить необходимое количество сетов и повторов.

  1. Обязательная разминка.

Многие начинающие спортсмены пропускают этот этап, надеясь за счет него увеличить время основной тренировки. Неразогретые мышцы хуже работают, и это сказывается на результате занятий, но главное, повышается риск растяжений, вывихов и других спортивных травм.

Залог успеха домашнего тренинга – это систематичность. Как только выработается привычка и установится расписание, заниматься спортом дома станет гораздо легче.

Эффективная разминка профессиональных гимнасток

Фото 4

Разминка – важная составляющая любой тренировки. Не понаслышке об этом знают профессиональные гимнастки, разогрев мышц которых занимает от 20 до 40 минут.

Провести дома такую же разминку, не будучи в хорошей физической форме, сложно. Однако ее большим преимуществом является отсутствие необходимости использования инвентаря или тренажеров.

Выполняя профессиональный разогрев, стоит руководствоваться следующими правилами:

  • последовательно выполнять все элементы;
  • не гнаться за скоростью, уделяя внимание качеству;
  • ориентироваться на ощущения тела и мышц (небольшой дискомфорт возможен, болевой синдром – нет);
  • заниматься растяжкой нужно не менее 5-6 раз в неделю.

Начинается разогрев с прыжков со скакалкой. Необходимо выполнить не менее 50 прыжков в одну и другую (обратную) сторону.

  1. Растяжение стоп.
  • встать на колени, поставив ногу на носок перед собой;
  • податься вперед, выталкивая рукой пятку и максимально пытаясь прижать пальцы к подъему ноги;
  • тянуться так 15-20 секунд.

Повторить аналогичные действия другой ногой.

  1. Наклоны из положения сидя.
  • сесть, выпрямив ноги;
  • наклониться вперед, обхватив руками стопы, не сгибая колени и не округляя спину;
  • зафиксироваться на 10-15 секунд.

Выполнить не менее 3 раз.

  1. Прогиб.
  • лечь на живот, уперевшись локтями и ладонями в пол;
  • отталкиваясь, начать медленно тянуться макушкой назад;
  • зафиксироваться на 10-15 секунд.

Прогиб должен осуществляется за счет раскрытия грудной клетки, а не поясницы. Достаточно 3 раз.

  1. Мостик.
  • лечь на спину, заведя руки за голову и оперевшись на 4 точки: ладони и ступни;
  • с помощью мускулатуры руки и ног начать подъем;
  • поднимая таз, постараться перенести руки как можно ближе к ступням;
  • зафиксироваться на 10-15 секунд.

Фото 5

Для начала достаточно фиксации на 10 секунд, впоследствии время стойки можно увеличить.

  1. Махи ногами.
  • сесть на коврик, оттянув носки и слегка откинув корпус назад;
  • вытянуть руки перед собой и начать поочередные махи ногами вверх.

Выполнить по 8 махов каждой ногой и в заключении – то же количество обеими конечностями. Корпус на протяжении всего элемента должен сохранять V-образное положение.

  1. Скручивание.
  • лечь на спину, руки соединить в замок за головой, ноги прямые, плотно прижаты к полу;
  • поднять корпус, оторвав лопатки, но не отнимая ног от пола;
  • выполнить 8 раз, затем перевернуться на живот и сделать обратные скручивания, вытянув руки вперед перед собой (также 8 раз).

Работать должен в первую очередь пресс.

  1. Растяжение мускулатуры паховой области.
  • сесть на пол, соединив стопы и обхватив их обеими руками;
  • наклониться вперед, удерживая стопы и давя локтями и собственным весом на внутреннюю сторону колен;
  • задержаться на 15-30 секунд.

Со временем период давления можно увеличить до 40 секунд. Выполнять 3 подхода.

Гимнастические упражнения для новичков

Фото 6

Растяжку условно можно разделить на 2 блока: статику и динамику. Гимнастика для начинающих включает статические упражнения, динамические элементы стоит подключать не ранее, чем через 3-4 месяца после начала тренировок.

Комплекс для новичков представляет собой следующий перечень упражнений:

  1. Наклоны. Стоя прямо, наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях, и попытаться дотянуться пальцами рук до ступней (8-10 раз). Растягивается задняя поверхность бедра.
  2. Боковые наклоны. Встать прямо, подняв правую руку, а левую закрепив на поясе. Наклониться в левую сторону, не отклоняясь корпусом вперед и стараясь тянуться правой рукой (8 раз в каждую сторону). Работает косая мускулатура пресса, мышцы спины и плечевого пояса.
  3. Выгибания. Лечь на живот и, стараясь оттолкнуться от пола ладонями, попытаться прогнуться назад, задавая вектор движения макушкой (5 раз). Развивается гибкость поясницы и спины.
  4. Подтягивания. Лежа на полу, поднять прямые ноги вверх и, обхватив руками голени, подтянуть их к корпусу. Колени стараться не сгибать. Зафиксироваться на 8-10 секунд. Повторить 3 раза. Упражнение растягивает заднюю поверхность бедра и увеличивает подвижность малого таза.
  5. На квадрицепсы. Согнуть ногу в колене и завести назад. Взявшись за стопу, начать тянуть ее вверх в течение 10-12 секунд (3 раза каждой ногой).
  6. Растяжка с полотенцем. Завести руки за спину, как «в замок». Верхней взять конец полотенца, а нижней медленно потянуть его вниз. Стараться тянуть «инвентарь» в разные стороны, таким образом, обеспечив сопротивление.
  7. Мостик. Простое упражнение из школьной программы по физкультуре, развивающее гибкость спины.
  8. Разведение коленей. Сесть на пол, обхватив руками прижатые друг к другу ступни и положив локти на колени. Наклониться, перенеся вес на ноги и растягивая внутреннюю сторону бедер. Зафиксироваться на 8 секунд. Выполнение элемента следует прекратить при первых болевых ощущениях. Растяжение должно происходить медленно без рывков, иначе возможны травмы.
  9. Скручивания с разворотом. Лежа на спине, повернуть голову вправо, а ноги, согнутые в коленях, влево. Задержаться так на 8-10 секунд и поменять стороны.
  10. Выпады с поворотами. Очень эффективное упражнение для ног и пресса. Сделав выпад, максимально развернуть корпус в сторону. Угол в колене должен составлять 90°. Выполнить по 8 раз для каждой ноги.
  11. Сведение лопаток. Поставить ноги на ширине плеч, сцепить руки за спиной в замок и начать наклоны, одновременно пытаясь вытолкнуть руки наверх. Стараться достать лбом до коленей. Отличный элемент для растяжения верхней части спины и плечевого пояса. Сделать 8 раз.

Важно! Выполняя комплекс, основное внимание стоит уделять ощущениям тела. Небольшой дискомфорт в мышцах говорит о том, что элемент выполняется верно.

Советы профессионалов

Кристина Радикевич, мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка России

Известная спортсменка говорит, что гимнастика не только улучшает пластичность, гибкость и координацию тела, но и корректирует осанку, «работает» со стопами, таким образом, положительно влияя на здоровье человека в целом.

Ляйсан Утяшева, двукратная чемпионка Европы, мастер спорта по художественной гимнастике, телеведущая

Признанная всеми чемпионка и телеведущая утверждает, что гибкость тела напрямую влияет на такие показатели, как выносливость и иммунитет.

Анита Луценко, тренер, чемпионка Украины по аэробике и фитнесу, телеведущая

Звездный тренер в своем комплексе упражнений рекомендует уделять гимнастике ежедневно хотя бы 20 минут. Результат такой работы можно будет заметить уже через 3 недели, когда увеличится не только эластичность суставов и мышц, но и общее состояние организма.

Полезное видео

Основные выводы

Гимнастика – необходимый элемент тренировок для гармоничного физического развития:

  1. Начиная занятия в домашних условиях, необходимо делать упор на базовых упражнениях, правильной технике и умеренной нагрузке.
  2. Нельзя забывать об обязательной разминке даже перед гимнастикой, стрейчингом или пилатесом.
  3. Комплекс для профессиональных спортсменов можно выполнять только при соответствующей физической подготовке.
  4. Растяжка должна вызывать мышечный дискомфорт, но не боль.
  5. Выполняя простые элементы, стоит обращать внимание на правильную технику и фиксацию.

Для гимнастики дома будет достаточно свободной площади и гимнастического коврика. Главный залог получения высоких результатов – это регулярность. Гимнастика – один из немногих видов тренинга, заниматься которыми можно ежедневно.

Источник https://gksport.ru/sergej-zelikson-protivorechiya-v-sportivnoj-gimnastike-shkola-olimpijskogo-ili-ozdorovitelnogo-rezerva/
Источник Источник https://gercules.fit/sport/gimnastika-i-aerobika/gimn-dlya-nachinayushhih.html