Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Содержание
Вместе со стремительным ростом технического прогресса мир столкнулся с колоссальной проблемой 21 века – низкой физической активностью. Особенно эта «болезнь» затронула детей. Поэтому ответственным родителям важно вовремя осознать: проводя большую часть досуга в компании электронных гаджетов, ребенок с малых лет рискует своим здоровьем – искривляется позвоночник, нарушается обмен веществ, появляются проблемы с избыточным весом, повышается вероятность возникновения ССЗ и прочих функциональных сбоев в работе организма. Между тем, сформированные с первых лет любовь к спорту и здоровый образ жизни – колоссальная фундаментальная база для последующего общего развития.
Важность физического воспитания в семье
Небезызвестный В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что разноплановое развитие, вера в собственные силы, да даже мировоззрение, во многом находятся во власти здоровья и правильного физического воспитания. Систематические занятия спортом дают возможность накапливать силы, пополнять энергетические запасы, способствуют становлению важных личностных качеств, стимулируют гармоничное развитие. Разумеется, физическое воспитание детей дошкольного возраста стартует с семьи. В силах родителей:
- организовать малышу оптимальный режим дня, грамотно чередующий виды деятельности;
- приучить ребенка его к закаливанию – как минимум с помощью свежего воздуха, получаемого при регулярных активных прогулках;
- развить интерес у малыша к физкультуре – установить спортивный уголок дома, совместно выполнять утреннюю зарядку, устраивать эстафеты, спортивные игры, ходить в походы.
При этом нельзя сбрасывать со счетов возрастные особенности, личностные характеристики, общее состояние здоровья ребенка.
Цели и задачи физвоспитания детей
Главенствующая цель – способствовать всестороннему физическому развитию детей, вырабатывать двигательные навыки/умения, а затем совершенствовать их, воспитывать физически культурную личность: здоровую, выносливую, активную и т. д.
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста базируется на специальной программе, разработанной с учетом нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании».
- ФГОС ДО.
- СанПиН для ДОУ.
Базируясь на специфике возрастного периода, физиологическом и психологическом здоровье, оно реализует воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Охрана жизнедеятельности и укрепление здоровья детей – главная цель оздоровления. Для ее реализации подключают закаливание, призванное увеличить работоспособность, физическую выносливость, стойкость к заболеваниям. Все целенаправленные и последовательные действия родителей и воспитателей должны содействовать:
- формированию правильных изгибов позвоночного столба ребенка;
- выработке и сохранению здоровой осанки;
- развитию гармоничных пропорций тела (от мышц лица до сводов стопы);
- укреплению связок, мышц;
- наращиванию мышечной и костной массы;
- совершенствованию работы вегетативных органов.
Задачи образовательной направленности для детей – это:
- закладывание и развитие двигательных способностей (координация, умение удерживать равновесие, глазомер и др.).
- выработка мотивации и стойкого интереса к методичным спортивным тренировкам.
Последняя группа задач воспитывает в детях:
- качества морально-волевой направленности (настойчивость, выдержку, самообладание, уверенность в себе, пр.);
- нравственные характеристики (готовность к взаимопомощи, чувство собственного достоинства, пр.);
- гигиенические навыки, готовность и способность обслужить себя самостоятельно.
Средства физического воспитания
Для реализации вышеперечисленных задач, которые должны осуществляться комплексно, в правильной последовательности, применяются определенные средства. В их числе:
- разнонаправленные упражнения физического характера;
- гигиенические факторы;
- оздоровление посредством сил природы.
Общая физическая подготовка для детей стандартно делится на 3 компонента:
- Основная гимнастика, которую при необходимости можно сделать избирательной, т.е. развивать что-то определенное, к примеру, осанку. Она включает:
- ОФП;
- разновидности прогулочного шага, бега, пр.;
- строевые упражнения и танцевальные па.
- Подвижные игры, которые, наоборот, формируют физические качества не избирательно, а комплексно.
- Упрощенные варианты спортивных упражнений (те же забавы с мячом и пр.).
Гигиенические факторы – это совокупность грамотно выстроенного режима дня с дозированными периодами сна и активности, полноценное, здоровое питание, гигиена тела, пр.
К оздоровлению природой принято относить воздушные, солнечные и водные процедуры, имеющие громадное значение для закаливания, совершенствования процессов терморегуляции, нормализации психических механизмов и корректного развития нервной системы.
Закаливающие процедуры должны проводиться постепенно, последовательно, регулярно, активно, учитывая климатические особенности региона, с оглядкой на общее состояние здоровья ребенка, его медицинскую группу, наличие ОВЗ.
Принципы
Под этим понятием подразумеваются все те положения, правила и нормы, которые направляют деятельность взрослого, обуславливают построение тренировок с учетом личных качеств и возраста, а также половой принадлежности ребенка. Среди базовых:
- Гармоничное личностное развитие за счет комбинирования физического воспитания с его прочими разновидностями + широкая направленность базовой физподготовки.
- Связь физкультуры и спорта с реальной жизнью благодаря накоплению обширной базы двигательных навыков, многогранного развития физических умений, формирования активного жизненного кредо.
- Оздоровительная направленность.
Пристальное внимание уделяется также принципам наглядности, последовательности, соответствию занятий зрелости биологического созревания, цикличности их построения, систематичности чередования тренировок и отдыха, постепенности наращивания физических воздействий и рассеянности нагрузки.
Методы
Включают в себя средства и формы физического воспитания дошкольников, направленные на реализацию конкретных задач. Их педагогические возможности сложно переоценить, они позволяют грамотно подбирать программы тренировок, регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, пр.
Стандартно в физическом воспитании применяют 2 группы методов:
- Специфические, т. е. характерные исключительно данному виду деятельности.
- Общепедагогические.
К первой группе относят:
- строго регламентированные упражнения – направленные на обучение двигательным действиям и их дальнейшее совершенствование и/или на воспитание физических качеств;
- игровой метод;
- соревновательный метод (от эстафет или итоговых зачетов до полноценных спортивных состязаний).
Общепедагогические методы делятся на словесные (вербальные) и наглядные. Первые могут реализовываться в форме объяснений, инструктирования, лекций, команд или замечаний. Вторые подразумевают непосредственную или опосредованную наглядность, направленную возможность пошагово прочувствовать двигательное действие (личный пример, демонстрация видеороликов и картинок, зрительные ориентиры, например, разметка поля).
Выбирают методику, отталкиваясь от специфики возраста. Например, если трехлетки лучше всего воспринимают наглядность, то подготовительная группа уже отлично усваивает вербальность в чистом виде.
Особенности физического воспитания
Развитие дошколят 3-6 лет характеризуется существенными изменениями моторики и физиологии, растет скелет, увеличивается мышечная масса, пропорции тела видоизменяются. В это время силовые упражнения и прочие перегрузки недопустимы, все задачи должны реализовываться в игровой форме.
Уроки физкультуры становятся ведущей формой организованного и регулярного обучения детей двигательной активности. Для этого подбираются посильные для дошкольника физ. нагрузки, при необходимости используется индивидуальный подход, создается благоприятная среда для многогранного развития.
Так, в ДОУ систематическая работа состоит из: ежеутренней гимнастики, промежуточных дневных «физкультминуток», занятий физкультурой в зале и на свежем воздухе. Обучение строится в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что не только делает его более занимательным, но и способствует повышению познавательной способности детей и их заинтересованности в физической культуре.
Проблемы
Актуальные проблемы обсуждаемой тематики на фоне требований, выдвигаемых образовательной системой:
- высокий уровень заболеваемости (на момент подготовки к школе число абсолютно здоровых детей не превышает 10%);
- гипокинезия – низкая двигательная активность;
- слабая диагностика физического развития и физической подготовки дошкольников;
- бездействие родителей, которые в силу занятости и ряда прочих причин не уделяют этому вопросу должного внимания.
Показатели развития детей
Оцениваются по следующим физическим параметрам: рост, вес, пульс, замена зубов на коренные, особенности питания и режима дня. Примечательно, что особенности развития принимаются во внимание с учетом подразделения дошколят на две группы – младший и старший дошкольный возраст.
Показатели физических возможностей проверяются с помощью специальных тестовых упражнений на выносливость, гибкость, скорость, прыгучесть.
- к 3-м годам: малыш активно ходит, бегает, залезает на возвышенности;
- к 4-м: может уверенно спрыгнуть с небольшой высоты, отлично ловит и бросает мяч и прочие предметы, катается на велосипеде;
- к 5-6: выполняет большую часть стандартных движений, в том числе преодолевает преграды
Перед школой небольшой тест проводится педиатром: ребенку предлагается выполнить 10-15 приседаний и столько же наклонов. В норме – для приседаний достаточно 20 секунд, при этом допустимо учащение пульса до 70%, через 2-3 минуты он должен опуститься до своего нормального значения.
Прививаем здоровый образ жизни
Это комплексная задача, реализация которой должна достигаться совместными усилиями родителей и детского сада. Что следует делать в рамках семьи:
- Наглядно демонстрировать, что значит быть физически активным и здоровым.
- Вырабатывать привычку придерживаться режима дня.
- Соблюдать принципы рационального питания.
- Чаще играть активно.
- Прививать интерес к миру спорта: смотреть соответствующие программы, посещать спортивные соревнования, следить за достижениями какого-то известного спортсмена (например, своего земляка).
Выбираем спортивную секцию
Занятия спортом в раннем возрасте – действенный метод для воспитания физически активной личности. Спортивная секция развивает выносливость, смелость, уверенность в себе, в целом укрепляет здоровье. Прежде чем определяться с выбором, стоит посетить педиатра на предмет выявления возможных противопоказаний. Принимать итоговое решение нужно, опираясь на пожелания самого ребенка, с учетом возрастных показателей и допустимой степени нагрузок:
- с 3-4 лет – акробатика, любые виды гимнастики, фигурное катание, единоборства;
- в 5-6 лет – легкая атлетика, спортивные игры с мячом, теннис (большой в том числе);
- 7 лет – единоборства, командные виды спорта.
Советы родителям
В физическом воспитании детей важны три обязательные условия: поддержка, терпение и личный пример. Начинать нужно с коррекции своего отношения к физ. активности – если спорт для папы сводится к просмотру футбола, разве вправе он требовать от сына или дочери высоких результатов в этой сфере? В целом, все правила предельно просты: поощрять за достижения, не ругать за неудачи, не ждать «мировых рекордов», учитывать возраст ребенка при планировании его физической нагрузки, изучать современные технологии, адресованные в поддержку детского здоровья, и активно применять их.
Выводы
При создании подходящий обстановки для корректного физ. воспитания дошкольника не стоит забывать о комплексной реализации задачи: укреплять здоровье, воспитывать характер, открывать новые вершины для развития детского потенциала.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Вместе со стремительным ростом технического прогресса мир столкнулся с колоссальной проблемой 21 века – низкой физической активностью. Особенно эта «болезнь» затронула детей. Поэтому ответственным родителям важно вовремя осознать: проводя большую часть досуга в компании электронных гаджетов, ребенок с малых лет рискует своим здоровьем – искривляется позвоночник, нарушается обмен веществ, появляются проблемы с избыточным весом, повышается вероятность возникновения ССЗ и прочих функциональных сбоев в работе организма. Между тем, сформированные с первых лет любовь к спорту и здоровый образ жизни – колоссальная фундаментальная база для последующего общего развития.
Важность физического воспитания в семье
Небезызвестный В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что разноплановое развитие, вера в собственные силы, да даже мировоззрение, во многом находятся во власти здоровья и правильного физического воспитания. Систематические занятия спортом дают возможность накапливать силы, пополнять энергетические запасы, способствуют становлению важных личностных качеств, стимулируют гармоничное развитие. Разумеется, физическое воспитание детей дошкольного возраста стартует с семьи. В силах родителей:
- организовать малышу оптимальный режим дня, грамотно чередующий виды деятельности;
- приучить ребенка его к закаливанию – как минимум с помощью свежего воздуха, получаемого при регулярных активных прогулках;
- развить интерес у малыша к физкультуре – установить спортивный уголок дома, совместно выполнять утреннюю зарядку, устраивать эстафеты, спортивные игры, ходить в походы.
При этом нельзя сбрасывать со счетов возрастные особенности, личностные характеристики, общее состояние здоровья ребенка.
Цели и задачи физвоспитания детей
Главенствующая цель – способствовать всестороннему физическому развитию детей, вырабатывать двигательные навыки/умения, а затем совершенствовать их, воспитывать физически культурную личность: здоровую, выносливую, активную и т. д.
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста базируется на специальной программе, разработанной с учетом нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании».
- ФГОС ДО.
- СанПиН для ДОУ.
Базируясь на специфике возрастного периода, физиологическом и психологическом здоровье, оно реализует воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Охрана жизнедеятельности и укрепление здоровья детей – главная цель оздоровления. Для ее реализации подключают закаливание, призванное увеличить работоспособность, физическую выносливость, стойкость к заболеваниям. Все целенаправленные и последовательные действия родителей и воспитателей должны содействовать:
- формированию правильных изгибов позвоночного столба ребенка;
- выработке и сохранению здоровой осанки;
- развитию гармоничных пропорций тела (от мышц лица до сводов стопы);
- укреплению связок, мышц;
- наращиванию мышечной и костной массы;
- совершенствованию работы вегетативных органов.
Задачи образовательной направленности для детей – это:
- закладывание и развитие двигательных способностей (координация, умение удерживать равновесие, глазомер и др.).
- выработка мотивации и стойкого интереса к методичным спортивным тренировкам.
Последняя группа задач воспитывает в детях:
- качества морально-волевой направленности (настойчивость, выдержку, самообладание, уверенность в себе, пр.);
- нравственные характеристики (готовность к взаимопомощи, чувство собственного достоинства, пр.);
- гигиенические навыки, готовность и способность обслужить себя самостоятельно.
Средства физического воспитания
Для реализации вышеперечисленных задач, которые должны осуществляться комплексно, в правильной последовательности, применяются определенные средства. В их числе:
- разнонаправленные упражнения физического характера;
- гигиенические факторы;
- оздоровление посредством сил природы.
Общая физическая подготовка для детей стандартно делится на 3 компонента:
- Основная гимнастика, которую при необходимости можно сделать избирательной, т.е. развивать что-то определенное, к примеру, осанку. Она включает:
- ОФП;
- разновидности прогулочного шага, бега, пр.;
- строевые упражнения и танцевальные па.
- Подвижные игры, которые, наоборот, формируют физические качества не избирательно, а комплексно.
- Упрощенные варианты спортивных упражнений (те же забавы с мячом и пр.).
Гигиенические факторы – это совокупность грамотно выстроенного режима дня с дозированными периодами сна и активности, полноценное, здоровое питание, гигиена тела, пр.
К оздоровлению природой принято относить воздушные, солнечные и водные процедуры, имеющие громадное значение для закаливания, совершенствования процессов терморегуляции, нормализации психических механизмов и корректного развития нервной системы.
Закаливающие процедуры должны проводиться постепенно, последовательно, регулярно, активно, учитывая климатические особенности региона, с оглядкой на общее состояние здоровья ребенка, его медицинскую группу, наличие ОВЗ.
Принципы
Под этим понятием подразумеваются все те положения, правила и нормы, которые направляют деятельность взрослого, обуславливают построение тренировок с учетом личных качеств и возраста, а также половой принадлежности ребенка. Среди базовых:
- Гармоничное личностное развитие за счет комбинирования физического воспитания с его прочими разновидностями + широкая направленность базовой физподготовки.
- Связь физкультуры и спорта с реальной жизнью благодаря накоплению обширной базы двигательных навыков, многогранного развития физических умений, формирования активного жизненного кредо.
- Оздоровительная направленность.
Пристальное внимание уделяется также принципам наглядности, последовательности, соответствию занятий зрелости биологического созревания, цикличности их построения, систематичности чередования тренировок и отдыха, постепенности наращивания физических воздействий и рассеянности нагрузки.
Методы
Включают в себя средства и формы физического воспитания дошкольников, направленные на реализацию конкретных задач. Их педагогические возможности сложно переоценить, они позволяют грамотно подбирать программы тренировок, регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, пр.
Стандартно в физическом воспитании применяют 2 группы методов:
- Специфические, т. е. характерные исключительно данному виду деятельности.
- Общепедагогические.
К первой группе относят:
- строго регламентированные упражнения – направленные на обучение двигательным действиям и их дальнейшее совершенствование и/или на воспитание физических качеств;
- игровой метод;
- соревновательный метод (от эстафет или итоговых зачетов до полноценных спортивных состязаний).
Общепедагогические методы делятся на словесные (вербальные) и наглядные. Первые могут реализовываться в форме объяснений, инструктирования, лекций, команд или замечаний. Вторые подразумевают непосредственную или опосредованную наглядность, направленную возможность пошагово прочувствовать двигательное действие (личный пример, демонстрация видеороликов и картинок, зрительные ориентиры, например, разметка поля).
Выбирают методику, отталкиваясь от специфики возраста. Например, если трехлетки лучше всего воспринимают наглядность, то подготовительная группа уже отлично усваивает вербальность в чистом виде.
Особенности физического воспитания
Развитие дошколят 3-6 лет характеризуется существенными изменениями моторики и физиологии, растет скелет, увеличивается мышечная масса, пропорции тела видоизменяются. В это время силовые упражнения и прочие перегрузки недопустимы, все задачи должны реализовываться в игровой форме.
Уроки физкультуры становятся ведущей формой организованного и регулярного обучения детей двигательной активности. Для этого подбираются посильные для дошкольника физ. нагрузки, при необходимости используется индивидуальный подход, создается благоприятная среда для многогранного развития.
Так, в ДОУ систематическая работа состоит из: ежеутренней гимнастики, промежуточных дневных «физкультминуток», занятий физкультурой в зале и на свежем воздухе. Обучение строится в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что не только делает его более занимательным, но и способствует повышению познавательной способности детей и их заинтересованности в физической культуре.
Проблемы
Актуальные проблемы обсуждаемой тематики на фоне требований, выдвигаемых образовательной системой:
- высокий уровень заболеваемости (на момент подготовки к школе число абсолютно здоровых детей не превышает 10%);
- гипокинезия – низкая двигательная активность;
- слабая диагностика физического развития и физической подготовки дошкольников;
- бездействие родителей, которые в силу занятости и ряда прочих причин не уделяют этому вопросу должного внимания.
Показатели развития детей
Оцениваются по следующим физическим параметрам: рост, вес, пульс, замена зубов на коренные, особенности питания и режима дня. Примечательно, что особенности развития принимаются во внимание с учетом подразделения дошколят на две группы – младший и старший дошкольный возраст.
Показатели физических возможностей проверяются с помощью специальных тестовых упражнений на выносливость, гибкость, скорость, прыгучесть.
- к 3-м годам: малыш активно ходит, бегает, залезает на возвышенности;
- к 4-м: может уверенно спрыгнуть с небольшой высоты, отлично ловит и бросает мяч и прочие предметы, катается на велосипеде;
- к 5-6: выполняет большую часть стандартных движений, в том числе преодолевает преграды
Перед школой небольшой тест проводится педиатром: ребенку предлагается выполнить 10-15 приседаний и столько же наклонов. В норме – для приседаний достаточно 20 секунд, при этом допустимо учащение пульса до 70%, через 2-3 минуты он должен опуститься до своего нормального значения.
Прививаем здоровый образ жизни
Это комплексная задача, реализация которой должна достигаться совместными усилиями родителей и детского сада. Что следует делать в рамках семьи:
- Наглядно демонстрировать, что значит быть физически активным и здоровым.
- Вырабатывать привычку придерживаться режима дня.
- Соблюдать принципы рационального питания.
- Чаще играть активно.
- Прививать интерес к миру спорта: смотреть соответствующие программы, посещать спортивные соревнования, следить за достижениями какого-то известного спортсмена (например, своего земляка).
Выбираем спортивную секцию
Занятия спортом в раннем возрасте – действенный метод для воспитания физически активной личности. Спортивная секция развивает выносливость, смелость, уверенность в себе, в целом укрепляет здоровье. Прежде чем определяться с выбором, стоит посетить педиатра на предмет выявления возможных противопоказаний. Принимать итоговое решение нужно, опираясь на пожелания самого ребенка, с учетом возрастных показателей и допустимой степени нагрузок:
- с 3-4 лет – акробатика, любые виды гимнастики, фигурное катание, единоборства;
- в 5-6 лет – легкая атлетика, спортивные игры с мячом, теннис (большой в том числе);
- 7 лет – единоборства, командные виды спорта.
Советы родителям
В физическом воспитании детей важны три обязательные условия: поддержка, терпение и личный пример. Начинать нужно с коррекции своего отношения к физ. активности – если спорт для папы сводится к просмотру футбола, разве вправе он требовать от сына или дочери высоких результатов в этой сфере? В целом, все правила предельно просты: поощрять за достижения, не ругать за неудачи, не ждать «мировых рекордов», учитывать возраст ребенка при планировании его физической нагрузки, изучать современные технологии, адресованные в поддержку детского здоровья, и активно применять их.
Выводы
При создании подходящий обстановки для корректного физ. воспитания дошкольника не стоит забывать о комплексной реализации задачи: укреплять здоровье, воспитывать характер, открывать новые вершины для развития детского потенциала.
Источник Источник https://prodetskiysad.ru/razvitie/fizicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta
Источник Источник https://prodetskiysad.ru/razvitie/fizicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta