Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста
Содержание
Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.
Физическое развитие в дошкольном учреждении
Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.
Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.
Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.
Задачи фитнеса в детском саду
Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.
Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.
При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:
- пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
- гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
- капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.
Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.
Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:
- Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
- Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
- Приобщение к ЗОЖ и спорту
Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.
Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп
Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.
Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.
Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:
Виды спортивных элементов в детсаду
Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:
- Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
- утреннюю зарядку;
- дыхательную практику;
- упражнения с мячом;
- задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
- движения с обручем.
- Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
- элементы по профилактике плоскостопия;
- упражнения на растяжку;
- закаливающие процедуры, физкультура босиком;
- посещение бассейна;
- элементы на укрепление мышц спины и живота.
- Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
- ритмопластику;
- аэробику;
- гимнастику.
- Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
- футбол;
- баскетбол;
- волейбол;
- игры в команде;
- соревновательные игры.
Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.
Общеразвивающие упражнения в детском саду
В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.
Физический комплекс для утренней зарядки
В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:
- Потягушки
Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу. - Маятник
Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой. - Кукла
Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое. - Неваляшка
Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты. - Волчок
Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.
Дыхательная практика
Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.
В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:
- Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
- Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
- Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
- Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
- Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».
Движения с мячом
С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:
- стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
- перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
- садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
- прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
- подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.
Комплекс разных элементов с предметами и без них
- С кубиками
- Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
- Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
- Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
- С флажками
- Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
- Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
- Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
- Без предметов
- Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
- Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
- Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.
Движения с обручем
Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:
- Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
- Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
- Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
- Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
- Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.
Оздоровительная практика
Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.
Элементы, предупреждающие плоскостопие
Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.
Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:
- Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
- Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
- надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
- упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
- приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
- Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
- ставим ноги по очереди на пятки;
- шагаем на носочках вперед-назад;
- берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
- переносим платок из одной стопы в другую.
- Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
- Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
- Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.
Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.
Стретчинг в детском саду
Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.
В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:
- встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
- исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
- стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
- ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
- исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.
Элементы на укрепление мышц спины и живота
Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.
Хорошо себя показывают такие элементы:
- вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
- подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
- передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
- скручивания на фитболе или скамье для пресса;
- ягодичный мостик на фитболе и прочее.
А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.
Танцевальное и спортивное направление
Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:
- Аэробика
Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение. - Ритмическая гимнастика
Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти. - Логоритмика
Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи. - Звероаэробика
Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных. - Степ-аэробика
Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.
Основные правила фитнеса в детсаду
Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.
Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.
Физкультурные занятия в ДОО
— презентации для педагогов
Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов
Гимнастика для ленивого кишечника
— презентации для педагогов
Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОО
Положение о конкурсе
Растяжка 23 февраля
Технологическая карта физкультурного занятия в ДОО
Технологическая карта утренней гимнастики для детей
Анкета для родителей о значении спорта в семье
Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОО (новая)
— презентации для педагогов
Основные требования к двигательному режиму в ДОО
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОО
Новогодняя растяжка
Дидактические игры по обучению детей правилам дорожного движения
Подготовительные и подводящие упражнения
График физкультурно-оздоровительных режимов в ДОО
Обучение дошкольников основным видам движений ЛАЗАНИЕ
Физкультурные занятия в детском саду — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений
Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО
— формировать двигательные умения и навыки
— развивать физические качества
— удовлетворять естественную потребность в движении
— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
— дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
— создать условия для разностороннего развития детей
Характерными чертами физкультурного занятия являются
— дидактическая направленность
— руководящая роль воспитателя
— строгая регламентация деятельности детей
— структурированность
— дозирование физической нагрузки
— постоянный состав занимающихся
Значение физкультурных занятий
Физкультурные занятия
— способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
— позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
— позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
— способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
— развивают речь
— развивают у детей оценочные суждения
— несут оздоровительную направленность
— обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
— позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
— способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
— формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям
— дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.
Типы физкультурных занятий
— учебно-тренировочные
— на закрепление и совершенствование движений
— игровые
— сюжетные
— тематические
— контрольное
— интегрированное
— занятия-походы (элементарный туризм)
— с элементами фольклора, современных танцевальных движений, ритмической гимнастики ,у-шу, хатха-йоги
Структура физкультурного занятия
1.Вводная часть
— разучивание строевых упражнений
— освоение разных способов ходьбы и бега
— закрепление выполнения простых усвоенных движении (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)
— использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие
— развитие быстроты реакции и активизация внимания детей
— развитие динамической ориентировки в пространстве
— вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку
— разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
Завершается перестроением на выполнение комплекса ору
2. Основная часть
— формирование правильной осанки
— содействие подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреваются различные части тела, что предупреждает травматизм и обеспечивает наилучший результат в выполнении движения
— применение подводящих упражнений для создания условий успешного овладения разучиваемых движений
— обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала
— воспитание физических и нравственно-волевых качеств
— совершенствование физиологических функций организма
3. Заключительная часть
— предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.
Продолжительность физкультурных занятий в ДОО
в 1 младшей группе — 10 мин
во 2 младшей группе — 15 мин
в средней — 20
в старшей — 25 мин
в подготовительной — 30 мин
Подбор физических упражнений на занятии
Принципы подбора упражнений
— функциональный
— анатомический
— физиологический
Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях обязательно должны быть упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, которые должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.
Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвиваюших упражнений.
Подводящие упражнения помогают овладеть техникой данного двигательного действия, когда ребенок невольно принимает нужное положение тела, выполняет движение нужным способом, так появляются те мышечные ощущения, которые соответствуют описанию, объяснению движений.
Подготовительные упражнения имеют своей целью общую подготовку, повышение функционального уровня органов и систем, развития физических качеств (силы, выносливости)
Способы организации детей на физкультурном занятии
— фронтальный
при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.
— групповой
при этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.
— поточный
предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
— индивидуальный
дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.
— посменный
нередко инструктор на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.
Контроль при выполнении движений
— подсказки педагога, указания, напоминания
— контроль осуществляемый другим ребенком
— самоконтроль
Сочетание умственной и двигательной активности
Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.
Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая
Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временными показателями ко всей длительности занятия, данного в процентах.
Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.
Расчет общей плотности занятия
Tn х 100
To , где Tn — время затраченное на выполнение упражнений
To — общее время занятия
Расчет моторной плотности занятия
Td х 100
To , где Td — чистое время выполнения упражнений
To — общее время занятия
Источник Источник https://valsport.ru/blog/detskii-fitnes-v-detskom-sadu/
Источник https://fizinstruktor.ru/%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B4%D0%BE%D0%BE/