Легкая атлетика в школе
Содержание
Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.
Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.
- 1 Основы воспитательного процесса
- 2 Физкультура в школе
- 3 Легкая атлетика — основа физического воспитания.
- 4 Формы занятий физической культурой в школе
- 5 Программные требования по легкой атлетике в школе
- 6 Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах
- 6.1 В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.
- 6.2 Легкая атлетика в средних и старших классах
Основы воспитательного процесса
- Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
- Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
- Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.
Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.
Физкультура в школе
Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.
Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.
Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.
По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.
Легкая атлетика — основа физического воспитания.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.
Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.
Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.
Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.
Формы занятий физической культурой в школе
Структура занятий может быть разной:
- Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
- Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
- Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
- Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.
Программные требования по легкой атлетике в школе
За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:
Легкая атлетика 1 класс – 14 часов
Школьники в первом классе должны уметь:
- Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
- Бегать равномерно без остановки 10 минут
- В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
- Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
- Метать предметы в цель правой рукой
Легкая атлетика 2 класс – 16 часов
Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения
Легкая атлетика 3 класс – 12 часов
В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.
Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.
Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.
4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.
Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.
Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.
Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.
Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.
Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.
В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.
5-9 класс – 11 часов
В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.
Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах
В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.
Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.
Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.
- Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
- Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
- Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.
Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.
Легкая атлетика в средних и старших классах
Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.
В классах среднего звена школьники учатся:
- Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
- Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
- Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
- Метать мяч на дальность и с попаданием в цель
Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.
Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.
На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.
Легкая атлетика 7 класс
В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.
Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.
Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.
Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.
В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.
Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.
Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.
https://rusatletik.ru/legkaya-atletika-v-shkole.html