Подготовка и проведение открытого физкультурного занятия в средней группе
Содержание
Практика проведения открытых занятий в детском саду помогает не только выявить уровень знаний, умений и навыков малышей, но и оценить методическую грамотность педагога в выборе приёмов для реализации целей и задач дошкольной ступени образовательного процесса. Однако методика организации показательных уроков для каждого учебно-воспитательного направления и для разных возрастных групп имеет свои нюансы. Остановимся на особенностях подготовки и проведения открытых занятий по физической культуре в средней группе (малыши 4–5 лет).
Цели проведения открытых физкультурных занятий
Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.
Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:
- демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей;
Открытые занятия демонстрируют уровень достижений детей в физподготовке
Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:
- укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей;
- показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты);
- выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела;
- продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН);
- показать активность детей в желании поддерживать здоровье.
Для педагога целями проведения открытого занятия является:
- презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста;
- обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»);
- пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).
Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий
Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет
Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:
- навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд);
- умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног;
- навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания;
- сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз;
- способности удерживать равновесие в статике и в динамике;
- навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую;
- умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде;
- творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.
Это интересно. Открытые физкультурные занятия обычно не проводятся зимой на улице. Поэтому такие задачи, как освоение навыка скольжения по ледяной дорожке до 5 м длиной, а также подъёма и спуска на небольшую высоту на лыжах вряд ли будут актуальны для показательного урока, но в общий перечень задач физического развития детей 4–5 лет они включены.
Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:
- объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей);
- проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения);
- составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.
Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью
Формы показательных занятий по физкультуре
Открытые физкультурные уроки могут быть в нескольких формах, доступных для понимания и полноценного участия малышей 4–5 лет:
- сюжетные уроки (непосредственная образовательная деятельность — НОД — организуется в виде сказки или истории, где дети участвуют в качестве действующих лиц, например, тема «Путешествие в лес» предполагает получение заданий детьми от Лешего, который рассердился и захватил всех зверей в лесу, а малыши пытаются вызволить животных);
- досуговые мероприятия (например, «Мой папа самый спортивный!» – такой формат занятий предполагает обязательное присутствие гостей);
- физкультурные праздники, построенные на комбинации подвижных игр и спортивных упражнений — с мячом, бадминтоном и пр., обычно приурочены к календарному празднику, которые являются продуктом совместной подготовки педагога, родителей и коллег, показывают достижения детей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к примеру, «Осень спортивная»;
- дни здоровья — мероприятия, призванные предупреждать утомляемость и мере возможности оздоравливать детей (малышей, коллег и детей, участвующих в подготовке).
Виды физкультурных занятий
Учитывая цели и задачи открытых уроков, в арсенале педагога пять видов занятий:
- традиционные (объединяют в себе разные виды активности, подчинённые одной цели);
- игры (предполагают общий реквизит, а также наличие элементов состязания, например, «День и ночь», когда дети соревнуются, кто назовёт больше атрибутов для конкретной деятельности);
- сюжетно-ролевые, в которых персонажи сказки по ходу развития сюжета предлагают детям повторить их спортивные успехи;
- танцевальное (чаще всего этот вид занятий комбинируется с сюжетными уроками);
- ритмопластика — занятия, построенные на основе заданий для тренировки органов дыхательной системы и игр подвижного характера.
В открытых занятиях педагог может комбинировать элементы разных видов физкультурных занятий
Типы открытых занятий
Учитывая направленность показательных уроков на результат работы, а не на процесс освоения нового материала, занятия могут быть:
- обобщающими, то есть предполагающие повторение освоенных ранее упражнений и игр;
- комбинированными (когда отработка имеющихся умений и навыков сочетается с ознакомлением с новой информацией);
- проверочными, нацеленными на оценку качества освоения умений и навыков выполнения спортивных упражнений и игровых действий, а также на успешность взаимодействия детей в коллективе.
Какие упражнения включаются в открытые занятия
Успех показательного занятия по физкультуре во многом зависит от того, насколько разнообразны виды упражнений, предлагаемые педагогом детям.
Таблица: виды упражнений для открытого занятия
Это интересно. В перечень упражнений для открытого занятия обязательно входят задания общеразвивающего вида (ОРВ), на которых построена разминка урока.
В открытое занятие включаются хорошо знакомые детям виды упражнений
Приёмы на открытых физкультурных занятиях
Как и на обычном занятии, на показательном уроке физкультуры педагог в работе опирается на четыре группы приёмов.
Таблица: группы приёмов для проведения открытого занятия с ребятами 4–5 лет
Фотогалерея: практические приёмы для открытых физкультурных занятий
Методика проведения открытого физкультурного занятия
Структура показательного урока ничем не отличается от композиции обычного. Единственная разница состоит в том, что при подготовке открытого занятия педагог заранее знакомит ребят с характером заданий и отрабатывает его выполнение на похожем материале. Это делается для того, чтобы картинка открытого занятия не искажалась организационными недочётами, когда дети (совсем ещё неопытные в этом типе занятий) не знают, куда встать, как повернуться, как начать выполнение задания.
Временной план
Физкультурные уроки проводятся три раза в неделю: два из них в спортивном зале или в группе, а одно — на улице, если, конечно, погодные условия к этому располагают. Обычно, если нет специальных указаний, открытый урок проводится в помещении.
В средней группе занятие длится 20–25 минут. Хронометраж позволяет рассмотреть тему урока вне зависимости от того, открытое оно или обычное, в трёх этапах:
- вводном — до 6 минут (педагог мотивирует ребят на работу, обирает им задания на укрепление опорно-двигательного аппарата);
- основном — 15 минут (задания ОРВ, упражнения дыхательной гимнастики, задания на отработку движений, а также подвижная игра);
- заключительном — до 4 минут (малыши приходят в себя после физических нагрузок при помощи малоподвижной игры, небыстрой ходьбы).
Выполнение каждого упражнения должно обязательно вписываться во временные рамки этапов занятия
Таблица: Молева М.А. конспект открытого физкультурного занятия на тему «В поисках приключений» в средней группе (фрагмент)
— Молодцы, вот и готовы наши паруса к отправлению в дальний путь. Что это? Кажется, на нашем корабле началась качка.
(Стоя на гимнастическом коврике, и. п. руки на пояс)
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/otkryitoe-zanyatie-po-fizkulture-v-sredney-gruppe-po-fgos.html