Всё о мотокроссе: правила соревнований, требования к мотоциклам, что такое парк гонщиков
Содержание
Кто хоть раз побывал на соревнованиях по мотокроссу, тот видел, насколько зрелищно входят в повороты мотоциклисты на своих «железных драконах». Восхищённые зрители зачастую задаются вопросом: гонщик ведет мотоцикл или мотоцикл несет гонщика? В этом виде спорта успех в равной степени зависит от умения водителя, его навыков, опыта, и от технических характеристик транспортного средства. Только слившись воедино с мотоциклом, спортсмен может его контролировать, а это под силу далеко не каждому. Множественные тренировки вырабатывают двигательные рефлексы, которые постепенно доводятся до автоматизма.
Что такое мотокросс?
Прежде всего мотокросс представляет собой захватывающую спортивную дисциплину, в которой участники соревнуются на специальных мотоциклах. На отдалении от мест общественного пользования выбирается или специально организовывается кольцевая трасса с препятствиями в виде ям, кочек, поворотов. Езда по такому внедорожью не сравнится с поездкой по городскому асфальту. Различные элементы (трамплины, торможения, повороты) требуют координации мышц, работы с балансом тела, сил и выносливости.
Мотокросс – это не просто катание, это вид спорта, где ставится и выполняется задача – за максимально короткое время преодолеть специальный участок трассы. Это грязная, требовательная, трудная работа, смесь волнения, адреналина и запаха бензина.
Правила соревнований по мотокроссу
Все действия организаторов, участников должны подчиняться Правилам и неукоснительно ими выполняться.
Требования к мотоциклам
Перед каждым соревнованием организаторы рассылают участникам Положение о проводимом мероприятии, где указаны требования к классам мотоциклов:
- категория І, группа А1: 50-500 см 3 для двухтактных, 175-650 см 3 – для четырехтактных двигателей;
- категория І, группа В1, мотоколяски: 2-т – 350-750 см 3 , 4-т – рабочий объем до 1000 кубиков.
Соревноваться можно в нескольких классах. На кубках, чемпионатах, первенствах РФ соревнование на мотоколясках проводится лишь после выступления одиночек. Зимние гонки обязательно проводить на ошипованных металлом шинах. В одном заезде используют только один вид шин.
Требования к трассе
Трасса для мотогонок – это кольцевой участок длиной 1,5-3 км. Она нигде не раздваивается, бывает стационарной (постоянной) или временной. Официальные соревнования проходят на трассах 1,75 – 2 км. Самое узкое место трассы – 6 м, для мотоколясок – не меньше 7 м. В вертикальном пространстве на протяжении пути ничего не должно находиться на высоте меньше 3 м. Безопасность водителей напрямую зависит от конфигурации трамплинов. Не разрешены многократные прыжки. После поворотов устраивают «гребенки» – холмики полметра в вышину, расстояние между вершинами которых составляет около 2,5 м. Правила запрещают опасные трассы – с каменистыми участками, глубокими водоемами. Также в пути не должно быть длинных отрезков, где можно разогнаться до скорости выше 55 км/ч.
Требования безопасности
Организаторы обязаны обеспечить безопасность всех участников состязаний. Трасса должна поливаться до и между заездами, чтобы было меньше пыли. В зоне, где находятся участники гонок, не должно быть служебных собак.
Вся протяженность трассы должна отвечать правилам:
- столбы, деревья, другие препятствия, которые невозможно убрать, огораживают тюками из соломы или другого материала, поглощающего ударную силу;
- по всей длине предусматривают метровую нейтральную зону; в идеале это насыпь высотой 50 см со вбитыми тонкими деревянными колышками, соединенными между собой лентой.
Рабочая зона (парк, стартовая/финишная зоны) должна быть огорожена, допуск в нее посторонних лиц запрещен.
Требования к зоне старта
Стартующие мотоциклисты выстраиваются в ряд на расстоянии метра друг от друга. Одиночки стартуют по 30 человек, соответственно, ширина стартовой зоны минимум 30-32 м. Если проходят официальные соревнования, то стартуют одновременно 40 человек. Гонщикам на колясках разрешено стартовать в два ряда. Стартовая зона расположена под прямым углом к первому повороту. Таким образом все участники заезда оказываются в равных условиях.
Стартовая машина
Для одновременного старта используют стартовую машину. Она управляется из закрытого здания стартером вручную или дистанционно. Допускаются стартмашины с индивидуальными секциями, которые падают вниз или назад. Это приспособление устанавливается на бетонной площадке шириной 60 см, имеет высоту 50 см и угол наклона 80⁰. Между барьером и зоной ожидания – 3 м, а для мотоциклов с коляской – 6 м свободного пространства.
Что такое парк гонщиков и для чего он предназначен
Ровная площадка, предназначенная для нужд гонщиков, должна иметь:
- крытую зону для осмотра транспортного средства технической комиссией;
- закрытую территорию для постановки мотоциклов после заезда;
- отдельно оборудованную мойку для мотоциклов с нормальным стоком воды;
- женские (4) и мужские (6) туалеты;
- душевые кабинки (8);
- пункт скорой помощи;
- пост противопожарной охраны.
Также должны быть две тренировочные полосы для тестирования мотоциклов, которые разделяют между собой тюками или другими нежесткими барьерными материалами. Парк гонщиков должен иметь прямой выезд в предстартовую зону. На территории парка или близко от него располагается помещение для совещаний жюри.
Другие сооружения и помещения
Вокруг трассы располагаются пункты служб, задействованных в соревновании.
- Бюро – сразу на подъезде к трассе. Тут же – места для прессы. Помещение оборудуется мебелью, телефоном, копировальной техникой, факсом.
- Медицинское сопровождение оговаривается в Положении. Должно быть 3 машины скорой помощи, одна из них – с реанимационным оборудованием. За медобеспечение отвечает главврач соревнования и его бригада.
- Пожарные посты должны быть на оговоренных местах трассы, а также в парке, на старте, в ремонтной зоне.
- Комментаторы вещают со своего поста по громкой связи.
- Должна иметься вышка, чтобы считать круги и засекать время.
- Возле финиша располагают часы, показывающие время гонки.
- Вдоль всей трассы должны быть сигнальные посты для судей.
Кроме служебных зданий, организаторы оборудуют сооружения, помещения для любителей гонок, которые пришли поболеть:
- автостоянки;
- медпункт;
- пункты питания;
- туалеты;
- пост пожарной охраны.
Возле каждого названного объекта должен находиться пункт для сбора мусора.
Тренировки в предсоревновательный период
Зарегистрированные участники после медицинского и технического контроля имеют право на тренировки. Когда и сколько они будут длиться, по какому принципу совершится отбор – об этом участники узнают из Положения соревнований.
Свободная тренировка длится полчаса, а на время – 20 мин. Если гонщиков больше 4 десятков, их делят на группы. В официальных тренировках дают 5 минут на опробование старта (непосредственно в день гонок или отборочных заездов). Если возникли смены конфигурации пути, дается 1 круг, чтобы ознакомиться с изменениями. В каждом официальном заезде разрешено стартовать одновременно 40 байкерам.
Программа заездов
Положение о соревновании, утвержденное организаторами, устанавливает программу:
Количество заездов | Время заезда, мин | Дополнительные круги | |
Многоэтапные официальные соревнования | |||
Одиночные | 2 | 30-40 | 2 |
С коляской | 2 | 25-30 | 2 |
Юниоры | 2 | 20-25 | 2 |
Юноши | 2 | 10-15 | 2 |
Мальчики | 2 | 5-10 | 2 |
В одноэтапных соревнованиях дается 3 заезда. Перерыв – не менее 1 часа 15 минут.
Порядок старта
Хороший рывок – это шанс первым увидеть клетчатый флаг на финише, поэтому очень важно правильно начать движение. Перед стартом гонщики находятся в предстартовом парке:
На старт выходят по результатам квалификационных хронометрируемых заездов. Первым идет мотоциклист с самым лучшим результатом. Далее – участник из другой группы, третьим выезжает водитель из первой группы. Так, чередуя группы по рейтингу водителей в них, составляются новые группы.
Если проводятся неофициальные соревнования, проводится жеребьевка, а последующие заезды формируют по результатам текущего.
Заняв место на старте, участник уже не может ни меняться им, ни вернуться в ЗО, ни просить помощи. Поломки, возникшие на старте, должны решаться после того как стартующие покинут зону.
Фальстарт
Старт раньше времени предполагает определенные действия судей.
- Взмах красным флагом обозначает возврат соревнующихся в зону ожидания и повторный старт. При этом замен техники и участников не предвидится.
- Второй вариант – «временный стоп» (ВС). Сигнал судьи на линии финиша (он показывает табличку ВС и номер гонщика) – это указание спортсмену отъехать в место, обозначенное «ВС», на 10 секунд, не заглушая двигатель, и потом продолжить кросс. За процедурой «временного стопа» следит специальный судья. Не выполнивший трижды указания судьи гонщик покидает заезд, и от его результата отнимут 30 сек.
Если фальстарт совершили несколько водителей, их тоже направляют в зону ВС: сначала сильнейшего из них, потом, после проезда круга – остальных в порядке очереди.
Должностные лица
На официальных соревнованиях в состав жюри входят Президент, спортивный комиссар, главный судья. Все они должны быть лицензированы Мотоциклетной федерацией России. На небольших соревнованиях осуществление контроля за ходом состязаний ложится на главного судью.
Все, что касается организации соревнований – зона ответственности организаторов. Эти вопросы не касаются жюри, которое отвечает только за ход гонок, оценивания, арбитража, апелляций. Прибыв за сутки до начала мероприятия, жюри вместе с директором гонок делает инспекцию трассы и сооружений на предмет соответствия программе и безопасности. Когда жюри проводит заседания, представители команд имеют право присутствовать в качестве наблюдателей.
Остановка заезда
Поднятие красного флага обозначает остановку заезда (тренировки). Решение об остановке может принять Главный судья исходя из ситуации, угрожающей безопасности любого участника соревнования. Если гонщики не проехали половины положенного времени, через 30 мин будет дан повторный старт, из которого могут быть исключены и заменены на запасных виновные в остановке водители. В это время можно заменить мототехнику, но не позже 10 минут до старта. Если мотоциклисты накатали большую половину времени заезда, их оценивают по времени, которое они показывали на предыдущем круге перед взмахом красного полотнища.
Заезд можно остановить только один раз. Если требуется вторая остановка, а гонщики не проехали половину времени, то считают, что заезд не состоялся.
Поведение гонщика. Помощь ему на трассе
Байкер – лицо, ответственное не только за свою безопасность, но и окружающих. По этой причине гонщик должен строго придерживаться правил движения и поведения на трассе.
- Запрещается срезать трассу – это будет считаться получением преимущества.
- Следуя в парк или ремонтную зону, нужно выбирать траекторию, не мешающую движению других участников. В этих зонах следует двигаться медленно.
- Консультироваться члены команды и их представители могут только в ремонтной и парковой зоне.
- Никакой посторонней помощи на трассе гонщик принимать не может, разве что от судей и следуя правилам безопасности: подъем упавшего мотоцикла, перемещение его в безопасное место, поддерживание во время ремонта. При этом ремонтировать своего железного друга гонщик обязан самостоятельно.
- Можно заезжать беспрепятственно в ремонтную зону, остановиться, чтобы заменить любую деталь, кроме рамы. Можно заправиться с неработающим мотором. Если проходят основные или отборочные заезды, этот мотоциклист на трассу уже не выходит.
Чтобы быть в курсе всей информации, касающейся мотокросса, гонщики должны присутствовать на всех совещаниях, которые для них устраивают организаторы.
Определение результатов
Перегоны по кольцу продолжаются до тех пор, пока лидер, прошедший все круги, не промчится по финишной прямой, а судья в момент пересечения не взмахнет флагом. Финишируют все по порядку прохождения, также учитывается количество пройденных кругов. Не будет зафиксирован результат мотоциклистов, которые:
- по истечении 2 минут после победителя не явились на финиш (на трассе больше километра – 3 мин.);
- не прошли75% кругов от тех, что преодолел победитель.
Если при фиксации результатов получается не целое число, его округляют в сторону большего значения. Бывает, что судья на доли секунды запаздывает со взмахом финишного флага, и результат не совпадает с официальным временем. В таком случае места распределяются в порядке гонки на момент взмаха черно-белого флага.
Если гонщики участвовали в нескольких заездах, их очки суммируются, и по сумме очков определяется победитель. При равенстве очков между двумя соревнующимися выбирают того, кто занял больше призовых мест. Если же и в этом случае лидер не будет выявлен, итоговый результат определят очки последнего заезда.
Мотоциклы
Обязанность мотоциклиста – предоставить к техническому осмотру мотоцикл, который будет отвечать ряду нижеперечисленных требований.
Номерные знаки должны быть иметься на мотоцикле только на соревновании, но и на тренировках.
Заправка мотоцикла во время работы двигателя строго запрещается, иначе гонщик будет отстранен от соревнований. Можно использовать неэтилированный бензин 102 (90) марки. Кроме масла ничего в топливо добавлять нельзя. 2-т мотоциклы заправляются смесью бензина и масла с октановым числом не выше, чем было до смешивания.
Экипировка
На тренировках и соревнованиях спортсмены должны иметь специальную экипировку, чтобы быть защищенным от издержек быстрой езды.
- Шлем должен быть целым, без повреждений, крепиться ремешком под подбородком. Застежка должна при необходимости без проблем сниматься. После каждой чрезвычайной ситуации, а также перед тренировочными заездами технический контроль проверяет шлемы гонщиков. Если обнаружится защитный головной убор с дефектом, технический судья потребует заменить его новым. В противном случае спортсмен не будет допущен к гонкам.
- Костюмы и перчатки гонщиков должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к истиранию, водопроницаемости, огню, быть тугоплавкими и не токсичными.
- В качестве обуви используют кожаные мотоботы.
- На верхней части костюма во время гонок/тренировок гонщик должен иметь номер размерами 25*20*3 см, выполненный в контрастном к рубашке цвете.
Все участки тела спортсмена должны быть закрыты. Для этого понадобятся мотоочки, наколенники, пояса, защита для шеи.
Крупные соревнования по мотокроссу
Самое престижное соревнование – Чемпионат мира по мотокроссу. До этого с 1952 по 1957 год соревновались только представители Европы. С ростом популярности мотоциклетного кросса расширилась география участников гонок, которые сейчас соперничают в двух классах: MXGP, MX2. На протяжении 30 минут спортсмены преодолевают трассу плюс 2 дополнительных круга.
С 1947 года мотокоманды ежегодно соревнуются в ивенте, который называется Motocross des Nations. В 61-м году к гонкам Мотокросс Наций присоединили Трофей Наций, а в 1980-м добавился Кубок Наций. Теперь эти три отдельные события объединены в одно.
В Америке с начала 70-х проводят основную серию гонок AMA Motocross Championship, которую организовывает Американская Мотоциклетная Ассоциация.
Тайваньский крупнейший производитель шин Маххis поддерживает британский чемпионат по мотокроссу British Motocross Championship.
С 2005-го года прекрасная половина соревнуется в Чемпионате по мотокроссу среди женщин.
Федерации
Все официальные мотоциклетные соревнования организовывает FIM – Международная федерация. С 1904 по 1949 год она носила название «Международная федерация мотоклубов». Ныне FIM насчитывает более 115 национальных членов-федераций. Они разделены на 6 групп по регионам.
В России спортивную дисциплину «мотоциклетный кросс» развивает Федерация мотоциклетного спорта (МФР). Она основана в 1960 году, является преемницей Федерации мотоспорта Советского Союза. В состав МФР входит 65 региональных федераций.
Историческая справка о кроссе на мотоциклах
Любители погонять на мотоциклах всегда стремились к выявлению сильнейшего. Дух соревнования присутствовал среди владельцев самой первой мототехники. Известная «гонка за лисой», состоявшаяся в 1908 году на окраинах Лондона, показала несостоятельность железных машин в сравнении с всадниками на лошадях. На бездорожье только два гонщика пришли к финишу, а ведь задумка была показать силу, маневренность, преимущество техники.
В последующие годы проводились различные соревнования, которые массовой заинтересованности не вызывали. Организаторы все еще были в поиске нужного формата гонок. Например, пробовали гонку «Подъем на холм». Стартовали гонщики по одному, а трасса выбиралась с таким расчетом, чтобы ни одному из участников так и не удалось подняться на холм. Побеждал тот, кто преодолел наибольший километраж.
Еще практиковались многодневные кроссы-марафоны по прямым трассам общего пользования. И только в 20-30 годах был найден оптимальный вариант для соревнований. Им оказались кольцевые гонки, которые устраивали всех – организаторов, гонщиков, зрителей. Использовалось естественное покрытие: грунт, трава, песок. Организаторы впервые применили массовый старт и решили вопрос с длиной трассы: для удобства была выбрана кольцевая конфигурация 1,5-3 км, которая вполне позволяла болельщикам насладиться захватывающим зрелищем.
Первые соревнования проводились на обычных дорожных мотоциклах, облегченных за счет снятия зеркал, фар, багажника. Но конструкторская мысль работала в направлении создания специального кроссового байка, который удовлетворял бы требованиям: скорость, легкость. В 1947 прошел первый международный чемпионат, положивший начало ежегодным соревнованиям, каждый раз в другой стране. Гонки стали популярны, и Международная мотоциклетная федерация утвердила чемпионат Европы.
80-е годы называют «золотой эрой» стремительного развития мотокросса. В ту пору регулярно изменялись технические параметры мотоциклов, выявлялись новые звезды мотоспорта, определялись лучшие производители кроссовых мотоциклов. В 2008 году в мировом чемпионате участие впервые приняли женщины.
Обучающая литература
Начинающим мотоциклистам будет интересно осваивать мотокросс, изучая дисциплину в том числе по книгам, которые для многих современных лидеров стали настольными пособиями.
- Бэйлз Д, Семикс Г. «Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро». Стратегия гонщика, положение тела, способы справляться с препятствиями и многие другие ценные советы – все эти полезные сведения есть в этом пособии.
- Очень популярна в кругу мотогонщиков книга Ю. И. Трофимца «Мотокросс. Подготовка гонщиков», изданная в 1990 году. «Живое», бумажное издание достать почти нереально, поэтому любители активно скачивают ее в интернете. Каждая глава книги основана на практике заслуженного тренера, отличается научным подходом. Аналогов этого издания нет во всем мире.
- Как подготовиться к гонке, как настроиться психологически? Как рационально обработать трассу, какие тактические методы борьбы применить в гонке? На эти вопросы найдутся ответы в книге Григорьева И. М. «Мотокросс и гонщик». Мастер спорта, призер мирового первенства и, кстати, ученик Трофимца Игорь Григорьев дает практические советы поведения на трассе. Издание старое, 1983 года, но востребованное любителями мотокросса.
- Книга для начинающего мотолюбителя «Мотоциклы для новичка» пригодится тем, кто мечтает с велосипеда пересесть на моторизированную технику. Выбор экипировки, правила вождения, характеристики – ответы на эти и другие важные вопросы даны в издании Фонда мотоциклетной безопасности. Осталось только приобрести «железного коня».
- Грамотно и целенаправленно строить тренировки можно с книгой Французской Федерации мотоспорта «Учебник-методичка по мотокроссу и эндуро». Предназначена она для тренеров и самостоятельных тренировок новичками. Содержит много полезной информации, чтобы «поставить технику» езды.
Экстремальный мотокросс привлекает зрелищностью, азартом и непередаваемым духом соревнования. Ведь в мотоцикле есть маневренность, благодаря которой можно преодолевать препятствия, обходить соперника. Там, где не пройдет гоночная машина, мотоцикл выберется с легкостью. Но сам по себе «железный конь» ничего не значит без умелого, опытного наездника, который ежедневно выкладывает свои решительность, силы, выносливость на алтарь развития самого технически сложного вида спорта.
Турнир:
Чемпионат Германии. Бундеслига
Источник http://alvin-almazov.ru/rules/vsyo-o-motokrosse-pravila-sorevnovanij-trebovaniya-k-motociklam-chto-takoe-park-gonshhikov/