Лучшие упражнения на внимательность в спорте. Концентрация внимания. Тренировка и развитие концентрации внимания (упражнения). Развитие умения самоконтроля
Содержание
Концентрация – это одна из самых важных характеристик внимания человека. Удерживать свое внимание на каком-либо объекте длительное время – задача, на первый взгляд, довольно простая, однако как часто люди сталкиваются с тем, что не могут сосредоточиться на делах, разговоре, выполнении обязанностей. Именно поэтому очень важно развивать концентрацию внимания, в том числе уже во взрослом возрасте.
Концентрация внимания является характеристикой памяти человека и ее следует развивать вместе с устойчивостью, переключаемостью внимания, то есть подходить к вопросу самосовершенствования комплексно. Однако не стоит забывать, что концентрация внимания сильно зависит от состояния человека. Рассеянность внимания часто наблюдается у людей, которые не выспались, хотят кушать или же находятся в состоянии стресса.
Существует 2 основных направления тренировок концентрации внимания.
- Во-первых, следует придерживаться принципов здорового образа жизни. Имеется ввиду полноценный отдых, физическая активность, рациональное питание.
- Во-вторых, с помощью специальных упражнений и регулярных занятий следует развивать концентрацию, устойчивость и переключение внимания.
3 простых теста-упражнения на концентрацию внимания
Рефлексивные упражнения на развитие концентрации внимания
Рефлексия – это осознанное управление своим вниманием. Осознав, что вам необходимо тренировать концентрацию внимания , вы можете начать упражнения сразу же.
- Старайтесь почаще задавать себе вопрос, куда направлено внимание? Нет ли рассеивателей внимания, тех объектов, которые «воруют» концентрацию?
- Рефлексивное чтение. Читая, старайтесь не отвлекаться, а как только чувствуете рассеянность внимания, перечитывайте тот отрывок, на котором концентрация сбилась, заново.
- Рефлексивное дыхание – то есть глубокое дыхание с концентрацией только на самом процессе поступления воздуха. Это помогает не только сконцентрировать внимание, но и насытить клетки мозга кислородом.
- Упражнение «Гладь озера» подразумевает, что вы будете себе представлять абсолютно безмятежное озеро с зеркальной поверхностью. Рассматривайте его в своем воображении, концентрируясь на малейших деталях.
- Упражнение с четками. Четки приводят мысли в порядок, поэтому многие используют этот предмет при переговорах, а также во время, когда необходимо принять важное решение.
Безусловно, эти упражнения дают результат, однако не забывайте, что ими необходимо заниматься каждый день, уделяя саморазвитию примерно 10-20 минут. И тогда концентрация внимания вырастет примерно за 2 месяца.
Физическая тренировка внимания
Рассеянность внимания очень хорошо видно невооруженным взглядом. Вспомните образ «рассеянного с улицы Бассейной», герою постоянно не везло, а все потому, что он не мог сосредоточиться. А теперь представьте себе дирижера симфонического оркестра. Его движения отточены и несуетливы, он сосредоточен на своей деятельности.
Обратите внимание на свое поведение – нет ли у вас ненужных привычек, которые отрицательно сказываются на свойствах внимания? Это может быть сутулость спины, напряжение мышц, даже привычка почесывать голову или другие части тела может стать отвлекающим фактором, мешающим концентрации. Для улучшения концентрации внимания, уберите отвлекающие факторы, установите себе комфортные условия и приступайте к работе только тогда, когда полностью расслаблены, не отвлечены другими факторами.
Эмоциональные тренировки концентрации внимания
Очень часто отсутствие необходимой концентрации внимания объясняется отсутствием стимула. Невозможно заставить себя концентрироваться на том, что не интересно. А если попробовать схитрить и договорится со своим вниманием? Например, поставьте себе условие, что если вы сконцентрируетесь на работе в пятницу вечером, то в выходные сможете пойти в кино.
Старайтесь подмешивать интерес даже в те дела, которые кажутся скучными. Обращайте внимание на любопытные детали, вдохновляйтесь даже простыми бытовыми делами, делайте их с энтузиазмом и концентрация внимания вырастет, вы найдете новые особенности привычных действий, на которые раньше не обращали внимания.
Приемы быстрого захвата внимания
Часто бывает, что человеку сложно сконцентрироваться, но это необходимо сделать. В таком случае попробуйте произвести эти упражнения.
- Разделите действие на циклы. Например, вам нужно отсортировать документы по определенному признаку. Говорите себе мысленно «старт», берите в руки документ, внимательно смотрите на него и решайте, в какую стопку его отправить. Далее говорите «стоп». Такая сосредоточенность поможет избежать ошибок, и вы быстрее сконцентрируетесь на деле.
- Прием фотографа Сасаки. Творческим людям свойственно витать в облаках. Фотограф Крис Сасаки решил каждый раз, когда он замечает, что отвлекся, произносить в уме «Внимание!», оглянуться и четко осознать, что происходит вокруг и что он делает.
- Чувствуете, что внимание ускользает? Такое бывает на длительных лекциях или утомительных семинарах. Быстро поменяйте выражение лица или позу, таким образом, рассеянность и сонливость улетучатся.
- Четко сформулируйте цель, для которой вам нужна концентрации. Невозможно что-то найти, если не знать, что именно вы ищите. Таким образом, если вам нужно сконцентрироваться на поисках информации в Интернете, сформулируйте свой запрос как можно четче. Можно еще разбить вопрос на несколько подзадач.
Почему сложно концентрировать внимание?
Чаще всего, у человека возникают сложности при концентрации внимания на нескольких объектах. То есть, концентрируясь на одном событии, обычно нет проблем, стоит усложнить задачу и добавить еще несколько объектов, и у человека возникают сложности. Все дело в объеме кратковременной памяти. Обычно в ней помещается от 5 до 7 предметов одновременно.
Психолог Уильям Джеймс пришел к выводу, что добровольно внимание не удерживается на любом объекте более чем пару секунд. То есть все, что мы обозначаем концентрацией, является попытками возврата мыслями к определенной теме. Из этого можно сделать вывод, что установленный ритм мышления помогает лучше концентрироваться на любых объектах, а тренировки концентрации внимания не будут полными без упражнений на развитие мышления.
Поможем справиться с рассеянностью и невнимательностью! Простые техники и действенные советы, которые вы можете начать применять прямо сейчас. Выполняйте упражнения на развитие внимания, регулярно употребляйте продукты повышающие концентрацию и результат не заставит вас ждать! Подробности читайте в статье.
Что такое внимание?
Внимание, с точки зрения психологии, это процесс, при котором сознание человека направлено и сосредоточено на определенном предмете. Для того чтобы рассмотреть картину, или проезжающую мимо машину, мы задействуем внимание. Этот процесс — часть жизни. Если бы человек не обладал вниманием, мы бы никогда не узнали о теории Ньютона, или о периодической системе химических элементов Менделеева.
Органы чувств «показывают» нам информацию о внешнем мире, но без внимания мы бы просто не успевали замечать этот поток информации, и наша познавательная сфера осталась бы неразвитой.
Какие свойства внимания?
Внимание, как психический процесс, включает в себя такие свойства:
- устойчивость
- переключаемость
- отвлекаемость
- объем
- концентрация
- распределение
Концентрация внимания — наиболее важное свойство для тех, кто в своей работе постоянно задействует интеллектуальную сферу. Когда вы сконцентрированы на определенной задаче, то легко видите возможные пути решения, способны быстро оценить сложившиеся обстоятельства и принять правильное решение.
Не зря многие руководители, менеджеры специально посещают тренинги на улучшение концентрации внимания. Упражнения, которые там демонстрируют, помогают мыслить четко, ясно, замечать любые детали, и использовать для достижения своих целей.
Как повысить концентрацию внимания?
Для повышения концентрации внимания применяются специальные техники. Они не очень сложные, не требуют специальных материалов. Наоборот, их простота может удивить вас. Но помните, для достижения результатов нужно время. Их одноразовое выполнение ничего не даст, необходимы регулярные занятия.
Упражнения на развитие концентрации внимания
1. Упражнение «Часы».
Для выполнения необходимы часы, с секундной стрелкой. Положите их перед собой, сядьте удобно, следите за секундной стрелкой. Как только поняли что отвлеклись, или в голову полезли посторонние мысли – фиксируйте, сколько времени удалось концентрироваться, и начинайте заново следить. Хорошим результатом будет удержание внимания на 2 минуты.
2. Упражнение «Кардиограмма».
Для выполнения необходим чистый лист бумаги, ручка. Сядьте так, чтобы вам было удобно писать, начните медленно вести линию на листе бумаги. Следите только за ней, если отвлеклись – делайте пик вверх (как это обычно выглядит на кардиограмме), и обратно возвращайтесь на прямую линию. Продолжайте 3 минуты. По окончанию подсчитайте количество пиков (отвлечений). При хорошем уровне концентрации за 3 минуты не будет ни одного пика.
3. Упражнение «Рефлексивное чтение».
Когда вам необходимо усвоить неинтересный, или сложный текст, используйте эту технику. Работа в ней идет не на количество, а на качество восприятия материала. Разместитесь удобно, читайте, вдумываясь в каждое слово. Как только отвлеклись – делайте карандашом пометку на полях. Пара глубоких вздохов – и начните с того места где стоит пометка. Для первого раза прочтите 1 страницу, просмотрите количество отвлечений. Если вы будете так читать регулярно, то через 1-2 недели уже увидите, что намного реже отвлекаетесь, а материал запоминается лучше.
4. Упражнение «Цветные слова».
Для выполнения распечатайте на листе бумаги названия цветов, разными цветами. Например: Черный , Белый , Зеленый , Красный , Голубой . Положите этот лист перед собой, называйте цвета слов, а не то, что написано. С первого раза это сделать трудно, но ежедневная тренировка позволит повысить концентрацию, и выполнять задание без ошибок.
5. Упражнение «Бусы».
Для выполнения необходимы бусы с большим количеством бусинок. Сядьте удобно, посмотрите на бусы. Выделите одну, от нее считайте остальные. Как только отвлеклись, или сбились – фиксируйте, сколько бусин было сосчитано, и начинайте заново.
Помните, проблема решается быстрее, когда к ней применяется комплексный подход. Если вы замечаете за собой рассеянность, невнимательность к деталям, то следует не только выполнять задания на повышение концентрации, а . Сколько времени вы уделяете на сон? Правильно ли питаетесь? Включаете ли в рацион витамины? Выходите ли на свежий воздух?
Полноценный сон и сбалансированное питание – это тоже средства повышающие внимание. Употребляя определенные витамины, или продукты, в которых они содержатся, улучшается работа мозга, благодаря чему сконцентрироваться намного легче. Помимо того, что представлено в этой статье, узнайте , они тоже выполняют похожую функцию для нашего мозга.
Какие витамины влияют на концентрацию внимания?
- витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12)
- витамин Е
- витамин С
- витамин D
- витамин Р
Продукты, повышающие концентрацию внимания:
1. Морская рыба (семга, горбуша, хек, сардина). Она богата насыщенными жирными кислотами Омега-3 и Омега-6, содержат витамин D.
2. Натуральные, нерафинированные масла (оливковое, кукурузное, подсолнечное). Содержат в себе витамин Е, который улучшает восприятие новой информации.
3. Продукты, в состав которых входят цельные злаки (ржаной хлеб, овсяные хлопья, цельнозерновые каши). Содержат в достаточном количестве витамины группы В, которые наиболее важны для мозга.
4. Горох и бобовые. Содержат витамины группы В.
5. Продукты животного происхождения (яйца, печень, красное мясо, молочные продукты). Содержат витамины группы В.
6. Свежие фрукты и овощи (апельсин, киви, смородина, щавель, цветная капуста). Богаты витаминами С, Р.
Если вы серьезно нацелены повысить концентрацию внимания, действуйте комплексно, во всех направлениях:
1. Сбалансированное питание, включающие в себя необходимые для мозга витамины.
2. Регулярное выполнение специальных упражнений.
3. Контроль физического состояния. Будьте спокойны, неторопливы, беспорядочные движения и суетливость не способствуют сосредоточенности. Для снятия стресса вам подойдет регулярная .
4. Установление приоритетов. Определите для себя, что важно, а что подождет. Действуйте согласно выбранным приоритетам.
Концентрация внимания — это способность сосредотачиваться на одном конкретном предмете или деле. Сначала кажется, что это довольно просто, однако, сделав хотя бы одно упражнение на внимание, можно убедиться в обратном. К примеру, попробуйте, не закрывая глаза посчитать до 50 и думать только о счете. Кажется, что это так просто. Но на деле все оказывается совершенно по-другому. Мысли начинают путаться, и человек, хоть и продолжает считать, уже давно задумался о другом. Лишь некоторые способны концентрировать внимание на одном предмете или деле и не отвлекаться. Как же развить в себе этот навык?
Самое простое упражнение на внимание
В первую очередь не лишним будет выяснить, действительно ли вы Давайте выполним такое упражнение на внимание: постарайтесь вспомнить вчерашний день в деталях. Важно отметить самые мелкие моменты дня: с каким настроением вы проснулись, кто утром звонил или приходил, и о чем вы разговаривали, какие мысли вас посещали весь день. Если вспомнить все эти мелочи не составит вам труда — у вас отличная память и хорошая концентрация
Зачастую людям сложно вспомнить все детали дня, потому что наше внимание сконцентрировано не на них. Молодая мама заваривает себе утром кофе, но думает абсолютно не о нем. Ее мысли заняты многими вещами: что приготовить на завтрак, в каком магазине сделать покупки, чем удивить супруга вечером.
Одним из самых простых упражнений является упражнение на внимание в течение дня. Постарайтесь не отвлекаться от того, чем вы непосредственно заняты. То есть если вы делаете кофе, думайте только о нем. Такие мелочи научат вас сосредотачивать свое внимание на конкретных вещах.
Упражнения «Кинолента» и «Расслабление»
После того как вы научитесь концентрироваться на том, чем занимаетесь в определенное время, не лишним будет научиться выполнять задания «Кинолента» и «Расслабление». Это очень действенные упражнения на концентрацию внимания.
Суть первого заключается в том, чтобы вспомнить, как вы провели день. Вечером примите удобное положение и поразмыслите о своем времяпрепровождении. Если вы в течение дня хорошо концентрировали внимание на деталях и думали только о том, чем занимались в конкретное время, это упражнение будет для вас легким.
Начните мысленно расслаблять все части тела, от ступней и до головы. Представьте, что каждая клеточка вашего тела не напряжена. на правую ступню ноги. Почувствуйте ее, а затем представьте, как она расслабляется. Так следует проделать со всеми частями тела. Кроме того что эти упражнения для памяти и внимания взрослым помогают улучшить концентрацию, они еще и отлично расслабляют все тело.
Групповые упражнения
Тренировать внимание можно как одному, так и в группе. В коллективе это делать еще проще и интереснее. Таким образом упражнения превращаются в увлекательную игру. Предложите сыграть в нее своей семье — и отличное времяпрепровождение гарантировано. Такие игры хорошо подходят для развития внимания у школьников. Упражнения в игровой форме научат их быть более собранными. Можно пригласить в гости и друзей своих детей, тогда занятия станут еще более увлекательными.
Коллективное упражнение «Пчелка»
Группа людей мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.
Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.
Упражнения на счет
Такие упражнения на внимание для детей и взрослых очень эффективны. Их можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребенка и его внимательности. К примеру, задание для группы людей: посчитать от 1 до 100, причем каждый озвучивает лишь одно число по порядку. Вместо чисел, кратных 5, нужно говорить: «Я внимателен». К примеру:1, 2, 3, 4, я внимателен, 6, 7, 8, 9, я внимателен и т. д.
Упражнение на различие цветов
Очень интересное и эффективное задание. Следует назвать цвет каждого слова. Сделать это довольно сложно, поскольку это не просто слова, а названия цветов. Мозг воспринимает в первую очередь текст, а потом только цвет. Нужна определенная сноровка, чтобы правильно выполнить упражнение. Такие упражнения на концентрацию внимания дают хороший результат.
Игра «Найди отличия»
Эта игра знакома всем нам с детства. Неспроста детям так часто предлагают найти отличия в рисунках, и им нравится этим заниматься. Это отличные упражнения для развития памяти и внимания. Взрослым тоже очень полезно искать отличия в рисунках. Основной уклон в таких играх идет на развитие памяти. Ведь смотря на один рисунок, ребенок пытается запомнить все мелкие детали и найти их на другом, таким образом сравнивая изображения.
Чтение и память
Для того чтобы научиться концентрации внимания, следует полюбить чтение. Часто, сами не замечая того, люди быстро пробегают глазами по тексту и не улавливают и половины его смысла. Наверняка, многие замечали за собой, что, дочитав какую-либо статью, начинают просматривать ее заново. Это происходит потому, что концентрация внимания очень низка, и в это время мысли человека находятся абсолютно в другой области.
Читая какой-либо текст, старайтесь вдумываться в каждое слово. Для того чтобы полностью понять написанное, нужно делать определенные паузы после абзацев и осмысливать прочитанное выше. Если вы станете выполнять все предписания, то не будет необходимости просматривать один и тот же текст несколько раз.
Задания и упражнения на развитие внимания у детей
Дети склонны быть очень рассеянными, особенно школьники. Они забывают все на свете: что говорила утром мама, где лежит их одежда, какие упражнения учитель задавал домой и тому подобные вещи. Не всегда детишки это делают специально. Многие действительно страдают забывчивостью.
Школа очень меняет ребенка, у него появляется много обязанностей, а также много нового и интересного. В этой суматохе очень сложно уследить за ходом своих мыслей, и маленькое существо теряется. Важно следить, как проходит развитие внимания у школьников. Упражнения могут помочь научить его быть более собранным и серьезным.
Например, упражнения с рисунками. Необходимо взять 4 карточки, на которых изображены различные предметы (к примеру: стол, стул, кровать, чашка). Дайте ребенку посмотреть на них полминуты и затем уберите. Попросите его изобразить на листе бумаги все предметы по порядку. По результатам такого задания можно определить, насколько хороша память у ребенка. Если он изобразил все 4 предмета правильно и в той же последовательности — это отличный результат. Если 3-4 рисунка изображены, но вразброс — это неплохо. Если школьник не смог нарисовать даже 3 предмета, то он очень рассеян.
Если ребенок очень хорошо справился с таким заданием, его можно усложнить — к примеру, можно добавить в работу больше карточек. Есть и еще один, более сложный вариант такого задания. Вместо изображений с предметами нужно использовать Такое задание будет более трудным, поскольку рисовать то, что ребенок никогда раньше не видел, намного сложнее.
А вот еще одно очень на внимание для детей. К примеру, берётся любой текст и ребенку предлагается в течение минуты читать его и вычеркивать 3 буквы: «а», «р» и «н». Посчитав количество пропущенных букв, которые следовало вычеркнуть и количество слов в тексте, которые он успел проработать, оценивается степень внимания ребенка. Результаты можно записывать и каждый раз сравнивать.
Есть также специальные произвольные наборы букв, в которых нужно зачеркивать определённые символы. После проделанной работы из оставшихся можно будет прочитать высказывание или стишок.
Концентрация внимания в быту
В повседневной жизни очень легко тренировать память. Нужно лишь обращать внимание на мелкие детали и обыденные ситуации. Начните замечать новые детали в привычных для вас вещах, и это будет отличная Упражнения, конечно, тоже дают свой эффект, однако на них нужно тратить хотя бы 10 минут в день.
К примеру, когда вы идете в магазин, который часто посещаете, обратите внимание на разные детали по пути: какая дорога у вас под ногами, какие растут деревья, сколько еще поблизости магазинов, какие дома стоят возле дороги. Придя домой, постарайтесь вспомнить все эти предметы. Закройте глаза и мысленно еще раз сходите в магазин. Вы не сможете сразу вспомнить все детали, однако со временем это будет получаться с каждым разом все лучше и лучше.
Зачем тренировать память и внимание
В нашей жизни многие вещи связаны с концентрацией внимания. Мы делаем все дела «на автомате» и потом с трудом вспоминаем многие нюансы. Наверняка вы хоть раз выбегали из дома в спешке и задумывались о том, выключили ли вы утюг, закрыли ли входные двери, и ничего ли не забыли. Это происходит потому, что в то время, когда человек, к примеру, выключает утюг из розетки, он думает абсолютно о других вещах. Он не концентрирует внимание на утюге и потом, соответственно, не может вспомнить, выполнял ли он это действие.
Хорошая память и внимание будут полезны и в рабочей сфере. Во время напряженной работы люди очень часто о чем-то забывают и что-то теряют. Из-за рассеянности и вовсе можно лишиться работы. Практически в любом деле важно спокойствие и свежий ум. Для хорошей памяти мы развиваем внимание, упражнения на концентрацию улучшают сосредоточенность на определенном действии.
Перед важным совещанием или докладом попробуйте сделать дыхательные упражнения. Начав глубоко дышать, сосредоточьте внимание на дыхании. Почувствуйте, как в легкие набирается воздух. Постарайтесь больше ни о чем не думать. На выдохе посчитайте до 5 и снова сделайте глубокий вдох. Такое упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут. Оно поможет немного взбодриться и привести в порядок мысли. Для головного мозга это будет отличным отдыхом.
Случаются ситуации, когда повышенная концентрация внимания может спасти жизни и уберечь от несчастного случая. К примеру, водитель за рулем должен быть очень внимателен, иначе может произойти авария. Внимательный прохожий тоже может избежать столкновения, если вовремя заметит надвигающийся транспорт. Вот и получается, что в любой ситуации нужно быть внимательным и сосредоточенным.
Последние годы за рубежом и в России создаются и становятся популярными игры и упражнения на развитие внимания. Очень важно заниматься развитием внимания, как у детей, так и у взрослых. Чтобы легче вам было развивать внимание, мы дадим вам следующие упражнения.
Упражнение 1
Посмотрите вокруг, какие предметы вас окружают? Вам надо выбрать один из этих предметов и внимательно изучить его.
Например, ваза для цветов. Посмотрите внимательно на нее. Какой формы ваза? Каким она цветом? Изучите ее. Постарайтесь сделать описание этой вазы, не прикасаясь к ней. Посмотрите, какая у нее поверхность (гладкая, ребристая, с выбитым рисунком, пыльная, старая). Какое основание у вазы (круглое, необычной формы)? Посмотрите, какая она тусклая или блестящая? Дайте оценку вашей вазе, что она значит для вас и какая ее необходимость. Точно также вы можете рассмотреть и другие предметы, которые вас окружают.
Упражнение 2
Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.
Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание хорошо тренирует память.
Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.
Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.
Упражнение 3
Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.
Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.
Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.
Например, возьмем больше предметов, семь или десять штук. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.
С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.
Упражнение 4
Это упражнение выполняется вдвоем. Возьмите для выполнения этого задания друга или подругу. Ваш друг должен задавать вам вопросы на любые темы и разной сложности. Вы должны отвечать четко и быстро.
Самый колючий цветок? (Кактус)
Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и так далее)
Сколько ушей у зайца? (Два)
Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)
Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)
Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Изучайте новое с радостью, чтобы у вас было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте свою познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством вы быстрее чему — либо учитесь и овладеваете новыми знаниями и навыками.
Упражнение 5
Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.
Например, у нас дома поселился кошак-кошакыч. Он любит спать на диван-диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп-храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.
Упражнение 6
Следующее упражнение надо делать с другом или подругой.
Пример 1 . Послушайте песню, потом ваш друг должен убрать одну строчку из этой песни это может быть любая строка только не первые строчки и не последняя. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.
Пример 2 . Послушайте стихотворение в исполнении вашего друга. Затем ваш друг убирает одну строчку из стихотворения. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.
Упражнение 7
Посмотрите на следующее число и найдите число из двух последовательных цифр, которое в сумме дает 12.
Теперь назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые дают сумму 14.
Упражнение 8
Какие цифры одновременно делятся на 2 и на 3.
56 74 99 66 84 75 36 42
Упражнение 9
Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный фильм или передача. Теперь в течение двух минут смотрите на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.
Упражнение 10
Возьмите лист бумаги и два карандаша. Вам надо одновременно двумя руками нарисовать круг и квадрат. Левой рукой вы рисуете круг, а правой квадрат. Вы одновременно начинаете рисовать и одновременно заканчиваете. Круг должен получиться ровным с красивой окружностью, а квадрат с красивыми углами.
Посмотрите, что у вас получилось.
Теперь вам надо нарисовать как можно больше кругов и квадратов за одну минуту.
После выполнения упражнения можете оценить себя:
5 картинок – плохо;
6-7 – среднее не плохо и не хорошо;
Свыше 10 – очень хороший результат.
Упражнение 11
Надо нарисовать круг и квадрат двумя разными пальцами одной руки.
Потренируйтесь, как можно взять удобнее карандаши, чтобы у вас получалось нарисовать два предмета одновременно.
Сколько вы сможете нарисовать кругов и квадратов за пять минут.
После выполнения упражнения вы можете оценить себя.
Если не получилось нарисовать:
Ни одного – плохо;
1-3 – среднее неплохо;
Свыше 5 – очень хорошо.
Упражнение 12
Напишите цифры один и два, двумя разными пальцами одной руки. Посмотрите, что у вас получилось. Затем можете взять цифры два и три и потренироваться с ними.
Если не получилось написать:
Ни одного – плохо;
1-3 – среднее неплохо;
Свыше 5 – очень хорошо.
Упражнение 13
Найдите в следующей фразе имя:
Например, принесите кофе дяде. Здесь можно найти имя Федя.
Прочитайте следующие предложения и найдите в них имена:
Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!
Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
Ковал я железо ярким днем.
Попробуйте сами составить такие предложения.
Упражнение 14
Следующее упражнение описание предмета по памяти. Возьмите какой-нибудь предмет например, настольную лампу. Рассмотрите ее внимательно. Теперь закройте глаза и расскажите все, что вы запомнили, опишите лампу. Затем можете открыть глаза и посмотреть, что вы упустили в своем рассказе. Снова закройте глаза и попробуйте более точно описать лампу. Это упражнение надо повторять несколько раз. Вам надо научиться описывать полностью, ничего не упуская. Потом вы можете проделать это – же упражнение с другим предметом.
Упражнение 15
В упражнении 14 вы описывали лампу. Теперь в упражнении 15 вам надо спрятать лампу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти. Сравните ваш рисунок с оригиналом лампы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.
Упражнение 16
Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день. Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.
Упражнение 17
Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.
Например, возьмите книгу с яркими картинками. Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили.
Такое же упражнение можно провести, например с картиной. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.
Упражнение 18
В этом упражнении вам надо взять 5-7 предметов не рассматривая их и положить на стол. Закройте их темным материалом. Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы. Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 в другой раз 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.
Упражнение 19
Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся. Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.
Упражнение 20
Это упражнение поможет вам запомнить важное. Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.
Представьте себе движущийся мотоцикл. Он мчится и издает, какие-то звуки. Какие они? придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.
Упражнение 21
Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации. Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.
Упражнение 22
Придумайте себе какой–нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.
Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути. Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет.
Упражнение 23
Выберите несколько предметов для своего внимания, чтобы они одинаково воспринимались вами. Потом постарайтесь сконцентрировать свое внимание на одном из предметов, который вы выберете главным.
Все внимание можно разделить на три круга:
Большой круг – это все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал, в институте – вся аудитория);
Средний круг – это круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – весь зрительный зал);
Малый круг – это сам человек и пространство, которое его окружает (в театре – сам артист и ближайшее пространство там где он играет свою роль).
Игры на развитие внимания
Развивающие игры и упражнения — отличный вариант не просто скоротать время или развлечься, но еще и улучшить память. Рассмотрим некоторые из самых мощных упражнений.
Развивающая игра «матрицы памяти»
Запоминайте расположение закрашенных полей за 1-2 секунды, после чего воспроизводите закрашенные поля по памяти. Игра тренирует визуальную память и скорость запоминания.
Поиск цифр и букв
Попробуйте также потренироваться в поиске букв . Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение . Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел .
Развивающая игра «Запомнить и найти»
Игра на развитие рабочей памяти, запоминания предметов. На мгновение показывается набор объектов, которые нужно успеть запомнить, и по памяти определить, какой объект поменялся.
Пятнашки
Чтение пристрелкой
Также мы разработали еще один полезный тренажер, который подходит как для развития бокового зрения , так и для развития скорочтения . При нажатии на кнопку «Случайная фраза» тренажер отображает на 1-2 секунды случайное предложение. Старайтесь охватить взглядом всю строку:
Курсы на развитие внимания
Эти курсы помогут развить сто процентное внимание, отличную память, быстрое чтение и устный счет.
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.
Супер-память за 30 дней
Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Скорочтение за 30 дней
Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.
Заключение
Развивайте свое воображение, включайте логическое мышление, научитесь перераспределять свое внимание. Надо уметь организовать процесс обучения так, чтобы он был для вас интересным и увлекательным.
Что делать, если пропадает концентрация внимания
Очень часто при просмотре информации человек упускает важные детали. Сложная информация иногда настолько недоступна восприятию, что человеку хочется уйти от неё, отвлечься. Всё превращается в «сухой» набор знаков — ум с трудом цепляется за отдельный смысл.
Нередко отвлекающим маневром становятся замещающие информацию мысли, человек зацикливается на неприятных прошлых проблемах или на чем-то постороннем. Дело в том, что восприятие и осмысление информации не происходит без должного развития концентрации внимания.
Восприятие соединяет два существенных компонента – смысл и сенсорный стимул (сознание). Но, если бы человек воспринимал сразу все сигналы, которые поступают на рецепторы и воздействуют на мозг, то не хватило бы всех его ресурсов. Поэтому мозг обрабатывает ту информацию, на которую направлено внимание. Он действует по принципу избирательности. Наряду с памятью, внимание минимизирует усилия мозга.
Внимание – это отношение субъекта восприятия к объекту. Это отношение к конкретному объекту (предмету), в котором воплощены желания субъекта, цели или средства достижения. Именно реальный предмет объективирует психологические потребности субъекта, разделяя субъект и объект в сознании. До этого личность и эмоции слиты в одном состоянии. Желания и цели, будучи только эмоциями, начинают трансформироваться в смысловые единицы.
Например, если у человека плохое настроение в результате того, что он не успел утром попить чай, то по дороге он будет выделять все кафе на улице. Причина плохого настроения становится более-менее понятной. Подсознательная работа становится содержимым сознания. Иногда, когда объектом нашего внимание становиться личностный субъект его называют самосознанием.
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе
Кроме того, внимание действует ещё более ювелирно, если это связано с практическим действием. Обычный камень во дворе не вызовет особого интереса, но, если необходимо забить гвоздь, его свойства – тяжесть и прочность – выделятся с помощью внимания из всей окружающей картины. Внимание отсеивает все несущественные свойства предмета и выделяет для сознания самое нужное.
Текст в отличие от реальных предметов содержит косвенную информацию о реальной ситуации. Так, текст в отличие от непосредственного восприятия предметов, несет минимум информации, исключая разносторонние сенсорные стимулы. Поэтому чтение учебной литературы ещё более усложняется, пропадает концентрация внимания.
Внимание и его важные параметры
Одним из важнейших психологических параметров внимания является волевая направленность сознания. Мало иметь в голове намеченную цель, необходим волевой импульс для её претворения в жизнь. Однонаправленность эмоций и чувств, когда цели ничего не противоречит, провоцирует человека на тот или иной поступок. Волевое усилие позволяет удерживать внимание от начала действия до конца. Например, дочитать всю статью целиком.
Воля влияет на плавное продвижение сознания сквозь мелкие цели к самой главной – приоритетной, не заостряя внимание на мелких деталях. Волевой импульс имеет и обратное воздействие на цель – подавляющее. Если цель неосуществима (или человек не видит всех вариантов её достижения), то она начинает подавляться, внимание притупляется.
Воля влияет на регуляцию нашего поведения, исключая импульсивные и социально не принятые поступки.
Воля и внимание также обуславливает механизм восприятия. Суть его в том, чтобы регулировать общий порог чувствительности в зависимости от сенсорного стимула. При волевом усилии чувствительность к определенным стимулам увеличивается, при этом подавляются все остальные стимулы. Таким образом, фокус внимания может смещаться, выделяя то одни смысловые фигуры в пространстве, то другие. Это хорошо видно на примере известного двойственного рисунка: на нем то воспринимается изображение молодой девушки, то, при смещении фокуса, образ старухи.
Важными характеристиками внимания являются – устойчивость и концентрация.
Устойчивость внимания — это время удержания объекта в поле сознания. Оно зависит от таких психологических факторов, как заинтересованность в информации, эмоциональный настрой, окружающий шум. К физиологическим факторам относят общее состояние организма. На устойчивость внимания имеет влияние присоединение к информации не одного сенсорного стимула, а несколько – сочетание звука и света.
Концентрация внимания – это насколько сильным является стимул, на который направлено внимание. При хорошей сосредоточенности на определенном действии (практическом или умственном), ум способен детализировать объект и проникать в его суть. В этом процессе отключаются посторонние стимулы и шум, исключаются пересечения разнородной информации, не имеющей отношение к поставленной задачи.
Виды внимания
Психологи определяют два вида внимания – непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Так, маленького ребенка невольно привлекают разные яркие предметы, новые люди и игрушки, которых раньше не было в комнате. Как правило, внимание у ребенка очень неустойчиво, его легко отвлечь. Действия игры у него пока непоследовательны. У ребенка постарше, после двух лет и до пяти, внимание играет важную роль в формировании речи. Происходит взаимный процесс контроля своего поведения с помощью речи и произвольного внимания. Развитие навыков происходит с помощью указательных жестов, вызывающих ассоциации предмета и «звукового» слова.
Непроизвольное внимание имеет установку и направленность на удовлетворения физиологических потребностей человека. Так, человек, который долго хотел пить, начинает искать сосуд с водой даже в том месте, где его обычно не бывает.
Новое событие или обстановка невольно привлекают внимание – это тоже считается непроизвольным вниманием. Например, нечасто можно увидеть человека, идущего по улице зимой в одной пижаме. Он привлечет внимание.
Произвольное внимание
Произвольное внимание ещё называют волевым вниманием. Человеку необходимо уже самому приложить все усилия, например, чтобы прочитать скучную инструкцию к телевизору. Важным психологическим фактором является личностный мотив, разные смысловые установки, эмоциональная заряженность. Отношение к цели, как изначально недостижимой, ведет заведомо к плохому результату.
Отдельно надо сказать про смысловую установку. В случае произвольного внимания должна преобладать мотивационная мысль «я должен», а не «я не хочу». Устойчивое и длительное внимание проявляется в отношении новой информации, если она актуализирует уже известную и присоединяется к старому опыту. Например, хорошо изученное иностранное слово выделяется сознанием в тексте и в речи наиболее четко, чем другие.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания
Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться удерживать его как можно дольше на нужном объекте или мысли, не допуская других.
Один мудрец сказал: «Есть два способа носить воду: просто носить воду и носить воду с удовольствием». Любое дело, которое делается, должно делаться сосредоточенно. Если человек думает о будущем результате своей работы, то он делает не одно дело, а два. Не следует в момент выполнения думать о награде за свою работу или о её последствиях.
Для того чтобы не прерывать свою работу, не отвлекать внимание на незнакомые детали (например, при чтении), заранее просматривайте план (или текст). Пытайтесь дополнить его недостающей информацией.
- Когда неудовлетворены физиологические потребности организма, то внимание к другим занятиям практически отсутствует. Перед тем, как начать занятие, следует проветрить окно или погулять на улице, немного перекусить. Стоит помнить, что переедание не способствует хорошей умственной работе и вызывает сильную сонливость.
- Улучшению работы мозга способствует прием витаминов группы В, железа, магния и белковой пищи.
- Различные запахи, например, запах лимона или апельсина способствует концентрации внимания.
- Метод развития на концентрацию внимания: сосредоточьте свой взгляд на кончиках пальцев. И старайтесь удержать его длительное время, не отвлекаясь.
https://chrome-effect.ru/myte/luchshie-uprazhneniya-na-vnimatelnost-v-sporte-koncentraciya-vnimaniya/