Лфк при дцп комплекс упражнений гидрореабилитации в бассейне для детей
Содержание
Нормализация тонуса Применяются ванны или теплые бассейны с температурой 36 -37°С, продолжительностью 7 -10 -12 мин. Пассивные движения непосредственно в воде и мас саж под водой. 0 бучение ребенка удержанию туловища на воде; Применять массаж можно сразу же после ванны (15 -20 минут) и использовать корригирующие укладки на шинах (от 10 мин до 1 ч). В этот же день после отдыха (2 -4 ч) проводят лечебную гимнастику. Применяют про цедуры мануального сегментарно-рефлекторного и местного массажа конечностей. Больным детям старше 7 лет может быть проведен курс подводного вихревого массажа и подводного душа-массажа.
Подготовка к созданию мышечного корсета: Занятия в теплом бассейне температура воды 32 -33 градуса; Продолжительность занятий 30 -45 минут Симметричные пассивно-активные упражнения; Симметричные активные упражнения. Использование элементов массажа в воде.
Упражнения на расслабление Упражнения на дыхание Упражнения на скольжение выполняются на груди и на спине Упражнения на легкие погружения на глубину Занятие заканчивается восстановлением дыхания и игровыми приема.
После занятий на расслабленные мышца массаж 15 -20 минут
Тренировочный этап: Бассейн с температурой 28 -30 градусов Погружения на глубину обучение правильным движениям рук и ног; обучение дыханию в воде с погружением головы в воду; обучение отдельным элементам разных способов плавания; упражнения на мышечную выносливость.
Задачи тренировочного этапа: Обучение навыку дыхания Обучение хорошо обтекаемому горизонтальному положению тела Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине в ластах Обучение нырянию в глубину, в длину Тренировка в переносе двигательных навыков, полученных в воде, «на сушу» .
Гимнастика на мяче Занятия на мяче (фитболе ) может использоваться как самостоятельная методика, так и вместе с лечебным массажем Нормализует мышечный тонус Уменьшает влияние тонических рефлексов Стимулирует развитие лабиринтного установочного и шейных цепных установочных рефлексов Начинать следует с простых упражнений, таких как покачивание на животе вперед-назад. Размах и количество повторений увеличивается постепенно. Занятия можно проводить по 5 -10 минут и не ранее чем через час после кормление. Часто занятия на мяче проводятся как завершающий этап массажа.
Выводы Эффективность восстановительного лечения детей с ДЦП значительно возрастает при включении в лечебный комплекс нескольких физических факторов, усиливающих и дополняющих друга.
При выборе средств воздействия необходимо учитывать форму патологического процесса, возраст ребенка, общую реактивность организма. Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией.
Массаж можно проводить непосредственно в воде или после водных процедур.
Литература 1. Дубровский В. И. Детские церебральные параличи. – В кн. : Спортив-ная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2 -е изд. , доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425 -426. 2. Ефименко Н. Н. , Сермеев Б. В. и методика занятий физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.
: Совет-ский спорт, 1991. – 56 с. 3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов фи-зической культуры / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс» , 1999. – 608 с. 4. Штеренгерц А. Е. , Белая Н. А. Массаж для взрослых и детей. – К. : Здоровья, 1996. – 384 с. 5. Штеренгерц А. Е.
Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К. : Здоровья, 1989. – 187 с. 6. Шамарин Т. Г. , Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста, 1999 г -168 с. 7.
Последствия перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста и возможности их коррекции –методическое пособие И. В. Солодкова, Е. В. Соколова, М. В. Меркулова 2014 г
Особенности проведения ЛФК для детей при диагнозе ДЦП
Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.
ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.
Лечить ДЦП необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.
Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться.
Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП.
Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.
Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.
Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.
Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.
Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры
Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно.
Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата.
Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.
При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.
Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:
- для растяжки мышц;
- чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
- для развития чувствительности нервной системы;
- для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
- чтобы все органы имели хорошую выносливость;
- чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
- чтобы научить ребенка правильно ходить;
- чтобы органы чувств были развиты;
- для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.
Упражнения, которые необходимо проводить, для того чтобы развивать навыки двигаться
Существует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.
Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе.
Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища.
В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.
Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.
Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.
В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:
- Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
- Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
- Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
- Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
- Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
- Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.
Упражнения, которые применяют для разработки суставов
- Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
- Ребенок лежит на боку.
Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
Нужно сгибать и разгибать колени малыша.
Дополнительные упражнения
Упражнения, которые тренируют мышцы живота:
- Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
- Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
- Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.
Комплекс упражнений на растяжку:
- Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох , а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
- Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.
Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.
Упражнения с мячом:
- Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
- Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
- Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.
Упражнения на развитие ходьбы:
- Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
- Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.
Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.
Можно сделать вывод, что упражнения для ДЦП достаточно разнообразные и подбираются для каждого пациента индивидуально.
Особое внимание при составлении комплекса упражнений необходимо обратить на развитие координации, на улучшение мелкой моторики рук, на мимику лица.
Чтобы облегчить жизнь ребенка, можно использовать различные тренажеры, которые помогут прогуливаться на свежем воздухе. Не стоит забывать об упражнениях, которые помогут вашему ребенку самому совершать необходимые гигиенические процедуры.
Упражнения в воде для дцп ребенка
Тренер-инвалид разработала водные упражнения для детей, больных ДЦП [ Редактировать ]
03 мая 2012 23:20 по материалам: Подробности-ТВ 2907
Вода поставит на ноги. Подробности продолжают цикл сюжетов, посвящённых грядущему Дню инвалида. Сегодня речь пойдёт о необычной методике, которая помогает детям с диагнозом ДЦП, когда врачи уже бессильны.
Руку помощи протянула спортсменка-инвалид Ольга Пашолок. Чтобы научить ребят ходить, она предложила им погрузиться в воду. Сама тренер передвигается на протезах, у неё нет ног.
Как же при этом Ольге удаётся ставить на ноги малышей — видела наша съёмочная группа.
Внешне эта жизнерадостная женщина совсем не похожа на инвалида. Разве что немного хромает. Шестнадцать лет назад Ольга попала в аварию и потеряла обе ноги. Её жалели, а она хотела жить полноценной жизнью.
Ольга Пашолок, тренер группы детей, больных ДЦП:
— Мне милостыню давали! Хорошо, меня друзья научили — Сдачи нет. Извините, у меня нет сдачи! . Я себе дала слово, что я действительно поднимусь, что я буду жить жизнью здоровых людей.
Слово она сдержала. Вот любительская съёмка две тысячи восьмого года: уже без ног Ольга Пашолок переплывает Босфор. Пусть не физически, но душой она исцелилась и тогда решила — должна помогать другим. Вот уже два года Ольга бесплатно тренирует детей в городском бассейне. Девятилетняя Даша — одна из её учениц.
Даша Коваленко, девочка больная ДЦП:
— Не быстро, но пока плаваю.
У всех одиннадцати учеников — диагноз ДЦП. Большинство почти всё время проводили дома, в четырёх стенах.
Светлана Горба, мать больного мальчика:
— Каждый придёт, посмотрит — и никто не хочет с такими детьми заниматься. Все говорят — ой, тяжело! Мы когда узнали, что создаётся такая группа, мы не поверили своим глазам и ушам!
Сначала Ольга проводила занятия, чтобы развлечь детей. Но оказалось, что после упражнений в воде они начали чувствовать себя лучше. Тогда, посоветовавшись с врачами, для каждого из ребят разработала свой комплекс упражнений.
Наталья Грищенко, корреспондент:
— Глубина бассейна не больше метра. Но ребятам этого достаточно. На занятия необычная группа пловцов приходит дважды в неделю. Водные тренировки делают то, что не под силу лекарствам.
Когда Дарина в воде, никто и не догадается, что у неё ДЦП. В этой экспериментальной группе девочка с первого дня. Мама говорит — результаты потрясающие.
Татьяна Шевчик, мать Дарины:
— Изначально мы вообще не ходили. Сейчас она ходит, плохо, на пальчиках. Но плавает — да! Потому что она в воде чувствует себя очень хорошо.
Дашу, которую мы встретили возле бассейна, тоже — не узнать. Вода расслабила её мышцы настолько, что девочка отваживается нырять.
За успехами детей, со слезами радости на глазах, наблюдают тренер и родители. Девятилетний Егор, который приехал на занятия в коляске, сейчас, пусть и с помощью мамы, но ходит.
Наталья Грищенко, Евгений Коденцов, Подробности, Телеканал Интер , Днепропетровская область.
26 сентября 2016 00:46
В днепре организовали стену памяти убитым патрульным
В Днепре под стенами управления полиции организовали стену памяти по патрульным Ольге Макаренко и Артему Курушеву
21 сентября 2016 17:08
В днепре чиновника задержали на взятке во время обеда (фото)
В Днепре во время получения очередной части взятки задержали одного из заместителей начальника Государственной службы по вопросам труда в области сертификации объектов нефтегазового комплекса.
17 сентября 2016 09:30
Спасатель пляжного патруля: мы отработали лето по стандартам США
17 сентября в Украине отмечают день спасателя. Энтузиазм, романтика и смелость – три основных кита, на которых держатся спасательные службы в нашей стране. Работа крайне опасная, ведь часто приходится рисковать собственной жизнью ради жизней других. Podrobnosti.ua встретились со спасателем пляжного патруля Киева, Артемом Гальчуком.
16 сентября 2016 18:16
В днепропетровской области задержали чиновника на крупной взятке
Сотрудники Управления защиты экономики в Днепропетровской области, в четверг, 15 сентября, задержали во время получения взятки заместителя Марганецкого городского головы и начальника отдела Марганецкого городского совета.
08 сентября 2016 22:48
#34;Евровидение-2017#34;: правительство объявит город 9 сентября
В пятницу, 9 сентября, состоится брифинг, на котором будет объявлен победитель отбора города-хозяина песенного конкурса #34;Евровидение–2017#34;.
08 сентября 2016 20:52
Полный комплекс упражнений ЛФК в бассейне
Гидрокинезотерапия, аквааэробика, лечебное плавание – все эти термины подразумевают лечебную гимнастику, выполняемую в бассейне.
Такой вариант ЛФК включает комплекс упражнений в воде и специальные методики плавания, оказывающие оздоравливающее воздействие на организм.
Водные процедуры показаны очень разнородной группе пациентов: взрослым, пожилым людям, детям с младенческого возраста, беременным женщинам. Важно лишь правильно подобрать гимнастический комплекс и заниматься регулярно.
Общие рекомендации для занятий в бассейне
Повысить эффективность гидрокинезотерапии можно, прислушавшись к следующим советам:
- Делать упражнения следует под контролем инструктора, имеющего специальное образование, хотя бы несколько первых тренировок;
- Начинать и заканчивать аквааэробику нужно плаванием. Плавать можно на спине или на животе (это зависит от особенностей заболевания), не останавливаясь, 4-5 минут;
- Между последним приемом пищи и началом тренировки должно пройти не менее получаса;
- Температура воды может варьировать в пределах 28-30°С;
- Общая продолжительность нахождения в воде не должна превышать 45 минут;
- Если вы еще не научились свободно лежать на воде, то можно воспользоваться спасжилетом;
- 5-10-минутные нагрузки должны прерываться отдыхом;
- Нельзя выполнять резкие, быстрые движения, даже если после погружения вы чувствуете уменьшение боли и скованности. Не забывайте также, что в период лечения осторожность надо соблюдать и на суше: запрещено поднимать тяжести, работать с наклоном вперед, как, например, при пилке дров, сельхозработах;
- После завершения сеанса желательно принять контрастный душ и попить горячего чая.
Существует четыре вида лечебной гимнастики в бассейне
- Дыхательная гимнастика. Показана не только при бронхиальной астме и бронхитах, но и для беременных, пациентов с расстройствами сердечно-сосудистой системы и с астенией.
При погружении в воду грудной клетки вдох затрудняется, но облегчается выдох, повышается кровенаполнение легких, а дыхательная мускулатура преодолевает большее сопротивление. Все эти факторы повышают эффективность дыхательных упражнений.
Пассивные тренировки.
Проводятся для больных с параличами, тяжелыми суставными патологиями и скелетными травмами, для детей грудного возраста. При этом необходима помощь инструктора ЛФК: нужно держать человека выше уровня парализации и помогать ему в выполнении определенных гимнастических элементов.
При активных занятиях физические нагрузки могут быть самыми разнообразными в зависимости от цели лечения. Делают упражнения на разные группы мышц, используют специальные гимнастические снаряды, чередуют упражнения в бассейне и на суше.
Плаванием можно улучшить состояние при грыже диска на пояснице, при этом плавать разрешается как на спине в свободном стиле, так и на животе кролем.
Кому на пользу, а кому во вред
При многих заболеваниях водная физкультура помогает добиться улучшения состояния и ускорить выздоровление. Она имеет разнообразные и многочисленные показания:
- Неврологические заболевания вследствие поражения головного, спинного мозга, периферических нервов, проявляющиеся снижением мышечной силы, высоким тонусом и атрофиями;
- Нарушение равновесия и координации движений;
- Болевые синдромы, связанные с патологией позвоночника (остеохондроз, грыжа межпозвонкового диска, сколиоз и другие изменения осанки);
- Восстановительный период после операций на позвоночнике;
- Заболевания суставов (артриты, остеоартрозы, подагра) в подостром периоде и патология сухожилий, связок и мышц (миозиты, тендовагиниты) в период ремиссии;
- Астенизация организма – нервное истощение, повышенная утомляемость;
- Восстановление после операций, травм, длительной болезни, когда человек вынужденно ограничивал физическую активность продолжительное время;
- Беременность, подготовка к родам;
- В детской практике: врожденные и приобретенные неврологические болезни (ДЦП, перинатальная энцефалопатия, полиомиелит), недостаточное физическое развитие.
Несмотря на все положительные моменты, ограничений для аквааэробики тоже немало:
- Открытые повреждения кожных покровов;
- Наличие венерических заболеваний, например, сифилиса, гонореи, трихомониаза;
- Инфекционно-воспалительные болезни кожи;
- Аллергия на хлор;
- Воспалительные заболевания глаз и ушей;
- Осложненное течение беременности;
- Эпилепсия;
- Психические расстройства;
- Недержание мочи и кала;
- Камни в почках или желчном пузыре;
- Тяжелые нарушения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Синдром позвоночной артерии с обморочными состояниями;
- Острые инфекционные процессы в организме любой локализации.
Перед посещением бассейна все пациенты обязательно должны быть осмотрены не только лечащим доктором, но и дерматовенерологом, терапевтом, врачом ЛФК для выявления возможных противопоказаний.
Подготовка к водным занятиям
Тренировки в воде имеют ряд особенностей, связанных с тем, что в водной среде уменьшается сила тяжести, и люди с тяжелыми заболеваниями могут выполнять гимнастические элементы, которые вызвали бы у них затруднения на суше. Тем не менее организму нужно подготовиться к занятиям в другой гравитационной среде.
Полное погружение туловища под воду в значительной степени облегчает нагрузку на позвоночник, но повышает сопротивление для дыхательной мускулатуры. Поэтому дыхательная гимнастика в воде более эффективна и широко применяется для лечения хронических заболеваний системы дыхания.
Прежде чем непосредственно приступать к гидрокинезотерапии, необходимо подготовить мышцы, выполнив несколько упражнений для суставов на суше. Разминку начинают с рук и плечевого пояса, затем переходят на ноги, а напоследок выполняют несколько гимнастических элементов для позвоночника и туловища.
После погружения в бассейн рекомендуется просто поплавать 5 минут в свободном темпе, чтобы адаптироваться к пребыванию в воде. Организм привыкнет к изменившемуся весу, перейдет к другому биомеханизму дыхания и будет готов к водной тренировке.
Плавание для особых детей — ДЦП
Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами.
Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью.
Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.
Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.
Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).
Плавание и лфк в бассейне для детей с дцп
Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.
Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования.
Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными.
Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной.
Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы.
Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы.
Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.
Какие виды упражнений лфк используют при лечении детей с дцп?
Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:
- Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
- Упражнения на растяжку.
- Упражнения на преодоление сопротивления.
- Плавание.
- Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.
Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться.
Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора.
Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.
Как записаться на занятия лфк в бассейне?
При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78
Медицинский допуск в бассейн
Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:
- Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
- Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
- Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.
Рефлекторная гимнастика на воде
В комплексной реабилитации детей с ДЦП применяются занятия в воде, которые включают в себя гимнастику и плавание. Преимущества водных тренировок в том, что у ребенка работают практически все группы мышц. Вода помогает облегчить ему выполняемые активные и пассивные движения.
Специалисты медицинского центра «Кия» проводят с детьми индивидуальные занятия в воде, которые включают в себя работу с рефлексами. Рефлекторная гимнастика на воде помогает предупредить формирование у ребенка патологических поз и неправильных двигательных стереотипов, а также способствует развитию двигательных возможностей и улучшает здоровье.
Плавание и гимнастика в воде положительно влияют на организм ребенка. Комплексные занятия помогают:
- укрепить опорно-двигательный аппарат;
- снять патологический мышечный тонус;
- улучшить координацию движений;
- расширить двигательные способности;
- стимулировать кровообращение;
- закалять организм ребенка;
- улучшить аппетит;
- укрепить иммунную систему и др.
Занятия в бассейне для детей с ДЦП — центр «Кия»
В Челябинске в медцентре «Кия» водные занятия с детьми с ДЦП проводят в бассейне. Инструктор по плаванию разрабатывает все упражнения для каждого ребенка индивидуально. В программу гидрореабилитации входит рефлекторная гимнастика и лечебное плавание.
При проведении гимнастики в воде применяются различные физические упражнения, которые выполняются при разной глубине погружения в воду. Упражнения проводятся как активные, так и пассивные, с элементами отягощения и облегчения.
Для занятий в бассейне ребенку необходима справка.
Гидрореабилитация при ДЦП – основные задачи
В медцентре при реабилитации детей с ДЦП проводимые водные занятия выполняют следующие задачи:
- Уменьшение влияния патологических рефлексов, таких как: лабиринтно-тонический, шейный тонический, асимметрично-шейно тонический.
- Поочередное формирование установочных рефлексов;
- Увеличение объема движения в суставах;
- Формирование двигательного стереотипа;
- Обучение отдельным элементам плавания.
- Постоянные тренировки помогут достичь ребенку с ДЦП высокого уровня самообеспечения.
Гидрореабилитация при параличе
Паралич – это заболевание, при котором человек полностью теряет способность к выполнению произвольных движений, вследствие поражения нервной системы. Кроме того, выделяют еще несколько подобных заболеваний: парез – частичная утрата двигательных способностей; парапарез – утрата способности двигать верхними либо нижними конечностями.
Воздействия гидрореабилитации на организм
Плавание – это один из самых действенных методов борьбы с параличом, парезом и парапарезом. Кроме того, это оптимальный вариант профилактики инсульта – главной причины возникновения параличей.
В данном случае объяснить эффективность плавания очень просто. Оно борется с ожирением, нормализует уровень холестерина, понижает количество жирных кислот в организме человека.
То есть оно дает отпор характерным синдромам, способствующим инсульту.
Не менее важную роль плавание играет и в реабилитации больных. По сути, паралич приводит к тому, что мышцы больного постоянно прибывают в гипертонусе. Именно это не позволяет человеку выполнять те или иные движения. Вода же абсолютно волшебным образом способна снимать состояние спастичности.
Кроме того, в воде происходит укрепление мышц спины, а это позволяет разгрузить поврежденные позвонки, и как следствие, начинается декомпрессия спинного мозга. Со временем анатомическая целостность позвоночника постепенно восстанавливается и к человеку начинает возвращаться способность двигаться.
Для взрослых людей, больных параличом, не существует каких-либо определенных методик, которые бы способствовали выздоровлению. В данном случае важен сам процесс плавания. Очень важно, чтобы во время процедуры пациент получал от нее удовольствие, не испытывал боль и чрезмерную усталость. Длительность процедуры и ее ход специалист подбирает исходя из первоначального состояния больного.
Что может дать гидрореабилитация?
Пользу плавания для больных параличом сложно переоценить. Оно имеет следующие преимущества:
- Тренирует сердечно-сосудистую систему больного человека.
- Дает ему ощущение ритмичности, учит согласовывать свои движения.
- Стимулирует нормальное кровообращение, как в тканях, так и в сосудах.
- Одновременно развивает опорно-двигательные функции рук и ног.
- Учит больного человека равновесию.
- Кроме того, комфортная температура воды в бассейне способна снимать болезненное напряжение в мышцах пациента.
Плавание при ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – хроническое нарушение двигательной активности. Характерное отличие ДЦП от иных видов паралича в начале его развитие (от сюда и название болезни). Заболевание диагностируется у детей в грудничковом возрасте. Вызывают его всевозможные патологические нарушения, как в стволе головного мозга, так и в коре, подкорковых областях.
На данный момент, плаванье – это оптимальный способ коррекции детского церебрального паралича.
Очень важно, чтобы ребенок с данным заболеванием не задерживался слишком долго в одном и том же положении, постоянная статика ему противопоказана.
Частая смена поз, сгибание и разгибание руки и ног, чередование спокойного и активного состояния – все это помогает сформировать необходимую чувствительность в мышцах больного.
Вода – это совершенно особая среда, которая дарит больному ребенку полностью новые ощущения: зрительные, тактильные и даже слуховые. В целом тактильные ощущения для ребенка с ДЦП имеют особое значение. Они способны стимулировать его нервно-психическую деятельность. Причем чем младше ребенок, тем сильнее будет эта стимуляция.
Вот почему важно заниматься плаваньем с больным малышом с самых ранних лет. Кроме того, маленький ребенок может намного быстрее научиться справляться в воде самостоятельно без посторонней помощи. Нельзя недооценивать и эффект от ныряний для детей всех возрастов.
Во время погружения под воду у больного происходит стимуляция клеток головного мозга.
Нужно также отметить, что дети с детским церебральным параличом очень подвержены всевозможным простудным заболеваниям, так как двигательная активность у них снижена, а дыхательные функции нарушены.
Те дети, которые занимаются тренировками в воде, практически забывают, что такой простудные болезни, ведь они проходят великолепный курс закаливания организма. Да и, к тому же, сложно найти хотя бы одного малыша, который бы не любил плескаться в воде.
Эмоции, которые вызывают у больных детей походы в бассейн, просто невозможно передать словами.
Очень важно, чтобы гидрореабилитация детей проводилась только квалифицированным тренером или физиотерапевтом. Профессионал помогает малышу удерживать свое тело в воде, учит его правильно двигаться и дышать во время процедур. Также он будет делать все для того, чтобы полученные в воде умения и навыки ребенок смог в дальнейшем применять и на суше. Не забывайте про эффективность лфк при дцп.
- Лечебное плавание при грыже позвоночника
- Лфк в воде: общие сведения
- Лечебное плавание при кифозе
- Лечебное плавание при сколиозе.
Гидрореабилитация ребенка с ДЦП или ода воде
Гидрореабилитация ребенка с ДЦП – это восстановление организма в условиях водной среды или ее средствами. Идеальный способ укрепления защитных сил организма.
Гидрореабилитация представляет собой направление физической реабилитации, направленное на восстановление организма в условиях водной среды или ее средствами. На мой взгляд, по эффективности не уступающее классическим — массажу и ЛФК. Водные тренировки – это идеальный способ укрепления защитных сил организма.
При заболеваниях неврологического характера и церебральных параличах, черепно-мозговых травмах и последствиях инсультов рекомендованы регулярные лечебные водные процедуры и занятия в бассейне, которые способствуют улучшению вентиляции легких и стимуляции кровообращения, регуляции мышечного тонуса и нервно-рефлекторной возбудимости.
Значение водной среды или ода воде
Вода – это не только основа всего сущего, но и отличный психотерапевт. Оказывая мягкое массирующее воздействие на кожные рецепторы, эта особая среда мотивирует выработку гормонов удовольствия и дарит человеку новые ощущения сразу на нескольких уровнях – слуховом, зрительном и тактильном, что, в свою очередь, способствует стимулированию нервно-психической деятельности.
А упражнения, выполненные в водной среде, по эффективности в несколько раз превосходят обычные: они укрепляют костно-мышечную систему, улучшают подвижность и гибкость суставов и, как следствие, предотвращают образование контрактур.
Кроме того, подобные занятия – отличный способ усовершенствовать навыки передвижения при ограниченной мышечной силе и подвижности суставов за счет сопротивления воды. В данном случае она выступает своеобразной опорой для рук и ног, в результате чего тело приобретает поступательное движение.
Также вода «учит» управлять телом в пространстве, перемещая центр тяжести, корректировать координацию и развивать новые двигательные реакции, даже те, которые ранее не выполнялись, тренирует вестибулярный аппарат, помогая держать тонус мышц на оптимальном уровне для физиологически нормального положения тела.
Гидрореабилитация как вид восстановительного лечения ребенка с ДЦП
Вышеизложенные аргументы дают основания утверждать, что гидрореабилитация ребенка с ДЦП за счет отсутствия значительных статических усилий позволяет развивать плавность движений и расслаблять мышцы, а сила сопротивления при движении, обусловленная выталкиванием воды, способствует возникновению новых координаций. Подобные занятия, сочетаемые с подводным массажем, помогают:
- двигать конечностями с разной амплитудой;
- совершенствовать двигательные навыки при свободном движении;
- учиться плаванию и ходьбе без посторонней помощи;
- стимулировать клетки головного мозга за счет погружения под воду и задержке дыхания.
За счет существенного снижения двигательной активности и нарушений дыхательных функций детки ДЦП очень часто подвергаются простудам. Гидрореабилитация помогает забыть об этом из-за отменного закаливания организма. Об эмоциональной составляющей тренировок в бассейне и говорить нечего – все позитивные впечатления невозможно передать словами.
Виды гидрореабилитации
- Лечебные ванны могут проводиться как с помощью пресной, так и минеральной воды. Они могут быть: хвойные и скипидарные, валериановые и шалфейные, радоновые и жемчужные, кислородные и морские. Эфирные масла, оказывающие раздражающее действие на кожу, сочетаются с влиянием тепла и морской воды, способствуя благоприятному психотерапевтическому эффекту и седативному действию.
Ванны сочетаются также с гидромассажем, подводным массажем с аэрацией струи и озонированием. Не рекомендуется лечиться при наличии общих противопоказаний, мокнущих дерматитах и грибковых заболеваниях, эпилепсии и сахарном диабете, склонностях к кровотечениям и серьезных нарушениях кровообращения, туберкулезах и острых воспалительных процессах.
Бальнеотерапия помимо ванн включает в себя и лечебные души с использованием минеральных вод – радоновых и сульфидных. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата, особенно при атонически-астатической и гиперкинетической формах ДЦП, используют подводный душ-массаж.
Воздержаться от процедур необходимо в случаях обострения лихорадочных состояний и хронических заболеваний, возникновении инфекций и воспалениях кожных покровов, склонности к тромбообразованию, тяжелых нарушениях работы сердца, онкологических образованиях.
ЛФК в бассейне в сочетании с бальнеопроцедурами дает потрясающий эффект за счет улучшения микроцеркуляции тканей, развивает подвижность и быстроту реакции ребенка, совершенствует самостоятельность и помогает в освоении необходимых бытовых навыков.
Из собственного опыта занятий в бассейне:
Таким образом, гидрореабилитация ребенка с ДЦП – это не только способ оздоровления, но и мотивация для достижения новых результатов и освоения новых способностей. Но помните, что только регулярность и настойчивость, непоколебимая вера близких ребенка, помогут добиться таких желанных сдвигов в его физическом развитии.
Конспект индивидуального занятия по плаванию с детьми с детским церебральным параличом
Задачи:
1. Помочь получить образное представление о дыхании, облегчить дальнейшее изучение правил дыхания.
2. Адаптация психики к деятельности в новой среде.
3. Обучение принятия вертикального положения из положения из положения лежа.
4. Развитие плавности движений и расслабление мышц тела, образование новых координаций движений (из-за изменения условий передвижения).
Подготовительная часть 3-4мин
Стоя у бортика, держась за поручень, сделать вдох, задержать дыхание и надуть щеки
Показывать и говорить, побуждая ребенка выполнить действие фразой «А ты как можешь»
Вдох и выдох в воду через трубочку
Пузыри показывают правильность выполнения, укорачивать трубочку, приближая лицо ребенка к воде
Стоя, держась за поручень, прыжки с погружением до плеч
Следить за правильным хватом кистей и пальцев
«Кораблик» Дуть на предмет, стараясь переместить его и идти за ним по дну.
Руки вытянуты вперед, делать глубокий вдох и продолжительный выдох
Ходьба с подвижной опорой (доской)
Контролировать правильное положение рук.
«Отдых на воде» Лежа на спине с поддержкой сбоку и подъем вертикальное положение.
В положении лежа стремиться расслабиться вытянуть руки и ноги, голова опущена.
Перемещение колец, лежащих на дне,
ногами (по возможности
Поддерживать ребенка и помогать, указывая направление.
Держась за поручень руками, пассивное сгибание и разгибание ног.
Инструктор держит ребенка за стопы и, выпрямляя ноги, на несколько сек. задерживает их в этом положении
Инструктор держит ребенка хватом из-за спины, повороты вправо-влево.
Постепенно усиливая вращение и скорость, достигать ощущения вибрации (флаттера) ног ребенка от возникающего гидродинамического сопротивления воды.
Захват плавающих игрушек руками
Выполнение сгибания и разгибания пальцев в условиях удержания вертикального положения в водной среде
Плавание в круге и вытяжение, лежа на
Самостоятельно передвигаться по бассейну с произвольными движениями рук и ног.
Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе по экологическому воспитанию…
Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе по экологическому воспитанию на тему: «Нелюбимые животные»
Проект «Врач — профессия важная и нужная!»
Проект «Врач — профессия важная и нужная!» Тип проекта: Групповой, познавательный. Участники: Дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатель, родители. Срок: 1 неделя. Цель: Формировать интерес к профессии.
Сценарий спортивного занятия в младшей группе «Жила-была тучка»
Сценарий спортивного занятия в младшей группе «Жила-была тучка» Участники: дети младшей группы. Цель: поддерживать дружеские отношения между детьми; воспитывать дружелюбие, создать положительный.
Доклад «Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания…
Доклад«Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности» 1. Семья и её типология моделей. Семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами.
Физкультурный досуг «Путешествие в лес»
Физкультурный досуг «Путешествие в лес» Вторая младшая группа Программное содержание: Создать праздничную атмосферу; развивать интерес детей к занятиям физической культурой; реализовать естественную потребность в.
Конспект НОД по математике. Тема «Что из чего, что для…
Конспект НОД по математике. Тема «Что из чего, что для чего» (Школа 2100) В старшей группе Программное содержание: — формировать у детей умение разбивать.
Комментарии
- Юлия
В блогах
Проект «Многообразие техник изобразительной деятельности»
Художественно-эстетическое развитие Проект «Многообразие техник изобразительной деятельности» Введение Проектная деятельность – это вид педагогической работы, который дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции.
Памятка для родителей «Пальчиковые игры для детей 4-5 лет»
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет Тема: Части тела «Это я» Это глазки. — Вот, вот. Это ушки. — Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох! устали вытрем лоб.
Игры и упражнения для снятия напряжения у дошкольников
Упражнения для снятия напряжения всего тела Упражнение «Рубка дров» Первое упражнение можно объяснить детям через ассоциацию с рубкой дров или ловлей бабочек. «Рубка дров» поможет переключить детей на активную деятельность, позволит выплеснуть свою агрессию в игре. «Вы когда-нибудь видели, как.
Игры и упражнения для снятия тревожности у детей дошкольного возраста
Основная цель упражнений – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля . 1. – «Игра в рисунок». Педагог начинает рисовать какой – либо рисунок (дом, дерево, реку и т.д) и начинает его комментировать.
Комплекс упражнений для детей с ДЦП
ЛФК – одно из эффективнейших методов физиотерапии, целью которой является правильное распределение и перенаправление собственных сил организма, которые порой оказываются намного сильнее любых лекарств.
ЛФК — комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленным на восстановление физической активности и адаптацию к жизни в современном мире.
Применяется при многих заболеваниях помимо ДЦП и прекрасно себя зарекомендовала как метод возвращения к жизни людей практически лишённых возможности нормально двигаться. Физические упражнения – это не только гимнастика, но также различные тренировки, помогающие восстановить работу нервной системы при ДЦП.
Что такое ДЦП
ДЦП – детский церебральный паралич, очень распространенное в современном мире детское заболевание, которое в общих чертах можно охарактеризовать как хроническую совокупность нарушений двигательной активности, сопровождающаяся до 30% случаев умственной отсталостью различной степени, по причине негативных изменений в деятельности нервной системы, обеспечивающей не только работу мышц и логического мышления, но и всех органов человека.
Чаще всего детский церебральный паралич вызван травмами органов центральной нервной системы и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за работу внутренних органов и двигательную активность человека. В случае каких-либо повреждений отделов, отвечающих за мышление, развивается умственная отсталость, однако, чаще всего дети с ДЦП отстают в развитии по причине физической неспособности познавать окружающий мир и общаться с другими людьми так же как их сверстники.
Это заболевание практически всегда развивается в период внутриутробного развития или при осложнённых родах, намного реже встречается в более позднем возрасте.
Впервые заболеть может даже подросток или совсем взрослый человек по причине травм органов центральной нервной системы или её заболеваний воспалительного, онкологического и другого характера.
Насчитывается до четырёхсот причин, которые могут повлечь развитие церебрального паралича у детей, но результат чаще всего один – невозможность управлять своим телом из-за неправильных сигналов головного мозга либо их искажения по пути следования к мышцам. Это выражено в параличе, слишком слабом или слишком сильном мышечном тонусе, нескоординированности движений или непроизвольных мышечных сокращениях, которые вызывают непроизвольные нервные импульсы от пострадавших нейронов.
Польза ЛФК при ДЦП
Лечебная физкультура при ДЦП проводится с целью научения ребёнка пользоваться своим телом и координировать двигательные сигналы к мышцам в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как врождённые двигательные рефлексы, которыми пользуются все остальные люди, дали сбой.
Также регулярная тренировка позволяет бороться с неправильным тонусом мышц, что особенно эффективно работает в случае парезов (полупараличей, когда мышцы не парализованы до конца, но сокращаются очень слабо из-за слабости нервных импульсов, и от этого начинают потихоньку слабеть и атрофироваться).
Самая главная польза ЛФК для детей с ДЦП — частичное восстановление нервной системы, которая у ребёнка ещё достаточно гибкая и в какой-то мере способна меняться, восстанавливаться и даже перестраиваться под внешним воздействием.
Чем раньше будет начат комплекс физической реабилитации при помощи лечебной физкультуры и чем качественнее, ответственнее, интенсивнее будут занятия, тем в большей степени ребёнок сможет компенсировать свой физический недостаток и быстрее научиться, не только пользоваться своим телом или самостоятельно себя обслуживать, но также сможет в той или иной мере жить активной жизнью сначала подростка, а потом молодого человека.
Разновидности ЛФК
Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.
ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:
- Гидрореабилитация.
- Гимнастика.
- Рефлексотерапия в составе ЛФК.
- Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
- ЛФК для детей до года.
Зоотерапия
Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно. Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей.
Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.
Гидрореабилитация
Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.
Гимнастика
Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.
Рефлексотерапия
Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.
У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.
ЛФК для детей до года
Лечебная физкультура для детей до года — это целый отдел физиотерапии, куда входят всевозможные её виды: гимнастика, гимнастический массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и войта-терапия, которые направлены на включение спонтанной моторики малыша, путём запуска определённых мышц, а также на недопущение деградации мышечного скелета и нарушения тех двигательных функций или рефлексов, которые пока работают, из-за неправильной работы отдельных частей организма.
Дети до года особенно пластичны и хорошо поддаются любому лечению, даже их нейроны пока ещё способны делиться, восстанавливая поражённые участки мозга, а как следствие – нарушенные функции. Основная задача ЛФК в этот период именно восстановление работы нервной системы, так как в более позднем возрасте, особенно после трёх — пяти лет, это будет в тысячи раз тяжелей, или будет носить скорее не восстановительный характер, а приспособительный для облегчения жизнедеятельности.
Как правильно выполнять ЛФК
Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.
Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.
Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.
Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.
Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.
Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома
Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.
Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется. Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.
Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.
Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.
Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.
Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.
При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.
Заключение
Прогноз занятий лечебной физкультурой для детей с детским церебральным параличом весьма благоприятный. Они позволяют как минимум в два раза улучшить состояние ребёнка, а также сделать его способным выжить в мире и даже трудиться. Конечно, больные диагнозом ДЦП получают пособие по инвалидности, но никакая выплата крохотной пенсии не заменит ему возможности завести семью, получить моральное удовольствие от любимых занятий или быть активным членом общества.
Стоит повториться, что чем раньше начать занятия, тем они будут эффективнее, но, тем не менее, приступить к ним никогда не поздно, компенсируя упущенное время упорным трудом.
https://perinatal39.ru/tsns/lfk-pri-dtsp-kompleks-uprazhnenij-gidroreabilitatsii-v-bassejne-dlya-detej.html
https://dohcolonoc.ru/conspect/7521-konspekt-individualnogo-zanyatiya-po-plavaniyu-s-detmi-s-detskim-tserebralnym-paralichom.html
http://nashinervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/kompleks-uprazhnenij-dlya-detej-s-dtsp.html