Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ
Содержание
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.02.2019
Статья просмотрена: 2101 раз
Библиографическое описание:
Галимуллин, Н. Р. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ / Н. Р. Галимуллин. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14881/ (дата обращения: 03.03.2021).
Невозможно представить человека без физической активности. В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями, в которых необходима не только физическая сила, но и крепкое здоровье. Закладывать интерес к физической культуре необходимо с раннего возраста. Так как дети большую часть своего времени находятся в детском саду, укреплению их здоровья будут помогать педагоги, инструкторы по физической культуре. Для того чтобы ребенок увлекался физкультурными занятиями можно применить нетрадиционное физкультурное оборудование.
Особое значение физическое воспитание имеет в дошкольном возрасте. Создание интереса к различным физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно — волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие [2].
Дети в дошкольных учреждениях с большим интересом относятся к нетрадиционному физкультурно-игровому оборудованию. В отличии от обычных упражнений для “поддержания здоровья”, помогать различным героям из мультсериалов преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре становится более увлекательным.
Нетрадиционное оборудование применяется во всех видах детской деятельности — как в организованной (занятия в дошкольных учреждениях, утренняя гимнастика и т. д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они способствуют повышению двигательной активности ребёнка, облегчению адаптации, развитию основных движений, поддержки положительных эмоций, разнообразию игровой деятельности, повышению уровня воспитательно-образовательного процесса, развитию каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Применение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, шишки, мягкие игрушки, деревянные ложки) оказывает значительное влияние на развитие различных мышечных групп и укрепление мышечного тонуса.
Для этого во всех группах дошкольного учреждения необходимо иметь своеобразные «уголки», оборудованные самодельными спортивными снарядами, которые помогают скорректировать осанку и плоскостопие. Дорожка для коррекции стопы должна быть рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после «тихого часа», проходят по ней два-три раза. Данная дорожка состоит из нескольких ковриков: синтетический коврик с колким покрытием, который сегодня можно класть перед входной дверью или в ванной комнате, коврик с пришитыми рядами пуговиц и коврик с пришитыми рядами крышек от пластиковых бутылок.
— «Плетёная дорожка» — дорожка сплетена при помощи шнура способом макраме, колечки обвязываются пряжей и всё это пришивается на лапы тренажера «Осьминожка».
— Тренажёр для развивающий стопу и тренирующий чувство равновесия представляет собой обычную деревянную доску. На одной стороне доски рисуются «следы» детской стопы, а с обратной -крепится деревянный валик круглой формы. Главная задача ребёнка, занимающегося на таком тренажёре, — удержать равновесие на качающейся доске.
— «Мешочки с галькой» — в тряпичный мешочек насыпаны камешки — галька.
— «Массажные коврики» представляют собой коврики из ковролина, с пришитыми шипами, с колечками, шариками; можно расположить их последовательно друг за другом в виде дорожки, использовать на занятиях и в повседневной жизни, в том числе для упражнений после дневного сна.
Все эти пособия необходимо применять на занятиях. В водной части необходимо предложить детям пройти по массажёрам, располагающимся одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. В базовые упражнения включаются отдельные упражнения с массажёрами (“Плетёная дорожка”; “Мешочки с галькой”). При проведении основных занятий поточным и групповым способом эти упражнения будут являться промежуточными.
В процессе выполнения разных видов упражнений с применением нестандартного оборудования у детей формируются двигательные навыки и развивается координация.
− «Дорожка-змейка» состоящая из брусков поролона, которые соединены в виде кривой линии; используется для грамотного развития ловкости, усовершенствования таких навыков как равновесие, прыжки;
− «Дорожка-лестница» собирается из полос тонкого поролона, обшитого дерматином; применяется для упражнений разных видов ходьбы, бега, прыжков, лазания.
В процессе занятий, проходящих при помощи нестандартного физкультурного оборудования, могут создаваться достаточно усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, в процессе преодоления полосы препятствий, состоящей из разных тренажеров, совершают большое количество движений. «При этом они проявляют ловкость, выносливость быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость» [2]. Массажеры используются для того, чтобы укрепить мышцы стопы и предотвратить развитие плоскостопия.
«Стопа — это фундамент, на котором стоит здание — ваше тело» — утверждение Гиппократа.
К сожалению, у большинства современных детей возникает всё больше проблем «с фундаментом»
Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желёз, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятии по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить, босиком по разным поверхностям. И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрое приспособление «Осьминожки» [2].
Вывод: дошкольники с большим удовольствием и интересом относятся к занятиям с нетрадиционным физкультурно-игровым оборудованием. В процессе выполнения двигательных, игровых заданий дети не только укрепляют свое здоровье, но и изучают свойства разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), помогающие развивать их пространственное мышление.
- «Физическая культура дошкольника в ДОУ». Центр пед. Образования 2007. Бочарова Н. И.
- Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим досутпа: http://открытыйурок.рф/статьи/597094/. Дата доступа: 20.02.2019.
Похожие статьи
Использование нестандартного физкультурного оборудования.
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса.
В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям физической культурой, безопасного занятия спортом важно позаботиться о.
Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы.
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания
На своих занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её.
Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно.
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на.
Перед нами встала задача организации физкультурного занятия с учетом интересов
Далее инструктор по физической культуре представляет все сектора физкультурного зала
Подводя итоги в процессе беседы с детьми выясняем, какие движения были для них более.
Родительское собрание в ДОУ на тему «Здоровый образ жизни. »
Оборудование: нетрадиционное физкультурное оборудование.
Наш образ жизни требует двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр и активного отдыха.
Использование нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия.
Мастер-класс на тему «Использование метода наглядного. »
Проделано много работы по составлению конспектов занятий в нетрадиционной форме, так как практического материала в выше указанной литературе очень мало и дан он в сокращенном варианте. Пришлось проявить выдумку и творческий подход к этому.
Современные физкультурно-оздоровительные технологии как.
Важное место на занятиях по физической культуре занимают специальные дыхательные
Для выполнения гимнастических упражнений с предметами в различных исходных
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения.
Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.
Физкультурные занятия с детьми младшего дошкольного возраста организуется следующим образом. Построение детей в начале занятия
Так незаметно, в естественной игровой для ребенка форме, мы тренируем малыша, учим его выполнению основных движений, при этом.
Формы и методы работы по формированию у детей здорового.
Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей
Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную.
Образовательная среда как условие эффективности физического.
Особую роль в занятиях физическими упражнениями играет цветовое насыщение помещения, в
Нестандартное оборудование — это дополнительный стимул активизации
Занятия с нестандартным оборудованием позволяет решать задачи формирования двигательных.
Занятия с нестандартным оборудованием в детском саду. Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду
Методические рекомендации для воспитателей детских садов «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»
1. http://www. mbdou-teremok. ru/fizkultura/2016-03-24/nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-svoimi-rukami.
2. http://www. maam. ru/detskijsad/prezentacija-ispolzovanie-nestandartnogo-oborudovanija-po-fizicheskomu-vospitaniyu-v-rabote-s-detmi. html.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район
Методические рекомендации для
воспитателей детских садов
«НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Разработал: воспитатель МБДОУ д/с №11
Материал: верхняя часть пластиковых бутылок, контейнер от «киндер-сюрприза» или мячик, цветная нить или ленточка.
Цель: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.
Вариант использования: Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы!
Игры «Кто самый ловкий?», «Попади в цель», игры соревновательного характера.
«НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям, сформировать потребность к самостоятельным действиям, а также привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей.
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка у каждого родителя стоит на первом месте. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежеланию принимать участие в подвижных играх. Что приводит к росту заболеваемости.
Как сделать так, чтобы мир движений стал, действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? В решении этой проблемы, в нашей группе «Семицветик», мы используем нестандартное оборудование, изготовленное родителями, детьми и воспитателем своими руками, которое позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки и способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию.
Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому, оно, никогда не бывает лишним и скучным. Для педагогов и родителей, я предлагаю несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками.
«ВЕСЁЛЫЕ КАРАНДАШИ»
Материал: оборудование изготовлено из цветных карандашей или фломастеров, контейнер от киндер — сюрприза.
Цель: способствовать профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшение кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий.
Варианты использования: Массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп, поднимание карандаша пальцами ног. Использование в качестве атрибутов.
«МАССАЖНЫЕ ПЕРЧАТКИ»
Материал: Перчатки, бусы, пуговки, нитки с иголкой.
Цель: Повышение общего тонуса организма (помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников). Укрепление иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.
Использование: Дети делают массаж всех частей тела себе и друг дружке.
«ветерок БУТЫЛКЕ»
Материал: Пластиковая бутылка, наполненная конфетти, фольгой, кусочками пенопласта и т. д., в которой проделываются дырки. Трубочка для коктейля.
Цель: Учить правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот).
Использование: Ребенок дует в трубочку, вставленную в крышку. Дыхательные упражнения, в игровой деятельности.
Материал: Палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».
«ТРЕНАЖЕРЫ-ЭСПАНДЕРЫ»
Материал: Кольца, широкая резинка, упаковка от киндер-сюрприза.
Цель: Для развития различных групп мышц.
Использование: В свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе, в соревнованиях, для занятий ОРУ.
«АТРИБУТЫ: ФЛАЖКИ, ЛЕНТОЧКИ, ПЛАТОЧКИ, ХВОСТЫ»
Цель: Развитие двигательных умений и навыков.
Использование: В свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе, в соревнованиях. Для занятий ОРУ, подвижных игр, для выполнения танцевальных упражнений, для дыхательной гимнастики.
Материал: Фанера, палка, самоклеющаяся пленка.
Цель: Развитие координации движений, равновесия, профилактика плоскостопия.
Использование: Для занятий ОРУ. Игра «Кто дольше удержит равновесие?»
Материал: Полоски ткани, сделанные из детских колготок, поясов, заплетены в косичку; концы зафиксированы.
Цель: Развитие двигательной активности, ловкости движений, массаж стоп.
Использование: для ОРУ, для подвижных игр, как атрибуты, ходьба по косичкам, при обучении прыжкам на двух ногах. Игра «Ловишки с хвостиками»: Ведущий — «ловишка» догоняет игрока и забирает у него хвостик-косичку, прикреплённую сзади на спине игрока (за пояс).
Материал: Плотная ткань или кожзаменитель, песок или соль 150 и 200 грамм.
Цель: Развитие метательных навыков с разного расстояния и из разных положений, развитие силы рук. Воспитание позитивного духа соперничества.
Использование: Для занятий ОРУ и подвижных игр. Игра «Кто дальше бросит?», «Кто быстрее соберет?», «Веселые догонялки». Дети стоят в кругу, передают друг другу 2 мешочка. Цель игры: мешочки не должны встретиться, догнать друг друга. В соревнованиях, в качестве эстафетной палочки.
Материал: Из деревянных брусков, которые покрашены, и бельевой веревки.
Цель: Развитие координации движений.
Использование: Для выполнения основных видов движений, для самостоятельной игровой деятельности.
«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»
Материал: Коробка обклеенная самоклеющийся пленкой, стаканчики для ворот, фольга для мяча и трубочки.
Цель: Развивать дыхание, силу выдоха. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: в игровой деятельности.
Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мячи кладутся в центр игрового поля. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.
Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.
«КОЛЬЦЕБРОСЫ»
Материал: Деревянные фигурки, кольца.
Цель: Координация движений предплечья и кисти руки, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.
Использование: В свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе, в соревнованиях.
Нестандартное спортивное оборудование в ДОУ
Информация
Использование нетрадиционных пособий на занятиях по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 205 «Новоград» города Чебоксары
Чувашской Республики
Подготовила: инструктор по физкультуре Ларионова Галина Васильевна.
Нетрадиционное игровое оборудование своими руками
В буклете представлено игровое оборудования для детей изготовленное совместно с родителями, которое мы используем для сохранения и укрепления здоровья детей. Всё оборудование изготовлено из бросового материала.
МБДОУ «Тамбовский детский сад» пос.Тамбовский Романовского района Алтайского края
Воспитатель: Проскурина Евгения Николаевна
Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками «Попади в чашу»
«Попади в чашу» — пособие для развития моторики рук,глазомера и закрепления знаний основных цветов. Изготовлено из картона, пластиковых бутылок и цветной самоклеящейся ленты. Показать полностью…
-Лист плотного картона
-Цветной скотч (синий, зелёный, жёлтый, красный)
-Бутылки от воды(5л)-4шт
-Мячики (Это могут быть шарики для сухого бассейна или тактильные мягкие,шуршащие мячики и т. д.)
Вырезаем основу из плотного картона. Я обклеила белой подложкой под ламинат, а можно просто заламинировать прозрачным скотчем.
Сделала 4 воронки из пластиковых бутылок.
Нанесла на них разметки цветной самоклеящейся лентой.
Закрепила на картонной панели с помощью клеящего пистолета.
Дети с мячиками для метания располагаются перед панелью с чашами по одному. Обговаривается цель в которую нужно попасть – чаша конкретного цвета.. По команде «Раз,два, три,в цель попади!»-ребенок выполняет бросок.
Вот такая простая в исполнении, но очень увлекательная игра получилась!
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Автор опыта: Умникова Валентина Ивановна, воспитатель МБДОУ « Детский сад им. Ю. А. Гагарина », ( Смоленская область, г. Гагарин).
Место функционирования опыта:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» .
Опыт представлен: настоящим описанием.
Актуальность — поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель работы по данной теме.
Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :
1. Укреплять здоровье детей.
2. Обогащать знания детей о мире предметов.
3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.
4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.
5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: использование нетрадиционного оборудования в физкультурно оздоровительной работе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия использования оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.
- Описание основных методов и методик.
- Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность.
- Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Методы: наглядные — использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, показ физических упражнений.
Словесные — с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Практические — применяются для создания мышечно — двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
- Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.
3. Новизна.
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей дошкольников.
Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работу на первом этапе в нашем детском саду я вела по нескольким направлениям:
• Анализ научно-методической литературы;
• Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
• Разработка программы «Здоровый ребёнок»;
Весь процесс внедрения нетрадиционного оборудования в работу дошкольного учреждения строился в три этапа.
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: Совершенствование результатов проекта.
. . С.Я Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила план оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным
Нестандартное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: физкультурная непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Я разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности и общеразвивающих комплексов с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством созданы физкультурные «центры здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.
«Уроки здоровья». Разработан цикл занятий «Познай себя» и физкультминуток «Отдыхаем — здоровья прибавляем», пальчиковой гимнастики «Будем с пальцами дружить».
В детском саду проводятся «дни здоровья», «дни радости». В практику дошкольного учреждения внедряется опыт нетрадиционных технологий: ритмопластика, музыкотерапия, самомассаж, релаксационные упражнения, разные виды оздоровительной гимнастики (ритмическая, корригирующая, дыхательная). Традиционным стало у нас проведение перед началом занятий психологических оздоровительных минуток, а на занятиях — физкультминуток и пальчиковых игр. В режиме дня детского сада — гимнастика для глаз, упражнения после сна. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности
- Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём.
- Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
- Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
- Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
- Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- Повысить моторную плотность физкультурных занятий; 4
- Уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:
1. Безопасность в использовании.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Компактность и лёгкость в транспортировке.
6. Максимальная эффективность.
7. Универсальность и многофункциональность.
8. Доступность в использовании.
Работа с детьми по непосредственно образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина», разработанной на основе содержания «Программы от рождения до школы «.
Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- физические упражнения во время прогулок;
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
- оздоровительный бег на воздухе;
- ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
- корригирующая гимнастика.
На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре:
- интегрированные;
- комплексные;
- сюжетные;
- тематические.
Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нестандартным оборудованием.
В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для предупреждения плоскостопия и нарушения осанки повышения сопротивляемости организма.
Результативности в физкультурно-оздоровительной работе нельзя добиться без сотрудничества с родителями. Совместно с родителями были организованы такие мероприятия, как:
— мастер-классы «Сделай сам», «Все для здоровья».
-родительские собрания на темы: «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы», «Здоровье детей – в наших руках»; — консультации: «Домашний стадион», «Физическое воспитание ребёнка в семье», «Поиграем вместе» и другое;
— неделя здоровья, в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
— праздники, досуги, развлечения;
— размещение информации в родительском уголке .
— на сайте нашего ДОУ регулярно размещаются фотографии из спортивной жизни детей, информация о здоровье, интересные и полезные советы по укреплению и сохранению здоровья, и многое другое.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно — развивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14881/