Методика подготовки и проведения физкультурных занятий в детском саду

Содержание

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

Разновидности физкультурных уроков в детском саду

В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:

  • традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
  • танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
  • самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
  • сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
  • игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
  • спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).

Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе

Гимнастика

Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.

Дети выполняют упражнения, сидя на ковриках

В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики

Таблица: виды гимнастики в детском саду

Примеры упражнений для гимнастики после сна даны здесь.

Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.

Видео: занятия босиком, или опыт лечебной физкультуры

Универсальные упражнения

Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.

Дети выполняют упражнения с гимнастическими палками

Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами

Таблица: примеры общеразвивающих упражнений

  1. И. п.— ноги врозь, руки с флажками вверх.
  2. 1 — наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох.
  3. 2 — и. п., вдох.
  4. Повтор: 6 раз.
  1. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперёд.
  2. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок.
  3. 2 —и. п. — то же в другую сторону.
  4. Повтор: 6 раз.
  1. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны.
  2. 1 — выпад правой вперёд, поставить флажки на колено.
  3. 2 — и. п.
  4. 3—4 то же другой ногой.
  5. Повтор: 6 раз.
Вам будет интересно  Базовые упражнения в тренажерном зале: лучшие комплексы для новичков

(Фрагмент комплекса для старшей группы)

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1,2 — наклон туловища вправо (влево)
  3. 3, 4 — и. п.
  4. Упражнение №3
  5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  6. Круговые вращения туловищем в разные стороны.
  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола.
  3. 2 — коснуться мячом пола за спиной.
  4. 3 — коснуться мячом пола перед собой.
  5. 4 — и. п.

(фрагмент комплекса для средней группы)

(вторая младшая группа)

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу.
  4. 3 — руки к плечам.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.
  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки.
  4. 3 — левая нога на пол.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.

(фрагмент комплекса для подготовительной группы)

Дети проводят физкультпаузу

Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях

Как индивидуализировать задания

Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:

  • призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
  • подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
  • стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.

Дети тянут канат

Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка

Приёмы на физкультурных занятиях

Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.

Наглядные приёмы

Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:

  • демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
  • показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.

Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста

Детский фитнес в детском саду

Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.

Деский фитнес в детском саду

Физическое развитие в дошкольном учреждении

Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.

Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.

Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.

Задачи фитнеса в детском саду

Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.

Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.

Вам будет интересно  Топ лучших силовых скамей для тренировок в рейтинге редакции; ЯНашла; на 2021 год

При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:

  • пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
  • гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
  • капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.

Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.

Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:

  1. Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
  2. Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
  3. Приобщение к ЗОЖ и спорту

Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.

Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп

Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.

Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.

Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:

Виды спортивных элементов в детсаду

Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:

  1. Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
    • утреннюю зарядку;
    • дыхательную практику;
    • упражнения с мячом;
    • задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
    • движения с обручем.
  2. Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
    • элементы по профилактике плоскостопия;
    • упражнения на растяжку;
    • закаливающие процедуры, физкультура босиком;
    • посещение бассейна;
    • элементы на укрепление мышц спины и живота.
  3. Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
    • ритмопластику;
    • аэробику;
    • гимнастику.
  4. Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
    • футбол;
    • баскетбол;
    • волейбол;
    • игры в команде;
    • соревновательные игры.

Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.

Спортивный уголок в детском саду

Общеразвивающие упражнения в детском саду

В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.

Физический комплекс для утренней зарядки

В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:

  1. Потягушки
    Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу.
  2. Маятник
    Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой.
  3. Кукла
    Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое.
  4. Неваляшка
    Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты.
  5. Волчок
    Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.

Утренняя зарядка в детском саду

Дыхательная практика

Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.

В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:

  • Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
  • Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
  • Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
  • Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
  • Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».

Движения с мячом

С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:

  • стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
  • перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
  • садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
  • прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
  • подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.

Разные фитнес движения

Комплекс разных элементов с предметами и без них

  1. С кубиками
    • Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
    • Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
    • Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
  2. С флажками
    • Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
    • Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
    • Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
  3. Без предметов
    • Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
    • Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
    • Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.
Вам будет интересно  Спортивный уголок в детском саду: оформление своими руками по ФГОС, фото примеров

Движения с обручем

Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:

  1. Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
  2. Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
  3. Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
  4. Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
  5. Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.

Упражнения с обручем в детском саду

Оздоровительная практика

Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.

Элементы, предупреждающие плоскостопие

Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.

Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:

  1. Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
  2. Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
    • надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
    • упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
    • приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
  3. Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
    • ставим ноги по очереди на пятки;
    • шагаем на носочках вперед-назад;
    • берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
    • переносим платок из одной стопы в другую.
  4. Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
  5. Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
  6. Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.

Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.

Стретчинг в детском саду

Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.

В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:

  • встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
  • исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
  • стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
  • ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
  • исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.

Элементы на растяжку в детском саду

Элементы на укрепление мышц спины и живота

Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.

Хорошо себя показывают такие элементы:

  • вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
  • подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
  • передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
  • скручивания на фитболе или скамье для пресса;
  • ягодичный мостик на фитболе и прочее.

А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.

Танцевальное и спортивное направление

Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:

  1. Аэробика
    Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение.
  2. Ритмическая гимнастика
    Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.
  3. Логоритмика
    Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи.
  4. Звероаэробика
    Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных.
  5. Степ-аэробика
    Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.

Степ-аэробика в детском саду

Основные правила фитнеса в детсаду

Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.

Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-v-detskom-sadu.html
Источник Источник https://valsport.ru/blog/detskii-fitnes-v-detskom-sadu/