Методика организации физкультурного занятия в первой младшей группе детского сада
Содержание
Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем более когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках — ребятах первой младшей группы (1,5–3 года), которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.
Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе
Назначение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе звучит в унисон с целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), и состоит в:
- развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
- пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);
- тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;
- воспитании осознанной необходимости в физической активности.
Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), призванными решать поставленные цели, является:
- обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;
- развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;
- освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;
- формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, переносить, катать, бросать);
- тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;
- отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно левой, правой;
- приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как курочки и пр.);
- воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.
На физкультурных занятиях дети приобщаются к подвижным играм
Виды уроков физической культуры в первой младшей группе
НОД по физкультуре в первой младшей группе реализуется следующими разновидностями занятий:
- традиционными уроками, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;
- сюжетными уроками, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, лисы, Незнайки, Буратино и др.);
- ритмической гимнастикой (к примеру, организованными по типу фитнес-тренировки или ленивой гимнастики (гимнастики пробуждения), детальнее о которой можно узнать здесь;
- нетрадиционных уроков (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).
Это интересно. Одной из разновидностей ритмической гимнастики является модульная гимнастика, состоящая из блоков упражнений с прищепками: дети под сопровождение рифмовки крепят прищепки на картонную основу и получают законченное изображение (солнышко, ёжик и пр.). Основной целью работы с этими модулями является тренировка мелкой моторики, играющая важную роль в развитии речи малышей первой младшей группы.
Фотогалерея: примеры модульной гимнастики для детей первой младшей группы
Виды физических упражнений для детей 1,5–3 лет
Как правило, педагог использует элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на урок времени.
Это интересно. С самыми младшими дошколятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку на уроках.
Таблица: разновидности упражнений для занятий с малышами первой группы
Направленность упражнений | Особенности физического развития | Примеры упражнений |
Бег, ходьба | Малыши слабо держат равновесие, наталкиваются друг на друга. | «Иди и повторяй» Дети с флажком в руке в колоне по одному становятся напротив педагога, шагающего спиной вперёд. Взрослый предлагает малышам шагать за ним, повторяя движения флажком (размахивая в разные стороны). |
«Перешагни» Упражнения на перешагивание препятствий: кубиков, верёвки и пр. | ||
«Пробеги по дорожке» Малыши пробегают между двумя обозначенными верёвками линями, расстояние между которыми в первом полугодии составляет 30 см, а во втором 25 см. | ||
Равновесие | Все задания выполняются при поддержке взрослого. | «Ходьба по дорожке» Малышам предлагается пройти по прямой дорожке шириной 20 см. Это интересно. В качестве усложнения малыши проходят по бревну или рейкам гимнастической стенки. |
«Перешагни» Детям предлагается перешагнуть через предметы высотой 10–15 см, расположенные наклонно. | ||
«Танцуем с ленточками» Дети кружатся влево и вправо с платочками, листочками или ленточками в руках. | ||
Прыжки | Детям сложно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки. | «Допрыгни до мяча» На расстоянии выше 5–7 см от вытянутой руки малыша подвешивается погремушка. Задача ребёнка состоит в том, чтобы допрыгнуть до цели. Примечание. Упражнения такого рода проводятся индивидуально в приемлемом для конкретного малыша темпе. |
«Перепрыгни ручеёк» Малыши перепрыгивают выложенный верёвками «ручеёк» шириной от 10 до 30 см. | ||
Метание, катание, бросание | Малыши держат мячики одной рукой, бросают, наоборот, двумя. | «Кати мне» Дети садятся на пол в парах и катят мячик друг другу. |
«Кто перебросит мячик через верёвку?» Каждый малыш тренируется в перебрасывании мяча через верёвку воспитателю. Вначале расстояние между взрослым и ребёнком должно быть 50 см, затем увеличивается до 1 м. | ||
«Забрось мяч в корзину» Малыши забрасывают мячик или мягкий мешочек в корзину с расстояния 50 см. Упражнение выполняется всеми детьми одновременно (фронтально), каждый делает до 6 попыток. Примечание: если вплоть до четвёртой попытки броски были неудачными, то педагог направляет движение руки ребёнка при помощи совместного выполнения броска. | ||
Лазание | Переход от лазанья на животе к лазанью на четвереньках, опираясь на колени и локти. | «Доползи до цели» Детям предлагается доползти до погремушки и погреметь ею. |
«Подползём под радугой» Малыши проползают под дугой из крепкой проволоки, декорированной тканью под радугу. |
В упражнениях малыши отрабатывают основные движения
Методические приёмы для физкультурных занятий
В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.
Наглядные приёмы
Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:
- картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);
- сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
- игрушками-персонажами занятия;
- атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
- демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
- показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.
Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста
Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.
Физическое развитие в дошкольном учреждении
Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.
Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.
Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.
Задачи фитнеса в детском саду
Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.
Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.
При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:
- пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
- гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
- капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.
Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.
Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:
- Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
- Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
- Приобщение к ЗОЖ и спорту
Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.
Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп
Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.
Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.
Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:
Виды спортивных элементов в детсаду
Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:
- Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
- утреннюю зарядку;
- дыхательную практику;
- упражнения с мячом;
- задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
- движения с обручем.
- Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
- элементы по профилактике плоскостопия;
- упражнения на растяжку;
- закаливающие процедуры, физкультура босиком;
- посещение бассейна;
- элементы на укрепление мышц спины и живота.
- Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
- ритмопластику;
- аэробику;
- гимнастику.
- Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
- футбол;
- баскетбол;
- волейбол;
- игры в команде;
- соревновательные игры.
Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.
Общеразвивающие упражнения в детском саду
В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.
Физический комплекс для утренней зарядки
В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:
- Потягушки
Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу. - Маятник
Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой. - Кукла
Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое. - Неваляшка
Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты. - Волчок
Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.
Дыхательная практика
Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.
В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:
- Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
- Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
- Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
- Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
- Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».
Движения с мячом
С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:
- стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
- перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
- садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
- прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
- подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.
Комплекс разных элементов с предметами и без них
- С кубиками
- Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
- Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
- Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
- С флажками
- Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
- Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
- Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
- Без предметов
- Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
- Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
- Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.
Движения с обручем
Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:
- Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
- Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
- Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
- Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
- Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.
Оздоровительная практика
Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.
Элементы, предупреждающие плоскостопие
Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.
Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:
- Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
- Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
- надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
- упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
- приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
- Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
- ставим ноги по очереди на пятки;
- шагаем на носочках вперед-назад;
- берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
- переносим платок из одной стопы в другую.
- Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
- Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
- Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.
Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.
Стретчинг в детском саду
Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.
В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:
- встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
- исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
- стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
- ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
- исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.
Элементы на укрепление мышц спины и живота
Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.
Хорошо себя показывают такие элементы:
- вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
- подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
- передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
- скручивания на фитболе или скамье для пресса;
- ягодичный мостик на фитболе и прочее.
А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.
Танцевальное и спортивное направление
Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:
- Аэробика
Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение. - Ритмическая гимнастика
Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти. - Логоритмика
Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи. - Звероаэробика
Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных. - Степ-аэробика
Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.
Основные правила фитнеса в детсаду
Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.
Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-fizkulturnogo-zanyatiya-v-mladshey-gruppe.html
Источник Источник https://valsport.ru/blog/detskii-fitnes-v-detskom-sadu/