Лечебная физическая культура для детей с детским церебральным параличем.
Содержание
Лечебная Физкультура при ДЦП
Роль лечебной физкультуры полезна для профилактики множества заболеваний . Комплексно, с медикаментозным воздействием и массажем дает отличные результаты . ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей , страдающих ДЦП .
Важность занятий ЛФК при ДЦП
В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно — физкультурному комплексу упражнений . Данная нагрузка позитивно помогает :
развивать непосредственность и легкость торможения движений ;
уменьшает гипертонус мышечной ткани ;
успешно влияет на координацию движений ;
улучшает подвижности суставов ;
приобретать необходимые бытовые навыки ;
приобретаются навыки самообслуживания .
Начинать выполнять упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте . ЛФК способствует развитию мускулатуры и подвижности , делает мозг больного ребенка более пластичным . Снижается риск серьезной задержки умственного развития .
Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет . Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений , но их можно уточнить лишь у лечащего врача . Однако стоит отметить , что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов , всегда можно подобрать подходящий .
Комплекс упражнений
Программа упражнений для детей с ДЦП должна включать следующие виды нагрузок :
Комплекс на растяжение мышц . Для профилактики тератогенеза нужно развивать подвижность мышц . Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений .
Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие . Это поможет регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами , позволяя совершать обыденные действия в быту .
Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний . Благотворно влияет на функциональность нервной ткани .
Программа для совершенствования антагонистических мышц .
Комплекс , направленный на развитие выносливости , стойкости , дисциплины организма .
Упражнения , способствующие закреплению нормальной ходьбы , корректирующие походку .
Нагрузки на удержание равновесия . Тренировка вестибулярного аппарата .
Правила выполнения упражнений
В первую очередь , необходимо соблюдать базовые правила , которые касаются комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП :
индивидуальный подход к каждому ребенку ;
соблюдение систематичности занятий ;
увеличение нагрузок должно происходить постепенно и под присмотром специалиста ;
при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие ребенка с ДЦП .
Роль массажа в лечебной медицине
Массаж служит вспомогательным , но очень важным элементом при отклонениях ДЦП . Он нормализирует кровообращение , способствует улучшению обмены веществ , оказывает благотворное влияние на мышечную ткань , снимает спазмы .
Выделяется три основных вида массажа при ДЦП :
Массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу , как только выявлен диагноз .
Определить степень заболевания можно примерно в 2 месяца.
Классический массаж направлен на снятие спазма и расслабление напряженных мышц , а также тонизирование ослабленных . Это помогает изменить искаженные позы ребенка . Движения при проведении процедуры должны быть плавными , медленными . Кожа не должна смещаться вслед за рукой .
непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы ;
валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц ;
катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы ;
прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях ;
растирание ладонью – способствует стимуляции крупных мышц ( ягодицы , спина , бедро );
Вспомогательные тренажеры
К дополнительным тренажерам для раннего развития , которые желательно иметь и дома , относится :
Коврик с неровной поверхностью , покрытый небольшими бугорками . Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками . Упор лучше делать на пяточки . Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний . Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения . Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить , нанести интересные аппликации , узоры . Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию .
Эспандер . Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов . Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой ( греча , рис ). Данное средство также исключает спастику пальцев .
Ходунки или прыгунки . Нужно внимательно отнестись к выбору данного тренажера . Желательно подбирать специальные – для детей , страдающих ДЦП . В них существует уникальная ортопедическая вставка , обладают функцией крепления к вертикальной поверхности . Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся . Рекомендуется родителям изучить все отзывы и , посоветовавшись со специалистом , принимать решение .
Бассейн для детей с ДЦП
Вода для детей всегда являлась источником радости , веселья , беззаботности . Дети с церебральным параличом , конечно же , не являются исключением .
Водные процедуры проводятся не более получаса . Не следует переутомлять мышцы . Лучше проводить занятия регулярно , терпеливо достигая результатов , чем за один раз , который не принесет успеха . Занятия необходимо выполнять постепенно , комплексами :
Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна , без контакта с водой . Необходимо объяснить ребенку , как правильно двигаться в воде . Следует , путем гимнастики , научить больного правильно шевелить руками и ногами .
При первом спуске в воду следует быть начеку . Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой . Ребенку понадобится дополнительная поддержка , как физическая , так моральная . Однако , нужно заметить , привыкают детки к плаванию очень быстро .
Далее уделяется внимание разминке рук . Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков . Необходимо показывать ребенку , как правильно двигать руками . Первые махи обязательно должны быть плавными , медленными . Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям . На следующих занятиях приступают к ускорению вращения .
Позже отдают должное движению ногами . Ввиду неверного развития опорно — двигательного аппарата у детей с ДЦП , необходимо исправлять это в бассейне . Хорошим способом служат прыжки в воде . Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки .
На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов . Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту . Главное – не « запускать » с лечением , выполнять все предписания врача и запастись терпением .
Гимнастика
Врожденное заболевание ДЦП — это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром — болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.
Лечебный эффект упражнений
Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.
Лечебное воздействие ЛФК на организм:
- Укрепляет ткани и органы детского организма.
- Активизирует ослабленные мышцы.
- Улучшает осанку.
- Нормализует обмен веществ.
- Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
- Способствует общему оздоровлению.
При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:
- выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
- освоения несложной трудовой деятельности;
- обслуживания себя без посторонней помощи.
Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.
Основные принципы методики
- В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
- Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
- Поэтапное увеличение физической нагрузки.
- Индивидуальный подход.
- Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.
Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.
Виды упражнений и особенности проведения занятий
Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:
- расслабляющие;
- способствующие улучшению динамики;
- стимулирующие двигательную активность;
- выполняемые лёжа;
- выполняемые сидя;
- имеющие игровую направленность.
Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).
Занятия для развития двигательного аппарата
При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.
Упражнения, улучшающие двигательную активность:
- Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
- Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
- Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
- Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
- Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.
Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.
Занятия для укрепления суставов
При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:
- Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
- Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
- Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
- Начальное положение — на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
- Начальная позиция — лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
- Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.
Укрепление мышц живота
В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:
- Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
- Исходное положение — лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
- Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.
Улучшение растяжки
Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:
- снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
- улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
- укрепляются мышцы конечностей.
Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.
Исходное положение — на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.
Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.
Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.
Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.
Расслабляющие упражнения
Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:
- Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
- Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
- В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.
Дыхательные упражнения
Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:
- Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
- С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
- На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два — руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.
Игровые упражнения
Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:
Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, — ему помогают взрослые. Главная задача — разрушить башню.
Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.
Складной ножик. Исходное положение — поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги — к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.
Колбаса. Начальная позиция — лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.
Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».
Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.
Источник https://infourok.ru/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-dlya-detej-s-detskim-cerebralnym-paralichem-4649267.html
Источник https://gimnastikasport.ru/lechebnaya/lfk/dlja-detei-s-dsp.html