Определение спортивных упражнений

В физкультуре существуют различные виды упражнений, которые способствуют приобретению разнообразных двигательных навыков. Присутствуют естественные движения, но также есть и действия, для которых необходима дополнительная координация и чувство ритма. Эти способности человека формируются и тренируются на протяжении всей жизни.

Что такое координация?

Термин координация образован от латинского «coordinatio», что переводится, как «взаимное упорядочивание». Процесс координирования представляет собой согласование мышц организма, направленное на наилучшее исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков, улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в постоянной или промежуточной работе.

Когда человек постоянно находится в движении, системно повторяет определенные движения и упражнения, усложняет нагрузки, разучивает что-то новое, то при этом совершенствуются двигательные навыки и задействуются двигательные центры головного мозга, а также устанавливается устойчивая связь между мозгом и органами. Координация в физкультуре – это возможность соотносить собственные действия, их упорядочивать и согласовать.

Головной мозг отправляет импульсы по сети нервов, а органы под их воздействием выполняют те или иные движения.

Подобное согласование присутствует не у каждого человека. Некоторые взрослые люди, дети младшего возраста иногда двигаются неуклюже, нескладно жестикулируют, их походка непривлекательна, они неустойчивы на земле, имеют проблемы с вестибулярным аппаратом. Поэтому над координацией необходимо работать систематически. Для этого помимо спортивных тренировок будет полезным улучшать индивидуальный эмоциональный фон, упражняться во внимании.

Эффективные занятия для развития координации

Существует множество методик тренировок на координацию и развитие вестибулярного аппарата.

Для начала работы достаточно нескольких простейших упражнений:

  • Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.
  • Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.
  • Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.
  • Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.

Возрастные особенности координирования

Способности координировать свои движения находятся в прямой зависимости от возрастных возможностей человека:

Возраст (лет) Состояние показателей
5 Неудовлетворительное (за исключением детей, занятых спортом и музыкой).
8 Характерна неустойчивые скорость и ритмика двигательной активности.
14 Проявляется темп и четкость в деятельности всех групп мышц в связи с завершением формирования всей функциональной системы организма.
15 Наблюдается некоторое снижение активности.
17 Возраст оптимального развития. Организм готов к продуктивной работе, тренировкам и получению навыков.
Вам будет интересно  Гимнастика при плоскостопии у взрослых

Со временем автоматически гармонизируются все движения, и мышцы согласуются между собой, функционируя сбалансировано и эффективно. Во время уроков физической культуры школьники получают знания по легкой атлетике, гимнастике, участвуют в спортивных играх и получают первичные навыки работы на спортивных снарядах. Без хорошей координации нельзя ожидать успеха в каких-либо упражнениях.

Поэтому учебный процесс направлен на развитие согласования работы мышц с желаниями обучающихся. Самый благоприятный период для работы над координацией в младших классах. Обусловлено это особенностью человеческой психики для детского периода развития. Ребенок в состоянии воспринять и осознать что-либо только увидев и проделав определенный набор движений. В этом заключается наглядно-действенный тип мышления, характерный для детского возраста.

Координационные способности

Основными показателями координационных способностей являются:

  • быстрота реакций;
  • ловкость;
  • равновесие;
  • ориентация в пространстве.

Для правильной тренировки вестибулярного аппарата многое значат занятия, предусматривающие элементы акробатики и гимнастики. При этих занятиях увеличивать нагрузки и скорость выполнения упражнений необходимо постепенно. Упражнения должны быть разнообразными, темп со временем нужно повышать. В таком типе занятий ориентирование в пространстве развивается легко, потому что в этом случае задействованы и визуальные ощущения, и мышечная активность.

Такие упражнения проводятся совместно с пояснениями и наставлениями преподавателя. Движение рук и ног происходит: по очереди, синхронно, последовательно. Проще всего координировать движения, когда они производятся синхронно и в одном направлении. Более сложно выполнять поочередные упражнения. Наиболее трудные движения в разном направлении и разноименные. В занятиях для ног и рук нужно принимать во внимание увеличение сложности.

Помимо всего, требуется делать упражнения, где отдельно работают руки или ноги, или тело, а потом добавлять упражнения, соединяющие движение тела, рук и ног.

В координировании и удерживании интереса обучающихся к занятиям требуется всегда что-то новое. При проделывании упражнений нужно использовать оригинальные исходные положения, разноименные движения, зеркальные действия, смену ритмики. Поначалу при изучении ориентирования в пространстве смена положения частей тела осуществляется при зрительном контроле.

Затем возможно доступно обозначать всевозможные направления движения при помощи слов (относительно частей тела). Координация в физкультуре — это также ловкость, которая представляет собой способность в кратчайшие сроки переделывать двигательную активность в условиях изменяющейся неожиданной обстановки. При таких занятиях особые требования к умению сосредотачиваться, ко вниманию; необходима достаточная скорость реакций.

Координация в физкультуре — комплекс разминочных упражнений.

Из общих упражнений наиболее полезны для ловкости следующие тренировки:

  • Быстрая перемена позы. К примеру, из лежачего на спине положения необходимо сесть и расправить ноги, затем согнуть в колене правую ногу, потом левую; потом снова вытянуть ноги и лечь в исходную позицию.
  • Требуют слаженных действий трех или более человек. К примеру, передача предмета в колонне.
  • Несомненным преимуществом в данном плане обладают игровые виды спорта.

Развитие координационных навыков и способностей предусматривает также работу над равновесием. Оно тем более сложно, чем меньше имеется пространства для опоры. Равновесие всегда соотносится с инерцией от предыдущего движения, поскольку в дальнейшем идет мгновенный переход в статику. К примеру, совершая некоторое количество вращений, сложно остаться в равновесии, еще сложнее в завершении сохранить неподвижность.

Вам будет интересно  Физическое воспитание для дошкольников в семье

Для равновесия полезны упражнения:

  • Повороты на 360 градусов в одну и другую сторону.
  • Поднятие на носки, когда ступни ног размещены вместе. Также эффективны приседания в позе на носках с выпрямленной спиной.
  • Одна нога зафиксирована на месте и служит опорой, а вторая отводится вперед, в сторону, назад. Упражнение выполнять поочередно.
  • Поднятие ноги, опираясь на вторую. Потом следует повторение, закрыв глаза. В заключении требуется задержаться на 3-4 сек. на одной опорной ноге.

Основной показатель координации

Следует понимать, какими показателями измеряется координация:

  • точность движения;
  • разнообразие и сложность движения;
  • время;
  • точность реагирования на предмет, находящийся в движении;
  • ритмичность;
  • умение поддерживать равновесие;
  • способность к пространственной ориентации;
  • рациональность действия (целесообразность и экономичность);
  • меткость.

Эти показатели отрабатываются на занятиях по физкультуре. Однако, главным и наиболее комплексным показателем в оценке координации следует считать умения и навыки к быстрой перестройке всей двигательной программы. Для анализа индивидуальных координационных способностей необходимо наблюдать человека в течение 2-3 лет.

Можно с детского возраста предугадать прогноз развития координации в дальнейшем. Благоприятное время для прогнозирования развития координации в категории «телесная ловкость» (гимнастика) 6-7 лет. Категория «предметная ловкость» (игры спортивные) 11-12 лет.

Методы развития координирования

Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.

Методами развития координирования значатся:

  • вариативное упражнение;
  • игра;
  • соревнование.

На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.

Важно также проведение эстафет, так как они организуются при определенных временных рамках. Особенно эффективны подобные мероприятия с использованием баскетбольных мячей.

Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.

Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.

Комплекс упражнений на координацию

Для тренировки координации существует немало упражнений и целых комплексов, разработанных для тренировки различных групп.

Простейшим комплексом для работы с подростками и группами пенсионеров может являться следующий:

Комплекс упражнений для улучшения координационных способностей
Упражнение Доза Рекомендации
1 Подбрасывание мяча 5-6 мин.
2 Несколько шагов, кувырок вперед 4 раза
3 Метание мяча в цель 15 раз С каждым разом увеличивать расстояние к обозначенной цели.
4 Прыжки с разворотом 3 мин. 180° или 360°

Кому необходимо развивать координацию движений

Одним из главных вопросов школьного предмета «Физическая культура» является развитие у обучающихся физических качеств. Особенно для человеческого организма необходима координация, потому что двигательная активность частей тела должна быть согласованной. Помимо профессиональных спортсменов данная способность необходима абсолютно всем, потому что с помощью нее осуществляется каждое движение.

Вам будет интересно  Программа для пресса: комплекс упражнений тренировки кубиков для мужчин в домашних условиях

Виды координации

Координация представляет собой врожденную способность. Её, как и все остальные, необходимо развивать и совершенствовать. Она синхронизирует движения, при плохо развитой координации будет затруднительно вести нормальную жизнь. Следует отметить, эта человеческая способность при старении более других ухудшает свои показатели.

При отсутствии координации невозможно движение мышц. Она получает развитие при почти каждом виде спорта. Врожденную природную способность можно улучшить в каждом возрасте.

Координирование бывает:

  • Межмышечное: взаимосвязь мышц, участвующих в совершении движения (интенсивность и упорядоченность мышечных сокращений).
  • Внутримышечное: мышцы и их нервные импульсы.

Факторы, влияющие на координирование движений

Двигательные функции нуждаются во многих качествах, которые приобретаются тренировками. День за днем выполняя упражнения, достигается уровень мастерства, увеличивается быстрота и сила.

Факторы, от которых зависит координации:

  • адекватный анализ движения;
  • трудность двигательного упражнения;
  • уровень иных физических возможностей;
  • храбрость;
  • возраст;
  • общая подготовленность и другое.

К координированию также относится чувство времени, восприятие пространства где есть ритмичность и некий темп, которые могут меняться. В ее основе лежит, в свою очередь, способность удерживать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться. Для развитой координации требуется сообразительность, находчивость, собранность.

Рекомендации по развитию координирования

Развитие координирования производится в следующих направлениях:

  • Выполнение разных упражнений, где присутствует новизна их воспроизведения от занятия к занятию.
  • Повышение сложности поставленных задач, работа над точностью.
  • Развитие равновесия.
  • Тренировка вестибулярных функций.

Методические рекомендации: скорая перемена положений (встать, сесть); оригинальность и неожиданность положения (бег из сидячего положения); изменение быстроты с переменой порядка последовательности; использование в тренировках предметов разного веса, объема.

Практические советы:

  • При работе с детьми младшего возраста следует начинать со статических упражнений, развивающих одновременно ориентацию в пространстве, равновесие и визуальную оценку собственных действий.
  • Системный подход к периодичности тренировок, поскольку при длительных перерывах наблюдается снижение двигательной активности.
  • При организации занятий максимально разнообразить набор упражнений и игр.
  • Создание максимально доброжелательной обстановки в группе.

Средства развития координирования

Главными средствами тренировки координирования являются новизна и трудность исполнения. Сложность повышается с помощью, например, сокращения времени, увеличения дистанций, утяжеления веса предметов и так далее. Занятия по координированию перестают быть эффективными, когда их выполнение становится автоматическим. Потом их ценность пропадает, как каждое, изученное в полной мере и проделываемое в одних и тех же условиях, не способствует развитию.

Вдобавок необходимо работать над другими двигательными способностями помимо координации. Координационная способность индивида имеет значимое место при регулировании движений. Она способствует согласованию и контролю различных двигательных активностей в зависимости от поставленных задач.

Человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, требуется прогнозировать возможные ее преобразования, предвидеть будущие события; и на основе этого создавать собственную модель действий, ориентированную на достижение поставленных целей.

Совершенствование двигательных функций составляет основную задачу занятий физкультурой. Эта задача естественным образом подразумевает развитие координации во всех ее видах. В первую очередь тренировки необходимы детям и людям старшего поколения. Работа с остальными группами в этом плане зависит от профессиональной ориентации последних.

Видео о координации в физкультуре

Перечень упражнений на координацию:

https://clinica-opora.ru/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA/